Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 3 ноября 2011 г. № 02-14/9806

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 2 ноября 2011 г. № 1355н

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 НОЯБРЯ 2008 Г.
№ 694 "О ПРИМЕРНОМ ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОТДЕЛЕНИИ СРОЧНОГО
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведена повторная правовая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 694 "О Примерном положении об отделении срочного социального обслуживания" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения повторной правовой экспертизы является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждено Примерное положение об отделении срочного социального обслуживания (далее - Положение).
Предметом правового регулирования исследуемого постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере социального обслуживания отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 № 160-ФЗ);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 122-ФЗ принят 02.08.1995, а не 02.02.1995.

- Федеральным законом от 02.02.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 01.07.2011 № 169-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 25.07.2011 № 263-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 28.04.2011 № 2179-ОД);
- постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области" (в редакции от 20.01.2011 № 13).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено, что государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного выше Федерального закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" установлено, что срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) разовое оказание материальной помощи;
4) содействие в получении временного жилого помещения;
5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7) иные срочные социальные услуги.
В соответствии со статьей 24 указанного выше Федерального закона порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.06.2006 № 725, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области (далее именуется - Управление) является органом исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающим реализацию государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области.
Абзацем 21 пункта 3.4 Положения установлено, что начальник Управления издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6, 3.7 и 3.8 Положения гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров, террористических актов, предоставляются услуги бесплатно:
- гарантированные государством услуги, входящие в перечень предоставляемых отделением срочного социального обслуживания;
- социально-психологические услуги.
Период предоставления вышеперечисленных социальных услуг устанавливается на срок до 1 месяца.
Выдача во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования предоставляется на срок до 3 месяцев.
Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются гарантированные государством социальные услуги, социально-психологические услуги, услуги по выдаче во временное пользование реабилитационного и бытового оборудования на условиях полной оплаты.
Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, устанавливаемых Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Отделением могут предоставляться временные, сроком до 3 месяцев, а также однократные социальные услуги из перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в отделениях социального обслуживания на дому:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- доставка воды в жилое помещение;
- топка печи;
- вынос мусора, жидких бытовых отходов;
- содействие в оплате жилья, коммунальных услуг и других обязательных платежей;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Вышеназванные временные и однократные социальные услуги предоставляются одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам в связи с ограничением способности к передвижению и самообслуживанию (заболевания, травмы).
Стоимость за временные и однократные социальные услуги, предоставляемые гражданам, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, устанавливаемых Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Временные и однократные социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.
Вместе с тем пунктами 1 и 2 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено, что социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатных социальных услуг.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 10 декабря 2008 г. № 231 - 232.
Вывод: Правовая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 694 "О Примерном положении об отделении срочного социального обслуживания" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий обязанности
начальника Управления
И.В.МАНТУЛА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Документ содержит предварительную оценку правового акта и носит рекомендательный характер.

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 02.11.2011 № 1355н
"На приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 694 "О Примерном положении об отделении срочного социального обслуживания"
(направлено письмом от 03.11.2011 № 02-14/9806)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru