4. Административный регламент разрабатывается исполнительным органом, к сфере деятельности которого относится предоставление соответствующей государственной услуги, на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, положения об исполнительном органе и в соответствии с настоящим Порядком.
Исполнительные органы не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия исполнительных органов, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области, а также ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, за исключением случаев, когда возможность и условия введения таких ограничений актами уполномоченных исполнительных органов прямо предусмотрены Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Новосибирской области и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов Новосибирской области нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Новосибирской области.
5. Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - в сети Интернет) на официальном сайте исполнительного органа, являющегося разработчиком административного регламента, в течение одного рабочего дня, соответствующего дню направления проекта административного регламента на рассмотрение в юридическую службу исполнительного органа. В случае отсутствия официального сайта исполнительного органа, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте Правительства Новосибирской области уполномоченным органом государственной власти Новосибирской области - министерством экономического развития Новосибирской области (далее - министерство) по письменному обращению исполнительного органа.
(в ред. постановления
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
6. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой министерством.
7. Процедуры проведения независимой экспертизы проекта административного регламента регулируются Федеральным законом
от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).
8. По истечении срока, предусмотренного на проведение независимой экспертизы в соответствии с Федеральным законом
, исполнительный орган направляет проект административного регламента на экспертизу в министерство. Предметом экспертизы, проводимой министерством, является оценка соответствия проекта административного регламента требованиям, предъявляемым к нему Федеральным законом
и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проекте административного регламента.
9. В состав документов, направляемых в министерство для проведения экспертизы проекта административного регламента, входят: проект административного регламента, заключение независимой экспертизы (при наличии), пояснительная записка и план-график внедрения административного регламента.
В пояснительной записке к проекту административного регламента приводится анализ практики предоставления государственной услуги, информация об основных улучшениях предоставления государственной услуги в случае принятия административного регламента, сведения об учете рекомендаций независимой экспертизы, предложений заинтересованных физических и юридических лиц.
План-график внедрения административного регламента должен содержать мероприятия по внедрению административного регламента в практическую деятельность исполнительного органа, сроки реализации с указанием ответственных должностных лиц.
10. При наличии отрицательного заключения министерства документы возвращаются исполнительному органу для доработки.
11. После доработки проекта административного регламента исполнительный орган направляет документы на повторную экспертизу в министерство.
12. Срок проведения экспертизы проекта административного регламента министерством составляет не более 20 рабочих дней со дня поступления проекта административного регламента на экспертизу в министерство, повторной экспертизы - не более 5 рабочих дней.
13. При наличии положительного заключения министерства исполнительный орган утверждает административный регламент нормативным правовым актом.
14. Утвержденные административные регламенты подлежат размещению в сети Интернет в соответствии с Федеральным законом
от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и в местах предоставления государственной услуги.
15. Одновременно с утверждением административного регламента исполнительный орган вносит изменения в соответствующие ведомственные нормативные правовые акты, предусматривающие исключение положений, регламентирующих предоставление государственной услуги, либо, если положения нормативных правовых актов включены в административный регламент, отменяет их.
16. Внесение изменений в административный регламент осуществляется в случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Новосибирской области, регулирующего предоставление государственной услуги, изменения структуры исполнительных органов, к сфере деятельности которых относится предоставление соответствующей государственной услуги, а также по инициативе исполнительного органа, основанной на результатах анализа практики применения административного регламента.
17. Внесение изменений в административный регламент осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения административных регламентов.
II. Требования к административным регламентам
18. Наименование административного регламента определяется исполнительным органом, являющимся его разработчиком, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена такая государственная услуга.
19. Административный регламент должен содержать разделы, определенные Федеральным законом
.
20. Раздел "Общие положения" состоит из следующих подразделов:
1) основные понятия, используемые в административном регламенте;
2) описание заявителей, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги;
3) порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги:
а) информация о местах нахождения и графике работы исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, их структурных подразделений и территориальных органов, а также о других государственных и муниципальных органах и организациях, обращение в которые необходимо для предоставления государственной услуги;
б) справочные телефоны структурных подразделений исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, в том числе номер телефона-автоинформатора;
в) адреса официальных сайтов исполнительных органов в сети Интернет, содержащих информацию о предоставлении государственной услуги, адреса их электронной почты;
г) порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе о ходе предоставления государственной услуги;
д) порядок, форма и место размещения указанной в абзацах а
) - г
) настоящего пункта информации, в том числе на стендах в местах предоставления государственной услуги, а также в сети Интернет на официальном сайте исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу.
(в ред. постановления
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
21. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" состоит из следующих подразделов:
1) наименование государственной услуги;
2) наименование исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу. Если в предоставлении государственной услуги участвуют также иные исполнительные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и подведомственные этим органам организации, то указываются все органы и организации, обращение в которые необходимо для предоставления государственной услуги.
Также указываются требования пункта 3 статьи 7
Федерального закона, а именно установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Новосибирской области;
3) описание результата предоставления государственной услуги;
4) срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в органы и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги;
5) перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, правовыми актами Новосибирской области, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации и Новосибирской области предусмотрена свободная форма подачи этих документов);
7) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении иных исполнительных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных этим органам организаций и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, правовыми актами Новосибирской области, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации и Новосибирской области предусмотрена свободная форма подачи этих документов). Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги;
8) указание на запрет требовать от заявителя:
а) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
б) представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7
Федерального закона;
9) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в тексте регламента;
10) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в тексте регламента;
11) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги;
12) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Новосибирской области не предусмотрены плата за предоставление государственной услуги либо выполнение отдельных административных процедур в рамках предоставления государственной услуги, в подразделе "Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Новосибирской области" указывается, что предоставление этой государственной услуги является бесплатным для заявителя;
13) порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы;
14) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг;
15) срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме;
16) требования к помещениям, в которых предоставляются государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг;
17) показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре организации предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
18) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах организации предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме.
(п. 21 в ред. постановления
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
(см. текст в предыдущей редакции
)
22. Раздел "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме" состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур при предоставлении государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги. Количество административных процедур при предоставлении государственной услуги и их последовательность оформляются графически в блок-схеме. Блок-схема предоставления государственной услуги приводится в приложении к административному регламенту.
В разделе отдельно описывается административная процедура формирования и направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг. Описание процедуры должно содержать положение о составе документов и информации, которые необходимы органу, предоставляющему государственную услугу, и организации, участвующей в предоставлении государственной услуги, но находятся в иных органах и организациях, с указанием порядка подготовки и направления запроса и должностных лиц, уполномоченных направлять такой запрос.
(абзац введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
Данный раздел также должен содержать порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Новосибирской области", следующих административных процедур:
(абзац введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственной услуге;
(п. 1 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
2) подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса и документов;
(п. 2 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;
(п. 3 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
4) взаимодействие исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, с иными исполнительными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и подведомственными этим органам организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в том числе порядок и условия такого взаимодействия;
(п. 4 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
5) получение заявителем результата предоставления государственной услуги, если иное не установлено Федеральным законом
;
(п. 5 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной услуги.
(п. 6 введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)
23. Описание каждой административной процедуры содержит следующие обязательные элементы:
1) юридические факты, являющиеся основанием для начала административной процедуры;
2) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление государственной услуги, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте административного регламента;
3) содержание административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок ее выполнения;
4) критерии принятия решений;
5) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующей административной процедуры;
6) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры, в том числе в электронных системах.
24. Раздел "Формы контроля за исполнением административного регламента" состоит из следующих подразделов:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами, государственными служащими положений административного регламента и принятием решений ответственными должностными лицами, государственными служащими;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
в) ответственность государственных служащих исполнительного органа и должностных лиц за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
25. Раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих" устанавливает порядок обжалования заявителями действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения административного регламента. При этом указываются:
а) информация для заявителей об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
г) права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
д) вышестоящие органы государственной власти и должностные лица, которым может быть адресована жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
е) сроки рассмотрения жалобы;
ж) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования;
з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.
(пп. "з" введен постановлением
Правительства Новосибирской области от 13.12.2011 № 543-п)