Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. № 33-2254

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Рязани в интересах несовершеннолетнего Н.В.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении расходов удовлетворить.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета в пользу Я.Ю.В. <...> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов жалобы Я.Ю.В., заключение прокурора М.Т.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Рязани обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Н.В.А. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о возмещении понесенных расходов.
В обоснование требований указал, что несовершеннолетний Н.В.А., <...> рождения, вследствие тяжелого заболевания, является ребенком-инвалидом. Филиалом № <...> Главного бюро МСЭ по Рязанской области Н.В.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно индивидуальной программе реабилитации Н.В.А. необходимы в качестве технических средств реабилитации средства ремонта для кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов, 365 батареек в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год).
Мать Н.В.А. - Я.Ю.В., 08.12.2010 самостоятельно приобрела за счет собственных средств кабель, стоимостью <...> руб. и 365 батареек стоимостью <...> рублей.
Согласно приказу МСЗН Рязанской области от 23.12.2010 № <...> Я.Ю.В. выплачена компенсация понесенных расходов в сумме <...> руб. лишь за кабель для речевого процессора кохлеарного импланта. Заявление Я.Ю.В. о возмещении расходов в сумме <...> руб. за приобретенные батарейки оставлено без удовлетворения. Отказ мотивирован тем, что батарейки и аккумуляторы не включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Прокурор полагает отказ ответчика в возмещении указанных расходов неправомерным, поскольку приобретенные Я.Ю.В. батарейки являются не отдельными техническими средствами реабилитации, а частями импланта, без замены (ремонта) которых, его работа невозможна.
Ремонт технического средства реабилитации, в качестве которого можно рассматривать замену батареек, предусмотрен указанным Перечнем.
По мнению прокурора, Министерство социальной защиты населения Рязанской области не исполнило возложенные на него обязанности по возмещению компенсации за произведенный за свой счет ремонт слухового протеза законному представителю ребенка-инвалида Я.Ю.В.
В связи с чем, прокурор просил обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области возместить Я.Ю.В. понесенные ею расходы в сумме <...> рублей.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Судом не было принято во внимание, что батарейки и аккумуляторы не включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Однако, данные доводы были судом отвергнуты.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для его отмены не имеется.
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что Н.В.А., <...> рождения, вследствие тяжелого заболевания является ребенком-инвалидом. 03.09.2009 Н.В.А. в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи была проведена операция <...>.
Филиалом № <...> Главного бюро МСЭ по Рязанской области Н.В.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которой, ему необходимы средства ремонта кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов; 365 батареек питания в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год).
01.10.2010 мать Н.В.А. - Я.Ю.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о проведении медико-технической экспертизы для определения потребности в ремонте установленного ее ребенку технического средства реабилитации для замены батареек и кабелей.
Министерством выдано заключение медико-технической экспертизы, согласно которому Н.В.А. требуется замена кабеля кохлеарного импланта. Вывода о нуждаемости в замене батареек импланта заключение не содержит и, как пояснила представитель ответчика, экспертиза по этому вопросу не проводилась.
Я.Ю.В. самостоятельно за счет собственных средств приобрела 08.12.2010 батарейки для кохлеарного импланта (365 штук), стоимостью <...> руб. и кабель стоимостью <...> руб.
Министерством социальной защиты населения Рязанской области 23.12.2010 издан приказ о выплате Я.Ю.В. компенсации за самостоятельно приобретенный кабель для кохлеарного импланта в размере <...> рублей.
При разрешении дела суд правильно применил нормы материального права, и вопреки доводам кассатора, правильно его и толковал.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ от 24.11.1995 индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Государством в силу ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347 утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В данном перечне указаны следующие реабилитационные меры: протезирование, технические средства реабилитации - эндопротезы, а также предоставление услуг по ремонту указанных технических средств реабилитации.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2098-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития и Правительством Рязанской области, которым последнему, передана часть федеральных полномочий, в том числе, по обеспечению включенными в указанный перечень техническими средствами реабилитации, услугами лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
В целях реализации переданных полномочий, на основании указанного Соглашения, Постановлением Правительства Рязанской области от 31.12.2009 № 383 утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (кроме собак-проводников с комплектом снаряжения) и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка (как и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240) обеспечение техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замена ранее предоставленного технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия.
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальные отделы (секторы) министерства социальной защиты населения Рязанской области по месту жительства, и заключения медико-технической экспертизы. Осуществление медико-технической экспертизы проводится министерством в порядке, предусмотренном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 438н "Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий".
Если инвалид произвел ремонт технического средства (изделия) за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация.
Решение о выплате компенсации принимается министерством социальной защиты населения Рязанской области на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по ремонту технических средств (изделий), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы (товарный и кассовый чеки; товарная накладная и кассовые чеки).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, услугами, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Рязанской области в форме субвенций.
Суд пришел к обоснованно выводу о том, что батареи питания для установленного несовершеннолетнему ребенку-инвалиду Н.В.А. <...> импланта являются элементом системы <...> импланта. Учитывая, что без замены выработавших свой ресурс элементов системы технического средства реабилитации, его работа невозможна, то замену данных элементов следует рассматривать как ремонт этого средства, то есть как услугу, предусмотренную Перечнем, оказание которой гарантировано государством. Н.В.А. в соответствии с разработанной индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, необходимы средства ремонта кохлеарного импланта: кабели внешней части кохлеарных имплантов; 365 батареек питания в год (типа 675), один комплект аккумуляторов (3 штуки в год). Мать несовершеннолетнего Я. приобрела за свой счет данные средства, а потому и имеет право на компенсацию затраченной суммы в <...> руб.
Доводы кассационной жалобы явились предметом исследования суда первой инстанции и получили должную оценку.
Удовлетворяя настоящий иск, суд обоснованно ссылался на конкретные обстоятельства дела, и исследованные в суде доказательства. Допрошенный в суде в качестве специалиста представитель ГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области" П.С.В. пояснил, что при заполнении раздела индивидуальной программы реабилитации "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации ФГУ ГБ МСЭ указана нуждаемость в замене батареек питания, поскольку указанные комплектующие являются не отдельными техническими средствами реабилитации, а частями импланта, без которых имплант функционировать не может, соответственно замена батарей является ремонтом. В связи с тем, что функционирование импланта без батареи невозможно, то и реабилитация инвалида невозможна, в связи с чем, теряют смысл проведенные ранее реабилитационные мероприятия.
Удовлетворением исковых требований Я.Ю.В. права Министерства социальной защиты населения Рязанской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу ст. 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, а доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 09.11.2011 № 33-2254
<Учитывая, что без замены выработавших свой ресурс элементов системы технического средства реабилитации его работа невозможна, то замену данных элементов следует рассматривать как ремонт этого средства, то есть как услугу, оказание которой гарантировано государством, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил исковые требования о возмещении расходов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru