Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу № А36-3649/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 08.12.2011.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трубкиным М.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям закрытого акционерного общества "Линтэк", г. Липецк
к заинтересованному лицу (административному органу) - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, г. Липецк
о признании недействительным ненормативного правового акта - решения комиссии Липецкого УФАС России от 12 августа 2011 года о признании рекламы СОАО "ВСК" и ЗАО "Линтэк" ненадлежащей;
об отмене постановления Липецкого УФАС России от 13.09.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 128-Р-11,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Пухова М.К. - представителя (доверенность от 23.09.2011),
от административного органа: Тихомирова А.В. - государственного инспектора отдела рекламы и недобросовестной конкуренции (доверенность <...>),

установил:

Закрытое акционерное общество "Линтэк" (далее - ЗАО "Линтэк", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованиями об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) от 13.09.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 (т. 1, л.д. 3 - 5).
Определением от 30.09.2011 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу № А36-3650/2011 (т. 1, л.д. 1 - 2).
В предварительном судебном заседании 19.10.2011 по делу № А36-3650/2011 представитель ЗАО "Линтэк" заявил об уточнении предмета требований, указав, на исключение из просительной части заявления требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 (т. 1, л.д. 19).
С учетом положений статей 45, 49, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражным судом 19.10.2011 было вынесено протокольное определение о принятии к рассмотрению уточненного требования заявителя об отмене постановления Липецкого УФАС России от 13.09.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 (см. протокол предварительного с/з от 19 - 25.10.2011 - т. 4, л.д. 49 - 53).
Кроме того, ЗАО "Линтэк" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Липецкого УФАС от 12.08.2011 о признании рекламы СОАО "ВСК" и ЗАО "Линтэк" несоответствующей требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), принятого по результатам рассмотрения дела № 60 о нарушении законодательства РФ о рекламе (т. 4, л.д. 3 - 5).
Определением от 20.10.2011 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу № А36-3649/2011 (т. 4, л.д. 1 - 2).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 (в редакции от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", определением от 25.10.2011 арбитражный суд объединил дела № А36-3649/2011 и № А36-3650/2011 в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу № А36-3649/2011 (т. 4, л.д. 54 - 56).
В судебном заседании 05.12.2011 представитель ЗАО "Линтэк" поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных заявлениях (т. 1, л.д. 3 - 5, 19; т. 4, л.д. 3 - 5, 46), возражениях на отзыв (л.д. 52 - 54), дополнении к жалобе (т. 4, л.д. 71 - 74). Считает, что отсутствует вина общества в нарушении требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" (см. протокол с/з от 05.12.2011).
Представитель Липецкого УФАС России в судебном заседании 05.12.2011 возразил против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 18.10.2011 (т. 1, л.д. 21 - 24) и дополнительных пояснениях от 01.12.2011 (т. 4, л.д. 85 - 87). Считает, что материалами дела № 60 и материалами административного дела доказано нарушение обществом требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (см. протокол с/з от 05.12.2011).
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также письменные доводы и возражения сторон относительно требования общества о признании недействительным решения комиссии Липецкого УФАС России от 12.08.2011, принятого по результатам рассмотрения дела № 60 (далее - решение от 12.08.2011), установил следующее.
Как видно из представленных антимонопольным органом материалов дела № 60 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (т. 2), 24 июня 2011 года при проведении выездного мероприятия должностными лицами Липецкого УФАС России выявлен факт размещения на рекламной конструкции, находящейся на столбе освещения и расположенной в г. Липецке напротив дома № 2 по улице Зегеля, рекламы следующего содержания: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51, 22-39-32" (т. 2, л.д. 3 - 5; т. 4, л.д. 88).
27 июня 2011 года антимонопольным органом был направлен запрос № 2399 страховому открытому акционерному обществу "ВСК" о предоставлении информации и документов о владельце вышеуказанной рекламы и основаниях ее размещения (т. 2, л.д. 6 - 8).
6 июля 2011 года в Липецкое УФАС России поступил ответ СОАО "ВСК" Липецкий филиал № 615 от 05.07.2011 с указанием сведений о рекламодателе и приложением запрошенных документов (т. 2, л.д. 10 - 18).
По результатам исследования представленных материалов должностными лицами антимонопольного органа 20.07.2011 было произведено фотографирование аналогичной рекламы: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51, 22-39-32", и похожей рекламы: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Октябрьская, 32, 22-39-32", размещенной на рекламных конструкциях, находящихся по другим адресам: г. Липецк, пл. Театральная, остановка "пл. Театральная"; г. Липецк, ул. Плеханова, остановка "Пролетарская" (т. 2, л.д. 21, 22 - 26).
Определением от 25.07.2011 Липецкое УФАС России возбудило в отношении страхового открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" (далее - СОАО "ВСК") и закрытого акционерного общества "Линтэк" производство по делу № 60 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (т. 2, л.д. 35 - 38).
По результатам рассмотрения дела № 60 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе комиссией Липецкого УФАС России было принято решение от 12.08.2011, в соответствии с которым была признана ненадлежащей реклама СОАО "ВСК" (рекламодатель) и ЗАО "Линтэк" (рекламораспространитель) следующего содержания: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51 (Октябрьская, 32), 22-39-32" (т. 2, л.д. 141 - 145, 146, 147).
При этом, учитывая, что при рассмотрении дела № 60 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ЗАО "Линтэк" были представлены доказательства, свидетельствующие о приведении спорной рекламы в соответствии с требованиями ФЗ "О рекламе", комиссией Липецкого УФАС России было принято решение не выдавать предписание (т. 2, л.д. 133 - 138).
Вместе с тем, считая, что решение от 12.08.2011 принято Липецким УФАС России необоснованно, ЗАО "Линтэк" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Липецкого УФАС России на принятие оспариваемого решения от 12.08.2011 в связи с рассмотрением дела № 60 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе установлены ст. 33 ФЗ "О рекламе", пунктами 1, 4.1.1, 4.4, 4.5.1, 5.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС РФ от 26.01.2011 № 30 (т. 1, л.д. 26 - 48).
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
Из имеющихся в деле № 60 доказательств арбитражным судом установлено, что между ЗАО "Линтэк" и СОАО "ВСК" был заключен договор на изготовление и размещение рекламы № 6 от 26.05.2011 (далее - договор № 6 от 26.05.2011, т. 2, л.д. 11 - 14).
В пункте 1.1 договора № 6 от 26.05.2011 предусмотрено, что рекламодатель (СОАО "ВСК") поручает, а рекламораспространитель (ЗАО "Линтэк") обязуется изготовить и разместить двухсторонний световой короб на опоре городского освещения согласно перечню в приложении.
В приложении № 2 к договору № 6 от 26.05.2011 сторонами согласован дизайн-проект световых коробов и адреса их установки, содержание информации на которых соответствует спорной рекламе, размещение которой на территории г. Липецка было выявлено Липецким УФАС России в рамках дела № 60, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ЗАО "Линтэк" является лицом, осуществившим распространение рекламы: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51 (Октябрьская, 32), 22-39-32", размещенной на двухсторонних световых коробах на опорах городского освещения на территории г. Липецка.
Из п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" следует, что ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Следовательно, рекламораспространитель при осуществлении своей предпринимательской деятельности обязан соблюдать, в том числе, требования ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Арбитражным судом установлено, что СОАО "ВСК" является страховой организацией, имеющей лицензию С № 0621 77 и осуществляющей страхование в качестве основного вида своей предпринимательской деятельности (т. 2, л.д. 67, л.д. 83 - 106, 107 - 127).
Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица в обязательном порядке должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч. 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч. 3).
Пунктом 1 части 3 статьи 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.06.2011 № 462198УД рекламодатель - СОАО "ВСК", имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке - страховое открытое акционерное общество "ВСК"; сокращенное наименование на русском языке - СОАО "ВСК"; полное наименование на иностранном языке "VSK" (т. 2, л.д. 107).
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что в распространявшейся ЗАО "Линтэк" как рекламораспространителем и выявленной Липецким УФАС России в рамках дела № 60 рекламе следующего содержания: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51 (Октябрьская, 32), 22-39-32", отсутствовало наименование рекламодателя, оказывающего страховые услуги, с указанием на его организационно-правовую форму, что является нарушением ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" и не допускается.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о правомерности вывода Липецкого УФАС России о нарушении ЗАО "Линтэк" как рекламораспространителем требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Из положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ следует, что ненормативные правовые акта органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий: 1) не соответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц (незаконное возложение обязанностей или создание препятствий).
Вместе с тем в данном деле вышеуказанной совокупности двух условий арбитражным судом не установлено.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах требование ЗАО "Линтэк" о признании недействительным решения от 12.08.2011 является необоснованным и не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также письменные доводы и возражения сторон относительно требования общества о признании незаконным и отмене постановления Липецкого УФАС России от 13.09.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 (далее - постановление от 13.09.2011 № 128-Р-11), установил следующее.
31 августа 2011 года государственным инспектором Липецкого УФАС России Тихомировым А.В. составлен протокол № 128-Р-11 о совершении ЗАО "Линтэк" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (т. 3 л.д. 7 - 11). Как следует из указанного протокола, обществу вменено в вину административное правонарушение, выразившееся в нарушении ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы следующего содержания: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51 (Октябрьская, 32), 22-39-32".
13 сентября 2011 года заместителем руководителя Липецкого УФАС России Черкашиной Л.А. принято постановление от 13.09.2011 № 128-Р-11 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 100 000 рублей за совершение ЗАО "Линтэк" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (т. 3, л.д. 98 - 104).
Считая, что постановление от 13.09.2011 № 128-Р-11 является незаконным общество в соответствии со ст. ст. 207, 208 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об его отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.


Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Арбитражным судом установлено, что постановление от 13.09.2011 № 128-Р-11 принято заместителем руководителя Липецкого УФАС России Черкашиной Л.А. в пределах полномочий, предоставленных ей ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ, п. 5.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС РФ от 26.01.2011 № 30 (т. 1, л.д. 26 - 48, 51).
Протокол об административном правонарушении от 31.08.2011 № 128-Р-11 также составлен государственным инспектором Липецкого УФАС России Тихомировым А.В. в соответствии с полномочиями, предусмотренными ч. ч. 1, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, приказом ФАС РФ от 19.11.2004 № 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.12.2004 № 6192) (т. 1, л.д. 49, 50).
Исследовав материалы административного дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при производстве по делу об административном правонарушении соблюден предусмотренный КоАП РФ порядок привлечения общества к административной ответственности. ЗАО "Линтэк" было извещено о времени и месте составления протокола (т. 3, л.д. 3 - 5) и рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 3, л.д. 21 - 24); обществу была предоставлена возможность представить свои объяснения по факту правонарушения (т. 3, л.д. 12); представитель общества присутствовал при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, ему были разъяснены права и обязанности (т. 3, л.д. 11, 36, 38 - 41).
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе должно быть вынесено не позднее одного года со дня его совершения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что факт распространения ненадлежащей рекламы первоначально выявлен должностными лицами Липецкого УФАС России 24.06.2011 (т. 2, л.д. 3 - 5). Сведения о рекламораспространителе спорной ненадлежащей рекламы получены антимонопольным органом 06.07.2011 (т. 2, л.д. 10, 11 - 14).
В связи с этим арбитражный суд считает, что постановление от 13.09.2011 № 128-Р-11 принято в пределах установленного срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, образует, в том числе, нарушение рекламодателем требований ФЗ "О рекламе".
Из протокола об административном правонарушении от 31.08.2011 № 128-Р-11, который послужил основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, и оспариваемого постановления от 13.09.2011 № 128-Р-11 следует, что событие административного правонарушения, вмененное в вину обществу, заключается в нарушении требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" при распространении (размещении) рекламы следующего содержания: "ВСК страховой дом, все виды страховых услуг, Интернациональная 51 (Октябрьская, 32), 22-39-32". При этом данное нарушение обществом законодательства о рекламе было установлено Липецким УФАС России при рассмотрении дела № 60, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и зафиксировано в решении от 12.08.2011.
В свою очередь при рассмотрении данного дела в части проверки законности решения Липецкого УФАС России от 12.08.2011 арбитражным судом установлено, что ЗАО "Линтек" нарушило требования ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" при распространении (размещении) вышеуказанной рекламы.
Таким образом, учитывая, что решение от 12.08.2011, принятое по результатам рассмотрения дела № 60, признано в рамках данного дела законным и обоснованным, арбитражный суд также считает, что Липецким УФАС России доказано событие вмененного в вину ЗАО "Линтэк" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Арбитражный суд также считает обоснованным вывод антимонопольного органа о наличии вины в действиях заявителя, по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ от 03.08.2011 № 4879 следует, что рекламная деятельность является основным видом деятельности ЗАО "Линтэк" (т. 2, л.д. 50).
Следовательно, заявитель, являясь профессиональным участником рекламных правоотношений, обязан знать и соблюдать требования ФЗ "О рекламе". В связи с этим арбитражный суд считает, что ЗАО "Линтэк", располагая дизайн-проектом световых коробов (см. приложение № 2 к договору № 6 от 26.05.2011 - т. 2, л.д. 14) могло и должно было указать рекламодателю о несоответствии рекламы требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" и внести необходимые изменения в дизайн-проект световых коробов до их фактического размещения, либо, в случае несогласия рекламодателя, общество могло отказаться от распространения рекламы, несоответствующей требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе". Однако общество не предприняло для этого всех зависящих мер, что свидетельствует о его виновности.
При этом арбитражный суд считает, что п. 2.4 договора № 6 от 26.05.2011, предусматривающий ответственность рекламодателя за текстовое и графическое содержание рекламы, не может свидетельствовать об отсутствии вины ЗАО "Линтэк", поскольку в силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия гражданско-правового договора не могут устранить публичную обязанность по соблюдению требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", установленную для общества, как рекламораспространителя, ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе".
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении административного дела заместителем руководителя Липецкого УФАС России сделан законный и обоснованный вывод о наличии в действиях ЗАО "Линтэк", как рекламораспространителя, события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Арбитражным судом также установлено, что административный штраф в размере 100 000 рублей за совершение обществом административного правонарушения определен Липецким УФАС России правомерно с учетом положений ст. 4.3 КоАП РФ и в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Следовательно, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений. В связи с этим формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ не исключает возможность квалификации конкретного правонарушения как малозначительного.
Кроме того, сам по себе размер административного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, также не является безусловным критерием, определяющим существенность угрозы и степень общественной опасности, поскольку он имеет отношение ко всем административным правонарушениям, но без учета характера деяния и конкретных обстоятельств дела.
При этом арбитражный суд считает, что при оценке правонарушения в качестве малозначительного необходимо соотнести степень общественной опасности конкретного деяния со строгостью предусмотренной санкции, а также учесть отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к содеянному и возможность достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений применительно к конкретному лицу без применения наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рамках данного дела арбитражный суд учитывает, что, исходя из момента заключения договора № 6 от 26.05.2011, момента выявления Липецким УФАС России факта распространения рекламы - 24.06.2011, и момента представления доказательств демонтажа ненадлежащей рекламы - 05.08.2011 (т. 2, л.д. 133 - 138), ненадлежащая реклама распространялась ЗАО "Линтэк" в течение не длительного периода времени.
Арбитражный суд также учитывает, что Липецкое УФАС России не выдавало ЗАО "Линтэк" предписание, поскольку еще на стадии рассмотрения дела № 60, то есть до составления протокола об административном правонарушении от 31.08.2011 № 128-Р-11 и рассмотрения административного дела, общество устранило нарушение и привело содержание рекламы в соответствии с требованиями ФЗ "О рекламе". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в действиях общества отсутствует явное пренебрежительное отношение к исполнению своих публичных обязанностей.
Также в административном деле не имеется документального подтверждения того, что в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности совершенного обществом деяния.
С учетом изложенного, оценив обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд, исходя из характера нарушения и степени его общественной опасности, приходит к выводу о том, что совершенное обществом административное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере рекламной деятельности, и не повлекло существенного нарушения интересов государства и прав лиц, заинтересованных в получении информации о рекламодателе страховых услуг.
В связи с этим арбитражный суд считает возможным квалифицировать допущенное ЗАО "Линтэк" административное правонарушение как малозначительное.
При этом применение ст. 2.9 КоАП РФ означает, что судом установлен состав вменяемого правонарушения, однако, оценив в совокупности все обстоятельства конкретного дела, существо вменяемого правонарушения и представленные по делу доказательства, суд полагает возможным признать, что допущенное нарушение в данном случае не свидетельствует о явном пренебрежительном отношении ЗАО "Линтэк" к исполнению своих публичных обязанностей в той степени, при которой необходимо воздействие на правонарушителя путем применения меры ответственности и назначения ему наказания.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Пленума ВАС РФ № 10 издано 02.06.2004, а не 02.04.2004.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.04.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ст. 2.9 КоАП РФ, арбитражный суд считает, что требование ЗАО "Линтэк" о признании незаконным и отмене постановления от 13.09.2011 № 128-Р-11 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом. В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Первоначально ЗАО "Линтэк" обратилось в арбитражный суд с заявлением, содержащим два самостоятельных требования: 1) о признании недействительным решения комиссии Липецкого УФАС от 12.08.2011; 2) о признании незаконными действий должностных лиц Липецкого УФАС: Тихомирова А.В., Черкашиной Л.А., Жданова Г.И. при возбуждении и расследовании дела № 60 (т. 4, л.д. 3 - 5, 43 - 44).
В связи с этим обществом была уплачена государственная пошлина в общей сумме 4 000 рублей: на основании платежного поручения № 371 от 26.09.2011 на сумму 2 000 рублей (т. 4, л.д. 8) и на основании платежного поручения № 377 от 03.10.2011 на сумму 2 000 рублей (т. 4, л.д. 9).
Ходатайством от 20.10.2011 общество до принятия заявления к производству судом уточнило свои требования по делу и просило признать недействительным только решение комиссии Липецкого УФАС от 12.08.2011 (т. 4, л.д. 47).
Арбитражный суд определением от 20.10.2011 принял к рассмотрению именно данное требование (т. 4, л.д. 1 - 2).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 рублей.
Следовательно, из уплаченных обществом 4 000 рублей государственная пошлина в сумме 2 000 рублей уплачена излишне.
В силу ст. 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
С учетом изложенного государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджет как излишне уплаченная.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании недействительным решения от 12.08.2011 судебные расходы по оплате оставшейся части государственной пошлины в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 197 - 201, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать закрытому акционерному обществу "Линтэк" (ОГРН 1024840842289) полностью в удовлетворении требования о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12 августа 2011 года, принятого по результатам рассмотрения дела № 60, о нарушении закрытым акционерным обществом "Линтэк", как лицом, осуществившим распространение рекламы, требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Возвратить закрытому акционерному обществу "Линтэк" (ОГРН 1024840842289) из федерального бюджета полностью государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, излишне уплаченную на основании платежного поручения № 377 от 03.10.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в указанной части вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
2. Признать незаконным и отменить полностью постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 128-Р-11 от 13 сентября 2011 года, принятое заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области Черкашиной Л.А., о применении к закрытому акционерному обществу "Линтэк" меры административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение суда в указанной части вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья
А.А.ХОРОШИЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
Документ не опубликован


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 08.12.2011 по делу № А36-3649/2011
<Исковые требования удовлетворены в части признания незаконным и отмены полностью постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенное обществом административное правонарушение квалифицировано в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ как малозначительное. В удовлетворении остальной части требований отказано, так как материалами дела подтверждается, что в распространявшейся рекламе отсутствовало наименование рекламодателя, оказывающего страховые услуги, с указанием на его организационно-правовую форму>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru