УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ СТРАХОВАТЕЛЕЙ С ПФР
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" издан 24.07.2009, а не 24.07.2010.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 212-ФЗ издан 24.07.2009, а не 24.07.2010 и имеет название "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а не "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного пенсионного страхования". Статья 15.61 в данном Федеральном законе отсутствует.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 24.07.2010 № 213-ФЗ) и ст. 15.61, Федеральным законом от 24.07.2010 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного пенсионного страхования" страхователи, у которых численность работающих более 50 человек, с января 2011 года обязаны представлять сведения в ПФР только в электронной форме (по электронным каналам связи).
Отчетность, представляемая в электронном виде без бумажных носителей, обязательно должна заверяться ЭЦП. Чтобы сдать отчетность с ЭЦП лично, нужно представить ее на магнитном носителе в территориальный орган ПФР по месту регистрации.
Для сдачи отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) плательщику страховых взносов (Абоненту системы) необходимо написать заявление о подключении к электронному документообороту (ЭДО), а также заключить соглашение об обмене электронными документами в системе ЭДО ПФР по ТКС с территориальным органом ПФР по месту регистрации.
Абонент системы за свой счет приобретает, устанавливает и обеспечивает работоспособность программного обеспечения и средств криптографической защиты информации и ЭЦП, необходимых для подключения к системе. Изготовление и сертификацию ключей шифрования и ЭЦП осуществляет один из поставщиков услуг - удостоверяющий центр (УЦ), список которых Абонент системы может получить либо в территориальном органе ПФР, либо на сайте Отделения ПФР (www.pfrf.ru/ot_tula/) в разделе "Электронный документооборот".
Плательщику необходимо заключить договор с поставщиком услуг УЦ, программного продукта для представления сведений о застрахованных лицах и расчета в территориальный орган ПФР по ТКС, получить сертификат ЭЦП в удостоверяющем центре.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Распоряжение Правления ПФ РФ от 11.10.2007 № 190р имеет название "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", а не "О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования".
Благодаря распоряжению ПФР от 19.03.2010 № 75р, внесшему изменения в распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования", у страхователей с 2010 года появилась возможность представлять отчетность в территориальные органы ПФР через уполномоченных представителей. Это значит, что для подключения к системе ЭДО ПФР у страхователя в данном случае нет необходимости заключать договор с представителем УЦ и соглашение с территориальным органом ПФР. Ему достаточно заключить договор поручения с юридическим либо физическим лицом, которое он уполномочивает подписывать ЭЦП и представлять отчетность в территориальные органы ПФР, оформить на него доверенность и передать один экземпляр указанных документов вместе с заявлением о передаче документов через уполномоченного представителя в орган ПФР. Использование услуг уполномоченного представителя существенно упрощает для страхователя процедуру представления отчетности в органы ПФР.
Вся информация об УЦ, действующих в Тульской области, и о порядке подключения к системе ЭДО находится на сайте Отделения ПФР (http://www.pfrf.ru/ot_tula/) в разделе "Работодателям".
Для тех страхователей, кто еще не решил для себя вопрос о возможности подключения к электронному документообороту с территориальными органами Отделения ПФР, напомним о его преимуществах:
- экономия материальных затрат, связанных с приобретением бумаги, картриджей для распечатки документов, организацией хранения копий индивидуальных сведений и других документов, представленных в ПФР, доставкой документов в органы ПФР;
- экономия трудовых затрат, использованных на заверение каждого листа индивидуальных сведений и других документов личной подписью руководителя организации и печатью страхователя, распечатку документов, представляемых в органы ПФР;
- экономия затрат рабочего времени сотрудников, потраченного на поездки в территориальные органы ПФР и пребывание в очереди к нужному кабинету.
ПЕРЕДАЧА ОТЧЕТНОСТИ ПО ТКС
Обязанность по представлению электронной отчетности в территориальный орган ПФР считается исполненной только тогда, когда из территориального органа ПФР придет протокол контроля, подтверждающий правильность формы отчета и подлинность ЭЦП.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации". Дата доставки указана в этом документе, и она может не совпадать с датой, когда работодатель получит этот документ.
Если плательщик страховых взносов отправил отчет РСВ-1 либо сведения индивидуального (персонифицированного) учета о работающих у него застрахованных лицах, но не получил от территориального органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке отчетности (в течение двух рабочих дней) или протокол контроля сведений (в течение четырех рабочих дней), необходимо сообщить об этом в территориальный орган ПФР и выяснить причину. При необходимости отчетность нужно отправить заново. В 2-недельный срок страхователь обязан внести исправления в сведения ПУ и представить в орган ПФР уточненные данные.
ВНИМАНИЕ! Расчет и сведения индивидуального (персонифицированного) учета не являются принятыми, пока все ошибки не будут исправлены и не придет квитанция о доставке и протокол контроля, подтверждающий правильность формы и ЭЦП. Чтобы не опоздать с отчетностью, лучше не отправлять ее в последний день.
ВАЖНО! Копии представляемых в ПФР сведений страхователь обязан хранить по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.
О БЕСПЛАТНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Программы для формирования отчетности и подготовки ее к сдаче в территориальные органы ПФР представляются органами ПФР бесплатно. Подробнее узнать о функциональных возможностях программ можно на сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/ot_tula/) в разделе "Работодателям".
ВАЖНО! Страхователь перед отправкой отчетности в территориальный орган ПФР по месту регистрации обязан с помощью программы CheckXML осуществить проверку сформированных файлов с отчетностью по страховым взносам по форме РСВ-1 за каждый отчетный период. Данная программа обеспечивает тестирование файлов со сведениями о застрахованных лицах, представляемых работодателями в Пенсионный фонд. Программа служит универсальным критерием для оценки правильности формирования отчетности в электронном виде. Программа позволяет страхователю и сотруднику территориального органа ПФР определить, соответствует ли представляемая отчетность и данные в ней тем требованиям, которые предъявляет пенсионное законодательство РФ. Программа CheckXML постоянно обновляется.
Начальник Управления Пенсионного фонда
в Ленинском районе Тульской области
О.И.КИРЬЯНОВА