Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. по делу № А33-18654/2010

Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2011.
В полном объеме решение изготовлено 20.04.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Строительная Компания" (ОГРН 1022402649290, ИНН 2466071160)
к департаменту градостроительства Администрации г. Красноярска (ОГРН 1082468060476, ИНН 2466216619)
о признании недействительным распоряжения № 1026-арх от 06.12.2010 "Об отмене разрешения ООО "Сибирская строительная компания" на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Архиповой А.А., представителя на основании доверенности № 72 от 18.08.2010,
от ответчика: Ивановой И.А., представителя на основании доверенности № 04/37-дг от 14.01.2011,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Строительная Компания" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска о признании недействительным распоряжения № 1026-ж от 06.12.2010 "Об отмене разрешения ООО "Сибирская строительная компания" на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг".
Определением от 14.02.2011 суд с согласия заявителя произвел замену ответчика на департамент администрации города Красноярска.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и возражениях на отзыв.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, письменный отзыв в дело не представил.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Строительная Компания" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082468060476.
27.03.2006 распоряжением администрации города Красноярска № 632-арх ООО "Сибирская Строительная Компания" предварительно было согласовано размещение офисного здания на земельном участке из земель поселений, оценочной зоны № 31. площадью 348 кв.м., в том числе 64,0 кв.м. площадь ограниченного пользования - охранная зона электрокабеля, расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26. Земельный участок 04.09.2008 поставлен на кадастровый учет за номером 24:50:0300277:163 (кадастровый паспорт земельного участка № 243У/08-21939 от 04.09.2008).
На основании распоряжения № 632-арх от 27.03.2006 и Архитектурно-планировочного задания на разработку проекта офисного здания № 7234 от 24.04.2006 разработана проектная документация на объект капитального строительства "Офисное здание в Центральном районе по ул. Урицкого, 26.
16.04.2008 получено положительное заключение государственной экспертизы № 24-1-4021308 проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Распоряжением администрации г. Красноярска "О предоставлении ООО "Сибирская Строительная Компания" земельного участка" № 50-ж от 26.01.2009 администрация города Красноярска предоставила заявителю в аренду на три года земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0300277:163, площадью 348,0 кв.м., расположенный по адресу, г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26, для строительства офисного здания с инженерным обеспечением.
28.04.2009 между ООО "Сибирская Строительная Компания" и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключен договор аренды указанного земельного участка № 569, зарегистрированный Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 03.07.2009 за номером 24-24-01/085/2009-275.
Рассмотрев заявление ООО "Сибирская Строительная Компания" о выдаче разрешения на строительство офисного здания на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26 сроком на 2 года, департамент градостроительства администрации г. Красноярска принял решение об отказе в выдаче разрешения на строительство офисного здания (письмо № 01/4203-дг от 22.07.2009 года). Основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство явилось непредставление обществом: разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка (в соответствии с пунктом 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 Правил землепользования и застройки г. Красноярска); схемы планировочной организации земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
ООО "Сибирская Строительная Компания" обратилось в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки г. Красноярска с просьбой предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого. 26. кадастровый номер 24:50:0300277:163 для строительства офисного здания с инженерным обеспечением и разрешение на отклонение от параметров разрешенного строительства на данном земельном участке (письма № 190 от 05.08.2009, № 191 от 05.08.2009).
В газете "Городские новости" от 11.08.2009 № 117 (2019) опубликованы информационные сообщения о проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, на условно разрешенный вид использования земельного участка. По результатам проведения публичных слушаний комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г. Красноярска было рекомендовано главе г. Красноярска предоставить ООО "Сибирская Строительная Компания" разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого, 26, а также разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства офисного здания (без отступа линии застройки от красной линии и увеличение коэффициента застройки отличным от разрешенного) по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26 (газета "Городские новости" от 11.09.2009 № 136 (2038).
Постановлением администрации г. Красноярска от 19.10.2009 № 394 ООО "Сибирская Строительная Компания" предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Постановлением администрации г. Красноярска от 22.10.2009 № 394 ООО "Сибирская Строительная Компания" предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
02.11.2009 ООО "Сибирская Строительная Компания" повторно обратилось в департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выдаче разрешения на строительство офисного здания на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26, сроком на 2 года.
09.11.2009 департаментом градостроительства администрации г. Красноярска выдано разрешение № 01/6353-дг от 09.11.2009 года на строительство офисного здания общей площадью 1467,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Урицкого, 26, сроком действия до 08.09.2010, продленным до 09.12.2011.
06.12.2009 департаментом градостроительства администрации г. Красноярска вынесено распоряжение № 1026-арх "Об отмене разрешения ООО "Сибирская Строительная Компания" на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг", которым отменено разрешение от 09.11.2009 года № 01/6353-дг на строительство офисного здания с инженерным обеспечением, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Урицкого, 26.
ООО "Сибирская Строительная Компания", полагая, что распоряжение департамента градостроительства администрации города Красноярска 1026-арх от 06.12.2010 "Об отмене разрешения ООО "Сибирская Строительная Компания" незаконно и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением о признании распоряжения недействительным.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом по смыслу статей 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить одновременное наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Согласно части 19 названной статьи разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
В силу части 20 названной статьи срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Как следует из содержания оспариваемого распоряжения, основанием для отмены разрешения на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг явилось выявление нарушений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако, на стадии рассмотрения заявления от 02.11.2009 и проверки представленных заявителем документов обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения на строительство от 09.11.2009, ответчиком не были установлены.
В оспариваемом распоряжении № 1026-ж от 06.12.2010 не содержатся данные об обстоятельствах, связанных с нарушением статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, повлекших отмену разрешения на строительство.
Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что заявителем при получении разрешения на строительство от 09.11.2009 не были представлены необходимые документы в соответствии с перечнем, предусмотренным статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не проведены необходимые экспертизы и согласования, и тем самым данное разрешение получено незаконно.
Отсутствие в оспариваемом распоряжении № 1026-арх от 06.12.2010 мотивировки принятого решения свидетельствует о произвольном характере рассматриваемого ненормативного правового акта, что является недопустимым.
Ответчик письменный отзыв на заявление в дело не представил, нормативно и документально не обосновал свои доводы о законности оспариваемого по настоящему делу ненормативного правового акта.
В судебном заседании представитель ответчика в обоснование возражения относительно заявленных требований привел довод о том, что при выдаче заявителю разрешения на строительство были допущены нарушения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии разрешительных документов на земельный участок, на территорию которого выходят коммуникации. При этом из пояснений представителя ответчика следует, что факт выхода коммуникаций за пределы земельного участка, на который у заявителя имеются разрешительные документы, был установлен ответчиком при повторной проверке документов, представленных в целях получения данного разрешения на строительство.
Однако, действующим законодательством не предусмотрена ни процедура повторной проверки таких документов, ни возможность отмены ранее выданных разрешений на строительство.
Кроме того, суд соглашается с доводами, изложенными заявителем в представленных в дело 13.04.2011 письменных пояснениях, и считает, что приведенные ответчиком доводы о нарушении статьи 51 Градостроительного кодекса при выдаче разрешения на строительство, материалами данного дела не подтверждены.
При этом, как следует из объяснений заявителя, в соответствии с выданным разрешением на строительство № 01/6353-дг от 09.11.2009 ООО "Сибирская Строительная компания" приступило к выполнению мероприятий по строительству объекта: огородило территорию строительной площадки, приобрело строительные материалов, организовало проведение археологического исследования территории строительной площадки, осуществило работы по выносу электрических кабелей из под зоны застройки, произвело затраты по изготовлению проектно-сметной документации на объект, инженерных изысканий, прохождению государственной экспертизы проекта, своевременная уплата аренды за землю. Всего мероприятий выполнено на общую сумму 2 547 571 рублей.
Таким образом, произвольное, без достаточных правовых оснований распоряжение № 1026-арх от 06.12.2010 руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска об отмене ранее выданного разрешения на строительство № 01/6353-дг от 09.11.2009 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд принимает во внимание и факт рассмотрения в Федеральном суде Центрального района г. Красноярска заявления прокурора города Красноярска к администрации города Красноярска о признании недействительным разрешения на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг. Как следует из представленного в дело заявления прокурора, основанием для его обращения в суд в порядке статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явились выводы о нарушениях земельного и градостроительного законодательства при изъятии земельного участка у муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11" и предоставлении его ООО "Сибирская строительная компания" для строительства спорного объекта.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Спор о законности выданного ООО "Сибирская строительная компания" разрешения на строительство спорного объекта подлежит рассмотрению в суде. Отмена данного разрешения в административном порядке органом, выдавшем данное разрешение, законодательством не допускается.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 года № 15951/09.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Строительная компания" удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска № 1026-арх от 06.12.2010 "Об отмене разрешения ООО "Сибирская строительная компания" на строительство от 09.11.2009 № 01/6353-дг".
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Разъяснить лица, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по делу № А33-18654/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.04.2011 по делу № А33-18654/2010
<Отсутствие в распоряжении органа местного самоуправления об отмене разрешения на строительство офисного здания мотивировки принятого решения свидетельствует о произвольном характере ненормативного правового акта, что является недопустимым и влечет признание данного акта недействительным>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru