Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу № А79-3918/2011

Резолютивная часть оглашена 18 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июля 2011 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинградская, 33,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., 2,
о признании недействительными решения и предписания от 18 апреля 2011 года по делу № 24-АМЗ-2011,
при участии:
от заявителя - А.Ю. по доверенности от 17.01.2011 года,
от ответчика - А.А. по доверенности от 24.12.2010 года,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) о признании недействительными решения и предписания от 18 апреля 2011 года по делу № 24-АМЗ-2011.
Заявление мотивировано тем, что письмо ООО "ЮНИОН" от 09.08.2010 года не являлось заявкой о предоставлении для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка участков недр. Форма заявки утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 192 от 10.06.2009 года. Следовательно, Министерство отвечало на письмо, а не на заявку. Кроме того, включение в перечень объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых участков недр, по которым не произведена оценка запасов, не предусмотрено законодательством Чувашской Республики.
В ходе судебного заседания представитель заявителя требование поддержал по вышеизложенным доводам.
Представитель ответчика требование не признал. Пояснил, что решение антимонопольного органа законно и обосновано. Ответ Министерства от 03.11.2010 года № 62/01/05-4626, направленный ООО "Юнион" о нецелесообразности в проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики необоснован, так как мероприятия, установленные статьей 23 Закона о недрах по рациональному использованию и охране недр на территории Чувашской Республики Министерство не проводило, оценка запасов и возможное влияние на биологические и рыбные ресурсы реки Волга по запрашиваемым участкам недр не изучалась.
Представитель ООО "Юнион" в судебном заседании от 12.07.2011 года поддержал позицию Управления и пояснил, что Министерство должно было ответить в их адрес в соответствии с действующим законодательством, а не отказать в виду нецелесообразности.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Юнион" обратилось в Управление с жалобой на действия Министерства. Из жалобы следует, что 09 августа 2010 года ООО "Юнион" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с заявками о предоставлении для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка участков недр, расположенных 1249,5 - 1252,4 км, 1220 - 1225,3 км, 1248 - 1250 км по правой кромке судового хода акватории р. Волга (исходящие № 253, 254, 255).
03.11.2010 года Министерство в своем письме № 62/01/05-4626 указало, что в акватории р. Волга на территории Козловского, Марпосадского, Чебоксарского и Моргаушского районов Чувашской Республики разведаны и числятся на балансе 12 месторождений строительных песков с суммарными запасами более 80 млн. куб. м. Все месторождения находятся в распределенном фонде или охранных зонах. Добычу строительного песка в акватории р. Волга в 2009 - 2010 гг. вели 4 недропользователя. При среднегодовой потребности строительных и дорожно-строительных организаций районов в количестве около 1000 тыс. куб. м обеспеченность запасами строительного песка составляет более 80 лет. В целях рационального использования природных ресурсов и охраны недр, а также сохранения биологических и рыбных ресурсов в бассейне р. Волга, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в настоящее время считает нецелесообразным дальнейшее проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории р. Волга на территории Чувашской Республики.
Приказом Управления № 56 от 28.02.2011 года возбуждено дело № 24-АМЗ-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
По результатам рассмотрения 18 апреля 2011 года вынесено решение. Согласно которому, в действиях Министерства установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписанием от 18.04.2011 года установлена необходимость прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем возврата к рассмотрению в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.09.1992 года № 2395-1 "О недрах" заявок ООО "Юнион" (г. Казань, ул. Заслонова, д. 7) от 09.08.2010 года № 253, 254, 255 о предоставлении для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка участков недр, расположенных преимущественно по правой кромке судового хода реки Волга согласно координат, обозначенных в приложениях к вышеуказанным письмам. Об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Управление до 31 мая 2011 года.
Не согласившись с данным решением и предписанием, Министерство обжаловало их в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992 года "О недрах" порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статей 6 и 10 Закона РФ "О недрах" геологическое изучение недр является одним из видов пользования недрами.
Следовательно, установление порядка геологического изучения недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, как одного из видов пользования недрами, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 192 от 10.06.2009 года утвержден Порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Чувашской Республики (далее - Порядок).
Пунктами 3.2.1 и 3.2.2 данного Порядка предусмотрено, что для проведения аукциона уполномоченный орган ежегодно составляет перечень (с учетом заявок, поступивших от потенциальных недропользователей) объектов лицензирования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых, согласовывает его с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, иными заинтересованными организациями. Перечень объектов лицензирования на планируемый год утверждается приказом уполномоченного органа. Перечень объектов для лицензирования включает в себя: наименование объекта; данные об оценке запасов, наименование органа, осуществившего их оценку (утверждение), и дату утверждения; предполагаемый срок проведения аукциона.
Ссылка Министерства на то, что указанным постановлением утверждена форма заявки потенциальных недропользователей судом отклоняется. Из приложений № 1, 2 к Порядку видно, что указанная форма заявки законодательством не предусмотрена. Следовательно, общество с ограниченной ответственностью "Юнион", как потенциальный недропользователь, имел право написать заявку в произвольном виде.
Кроме того, Министерство должно было включить в перечень объекты лицензирования, указанные в письме ООО "Юнион" для согласования с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр, иными заинтересованными организациями. Вышеуказанных действий Министерством предпринято не было.
В соответствии со статьей 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судом установлено, что вышеуказанные мероприятия по рациональному использованию и охране недр на территории Чувашской Республики Министерством не проводилось, оценка запасов и возможное влияние на биологические и рыбные ресурсы реки Волга по запрашиваемым участкам ООО "Юнион" не изучалась. Данные обстоятельства и не оспаривались представителем Министерства в ходе судебного заседания.
Фактически Министерство отказало ООО "Юнион", потенциальному недропользователю, ввиду нецелесообразности дальнейшего проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков в акватории р. Волка на территории Чувашской Республики, что не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, Управление обоснованно установила в действиях Министерства нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание от 18 апреля 2011 года вынесено в целях устранения нарушения.
Следовательно, решение и предписание Управления законно и обоснованно. Оснований для признания их недействительными не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда ЧР от 25.07.2011 по делу № А79-3918/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта о нарушении законодательства в области защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru