Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 8 сентября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2011 г.
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: Бурба В.В. - заместителя руководителя Управления, начальника отдела контроля органов власти;
членов Комиссии: Снедковой И.Ю. - заместителя начальника отдела контроля органов власти;
Моисеева С.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело № 11-01-15-03/405 по признакам нарушения Главой Администрации Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9) и ГУ Волгоградской области "В" (<...>) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
I. 28 декабря 2010 года в Волгоградское УФАС России поступили материалы Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Волгоградской области, в которых сообщается о финансировании ГУ Волгоградской области "В" мероприятий по энергосбережению.
На основании данных материалов и приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 10.05.2011 № 280 проведена внеплановая проверка ГУ Волгоградской области "В". Результаты данной внеплановой проверки ГУ Волгоградской области "В" отражены в акте проверки № 76 от 09.06.2011, первый экземпляр которого возвращен 01.07.2011 проверяемой стороной с замечаниями.
По результатам проверки приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19.07.2011 № 478 возбуждено дело в отношении Главы Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В" по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона, путем предоставления денежных средств и финансирования энергосберегающих мероприятий на объектах коммерческих организаций:
1) МУП "Г" по дополнительному соглашению № 2 от 22 марта 2010 года к договору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В" (с дополнительными соглашениями от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года);
2) ОАО "М" по договору № 103 от 20 августа 2010 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В".
Определением от 18 августа 2011 года в отдельное производство выделено дело по признакам нарушения Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В" п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в финансировании энергосберегающих мероприятий на объектах ОАО "М" по договору № 103 от 20 августа 2010 года.
В связи с этим в деле № 11-01-15-03/405 продолжено рассмотрение признаков нарушения Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В" п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при финансировании энергосберегающих мероприятий на объектах МУП "Г" по дополнительному соглашению № 2 от 22 марта 2010 года к договору № 31 от 18 августа 2008 года (с дополнительными соглашениями от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года).
II. К участию в рассмотрении дела № 11-01-15-03/405 в качестве ответчиков привлечены Глава Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В", в качестве заинтересованного лица - МУП "Г".
Ответчик - Глава Администрации Волгоградской области - в соответствии с Уставом Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД) входит в систему органов государственной власти Волгоградской области, Глава Администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области) (статья 7).
Полномочия исполнительной власти субъектов РФ в сфере энергосберегающей политики государства определяются с 10 апреля 1996 г. Федеральным законом от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" и с 28 ноября 2009 г. Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" органы исполнительной власти субъектов РФ при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны были учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. При этом порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определялись органами исполнительной власти субъектов РФ.
В Волгоградской области указанный порядок установлен постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
Данным постановлением утверждены Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, Положение о Совете по энергосбережению Волгоградской области, образован Совет по энергосбережению Волгоградской области и утвержден его состав.
Данным постановлением и материалами дела установлено, что при финансировании со специального счета энергосберегающих мероприятий отдельных организаций выполняются следующие этапы, ответственным за которые является Глава Администрации Волгоградской области:
1) Совет по энергосбережению Волгоградской области определяет направления использования целевых средств и объемы финансирования, контролирует использование целевых средств, утверждает мероприятия по энергосбережению, размеры целевых средств, направляемых на финансирование этих мероприятий, отчет органа по управлению целевыми средствами о поступлении отчислений, за счет которых формируются целевые средства;
2) утверждение Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области протоколов заседаний Совета по энергосбережению Волгоградской области и мероприятий по энергосбережению;
3) использование целевых средств государственным учреждением Волгоградской области "В" в соответствии с решениями Совета по энергосбережению Волгоградской области для финансирования мероприятий по энергосбережению. Решения Совета по энергосбережению Волгоградской области носят обязательный характер и подлежат неукоснительному выполнению государственным учреждением Волгоградской области "В".
Действующий Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ не предусматривает полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по консолидации денежных средств и устанавливает для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, иной механизм проведения мероприятий по энергосбережению.
Положения частей 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункты 65, 66 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относят к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации ведение самостоятельной деятельности по заключению на возвратной основе договоров о финансировании мероприятий по энергосбережению с зачислением их на специальные счета.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать требованиям, установленным ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, и требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" содержится Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов). Целевые средства, полученные с применением регулируемых тарифов, допускается использовать только в качестве внебюджетных источников для выполнения мероприятий утвержденных региональных программ.
В целях реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации постановлением Администрации Волгоградской области от 26.07.2010 № 347-п утверждена и действует Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010 - 2020 годы.
Представителями Главы Администрации Волгоградской области представлены письменные объяснения от 18.08.2011, исх. № 01-19-12/21270 (вх. № 6132 от 18.08.2011), и в заседании 08.09.2011 представлены дополнения к объяснениям.
Представителями Главы Администрации Волгоградской области в заседании поддержаны доводы, изложенные в письменном объяснении, в полном объеме. Также обращено внимание, что Глава Администрации Волгоградской области не принимал решений о финансировании энергосберегающих мероприятий на объектах конкретных организаций, их принимал Совет по энергосбережению Волгоградской области, который является коллегиальным органом Администрации Волгоградской области.
Ответчик - ГУ Волгоградской области "В" (<...>, ИНН <...>) - создано постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. № 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "В" (далее - Учреждение).
На момент финансирования энергосберегающего мероприятия МУП "Г" цели, функции, полномочия Учреждения закреплены в Уставе Учреждения, постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. № 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "В" и постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
Порядок использования целевых средств определен постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145. Данным постановлением и материалами дела установлено, что при финансировании со специального счета энергосберегающих мероприятий отдельных организаций выполняются следующие этапы, ответственным за которые является ГУ Волгоградской области "В":
1) решение о заключении договора о финансировании мероприятий по энергосбережению принимается государственным учреждением Волгоградской области "В";
2) заключение ГУ Волгоградской области "В" договоров о финансировании мероприятий по энергосбережению за счет целевых средств;
3) предоставление денежных средств и финансирование мероприятий по энергосбережению за счет целевых средств;
4) заключение ГУ Волгоградской области "В" дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам, по которым происходит дополнительное выделение денежных средств и изменение сроков возврата денежных средств.
Представителями ГУ Волгоградской области "В" представлены объяснения от 28.07.2011, исх. № 01-06/320 (вх. № 5576 от 28.07.2011).
Представителями ГУ Волгоградской области "В" в заседании поддержаны письменные объяснения в полном объеме. Также настаивали на позиции, что финансирование энергосберегающих мероприятий на объектах коммерческих организаций не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и что деятельность ГУ Волгоградской области "В" по финансированию мероприятий по энергосбережению коммерческих или некоммерческих организаций не является предоставлением государственных преференций и поэтому не подлежит предварительному согласованию в письменном виде в антимонопольном органе.
Заинтересованным лицом МУП "Г" (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>) представлены письменные объяснения от 27.07.2011, исх. № КС-207 (вх. № 5567 от 28.07.2011).
Представителем МУП "Г" в заседании поддержаны письменные объяснения в полном объеме и обращено внимание, что договор обеими сторонами исполнен полностью и претензии по результатам исполнения отсутствуют.
III. Предметом рассмотрения в данном деле является соблюдение требований антимонопольного законодательства Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В" при использовании целевых средств (предоставлении денежных средств со специального счета) на финансирование энергосберегающего мероприятия "На разработку проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях острова Голодный Волгограда" коммерческой организации МУП "Г" в течение 2010 г. посредством их перечисления со специального счета ГУ Волгоградской области "В").
В рамках реализации постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в течение 2008 - 2010 гг. принимались и исполнены решения о финансировании МУП "Г" разработки проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях острова Голодный в качестве энергосберегающего мероприятия со специального счета, на что указывают следующие обстоятельства:
1) согласно пункту 4 протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 4 февраля 2009 года № 5 Советом по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2009 год, в том числе финансирование МУП "Г";
2) Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2009 год от 4 февраля 2009 года, в том числе финансирование МУП "Г";
3) согласно решению по четвертому вопросу протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 2010 года № 8 (утвержден Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области 08.12.2010) Советом по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2010 год, в том числе финансирование МУП "Г";
4) Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2010 год от 2010 года, в том числе финансирование МУП "Г";
5) для реализации указанных решений между ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" заключен договор № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В". К данному договору заключены дополнительные соглашения от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года и № 2 от 22 марта 2010 года.
Дополнительное соглашение от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года заключено после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, которым установлен иной механизм проведения мероприятий по энергосбережению.
На основании данного дополнительного соглашения на безвозвратной и безвозмездной основе ГУ Волгоградской области "В" перечислено МУП "Г" 7882,74 руб.
В целом по договору № 31 со всеми дополнительными соглашениями на безвозвратной и безвозмездной основе со специального счета ГУ Волгоградской области "В" перечислено МУП "Г" денежных средств в сумме 3219478,74 руб., что подтверждается платежными документами (№ 66 от 01.09.2008, № 34 от 08.06.2009, № 5 от 09.02.2010, № 84 от 25.03.2010), в том числе после 28.11.2009 - 7882,74 руб. на основании дополнительного соглашения от 22 марта 2010 года № 2.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам:
1. Глава Администрации Волгоградской области является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку:
1) предоставление денежных средств и финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП "Г" осуществлено на основании правового акта Главы Администрации Волгоградской области - постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области";
2) согласно пункту 4 протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 4 февраля 2009 года № 5 Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2009 год от 4 февраля 2009 года, в том числе финансирование МУП "Г";
3) согласно решению по четвертому вопросу протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 2010 года № 8 (утвержден Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области 08.12.2010) Главой Администрации Волгоградской области - председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2010 год от 2010 года, в том числе финансирование МУП "Г";


4) председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области является Глава Администрации Волгоградской области;
5) в соответствии с пунктом 6 Устава ГУ Волгоградской области "В" деятельность Учреждения контролируется Советом по энергосбережению Волгоградской области.
2. ГУ Волгоградской области "В" является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку:
1) на момент финансирования энергосберегающего мероприятия МУП "Г" цели, функции, полномочия, закрепленные в Уставе Учреждения, постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. № 878 "О создании государственного учреждения Волгоградской области "В" и постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области", позволяют определить, что ГУ Волгоградской области "В" осуществляет функции Главы Администрации Волгоградской области, в том числе властно-распорядительные (закрепленные, в том числе в п. 9 раздела 1, п. 2 раздела 2, п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.14 раздела 3, п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.12 раздела 4 данного Устава; п. 4, 5 постановления от 19 июля 2006 г. № 878; п. 2.2, 2.3, 4.2, абзаце 6 п. 4.5 постановления от 15.09.2006 № 1145) и контрольно-надзорные (закрепленные в том числе в п. 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4 раздела 4 данного Устава; абзацах 7, 8, 9 п. 2.3 постановления от 15.09.2006 № 1145) (что соответствует отраслевому принципу создания органов исполнительной власти Волгоградской области);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 261-ФЗ принят 23.11.2009, а не 28.11.2009.

2) в том числе закреплены полномочия, прямо предусмотренные за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности статьей 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
2.1) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - определена п. 3.1.7 раздела 3 данного Устава;
2.2) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности - определена п. 3.1.1 данного Устава;
3) на основании абзаца 6 п. 4.5 постановления от 15.09.2006 № 1145 ГУ Волгоградской области "В" принимает решение о заключении договора о финансировании мероприятий по энергосбережению;
4) ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" заключен договор № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В" и заключены дополнительные соглашения от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года, № 2 от 22 марта 2010 года;
5) на основании заключенного между ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" дополнительного соглашения от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года на безвозвратной и безвозмездной основе ГУ Волгоградской области "В" перечислило МУП "Г" 7882,74 руб.
3. В соответствии с п. 1 и п. 3 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области создан постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области".
Согласно Уставу Волгоградской области и Закону Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти" Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области не входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области и органом исполнительной власти Волгоградской области не является, то есть не является участником административных и властно-публичных отношений.
Существование Совета по энергосбережению Волгоградской области без закрепления в статусе органа власти лица не определяет его как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений. Соответственно, ответственность за деятельность таких образований полностью возложена на лиц, определивших их создание и деятельность.
Анализ материалов дела позволяет определить Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области как определенный Главой Администрации Волгоградской области способ принятия решения (одну из составляющих способа принятия решения) о финансировании энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, при указанных обстоятельствах Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области не является субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренной ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Под государственной преференцией понимается предоставление органами государственной власти субъектов РФ, иными осуществляющими функции указанных органов или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что государственные преференции могут быть предоставлены на основании правовых органа государственной власти субъекта РФ, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, прямо поименованных в данной статье, и целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Комиссия согласна с доводами ГУ Волгоградской области "В" о том, что финансирование энергосберегающих мероприятий на объектах коммерческих организаций не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отмечая дополнительно при этом, что решение по соответствию или несоответствию целям должно приниматься антимонопольным органом в каждом конкретном случае при анализе заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ подпункт 13а отсутствует, имеется в виду подпункт 13.1.

Финансирование мероприятий по энергосбережению хозяйствующих субъектов как цель преференции не определена п. п. 1 - 13, 13а ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 14 ч. 1 ст. 19 указанного закона).
Федеральным законом от 28.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не предусмотрен механизм передачи органами субъекта РФ государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставление имущественных льгот хозяйствующим субъектам на цели энергосбережения.
Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 261-ФЗ) относится проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ.
Способы государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлены нормами главы 3 Федерального закона от 28.11.2009 № 261-ФЗ.
Главой 7 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определен порядок обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
К способам организации указанных полномочий органов государственной власти субъектов РФ в названной области в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 № 261-ФЗ отнесены разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые согласно заключительному положению ч. 3 ст. 48 данного закона должны быть утверждены до 1 августа 2010 г.
В целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ на территории Волгоградской области постановлением Администрации Волгоградской области от 26.07.2010 № 347-п утверждена и действует Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010 - 2020 годы.
Из системного анализа перечисленных положений закона, включая отсылочные нормы, следует, что действующим федеральным законодательством органам исполнительной власти субъектов РФ не предоставлено полномочие по использованию целевых средств (формируемых за счет отчислений, включаемых в структуру тарифов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность) с целью финансирования энергосберегающей политики.
5. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (при этом государственные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в установленных целях).
Финансирование мероприятий МУП "Г" по энергосбережению - на разработку проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях о. Голодный - после 28.11.2009 осуществлялось за пределами полномочий органов государственной власти субъектов РФ, так как положения федерального законодательства не предусматривают иного механизма финансирования мероприятий по энергосбережению за счет ранее сформированных внебюджетных средств, кроме как посредством их включения в качестве мероприятий в региональную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Из текста пунктов 2.3, 4.1 - 4.5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, и пункта 3.8 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области не следует, что данные полномочия Администрации Волгоградской области реализуются в рамках подготовки региональной программы по энергосбережению.
На момент предоставления преференции МУП "Г" - март 2010 года - Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010 - 2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 26.07.2010 № 347-п, не принята.
Предоставление целевых денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе обеспечивает МУП "Г" более выгодные условия предпринимательской деятельности, поскольку компенсирует затраты данной коммерческой организации. Например, такая сделка между коммерческими организациями противоречит статье 575 ГК РФ.
На основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" после 28.11.2009 происходило предоставление не соответствующей целям предоставления преференций государственной преференции без вынесения правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации и без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, то есть в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В" предоставлена государственная преференция в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона, путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП "Г" по заключенному ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В".
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается предоставление государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Другие доводы и доказательства, представленные сторонами, не влияют на оценку действий Главы Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области "В".
Комиссия учла также то обстоятельство, что в соответствии с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 мая 2011 года по делу № А12-2133/2011, вступившим в законную силу немедленно после его принятия, признаны недействующими и не соответствующими Федеральному закону от 28.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункты 2.1 - 2.3, 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1 - 4.4, раздел 5 Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" в действующей редакции. Постановлением суда кассационной инстанции от 25 августа 2011 данное решение оставлено в силе.
В настоящее время постановление Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 "О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области" отменено постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.06.2011 № 656 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Главы Администрации Волгоградской области".
Учитывая, что неоднократно заключались дополнительные соглашения к договору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В" и данная преференция предоставлена без предварительного согласия антимонопольного органа, а также в связи с изменениями и правовой неопределенностью, касающимися порядка финансирования мероприятий по энергосбережению, Комиссия приняла решение о выдаче предписаний.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать действия Главы Администрации Волгоградской области, выразившиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП "Г" по заключенному ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В", нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
2. Признать действия ГУ Волгоградской области "В", выразившиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП "Г" по заключенному ГУ Волгоградской области "В" и МУП "Г" дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счета ГУ Волгоградской области "В", нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
3. Выдать Главе Администрации Волгоградской области предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по направлению в ГУ Волгоградской области "В" документа, устанавливающего применение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при предоставлении МУП "Г" государственной преференции.
4. Выдать ГУ Волгоградской области "В" предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем принятия внутреннего (локального) акта (приказ, распоряжение) по ГУ Волгоградской области "В", устанавливающего применение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", при предоставлении МУП "Г" государственной преференции.

Председатель Комиссии
В.В.БУРБА

Члены Комиссии
И.Ю.СНЕДКОВА
С.В.МОИСЕЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 22.09.2011
<О нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем предоставления денежных средств на финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru