Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. № 3-5/2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Валиахметовой И.И.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А.,
представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" Зверевой И.А. (доверенность от 19 мая 2011 г. № 20),
представителя Правительства Республики Марий Эл Золотарева Р.И. (доверенность от 11 марта 2011 г. № 01/30-И235),
представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михеевой А.И. (доверенность от 4 августа 2011 г.), Оленевой А.С. (доверенность от 14 июня 2011 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия жилого дома, местоположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия жилого дома, местоположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38. В обоснование заявления были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" вновь выявленные памятники архитектуры, истории и культуры приняты под государственную охрану, как памятники республиканского значения. Среди вновь выявленных объектов культурного наследия в позиции 32 Приложения № 2 указан жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38. В настоящее время жилой дом находится в казне муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Постановлением мэра г. Йошкар-Олы от 27 марта 2009 г. № 789 "О переименовании улицы Анисимовской" улицу Анисимовскую переименовали в Воскресенскую набережную. В постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 соответствующие изменения не вносились. На момент принятия указанного постановления и на сегодняшний день законодательством об охране памятников установлено, что для отнесения объекта к памятникам культуры необходимо подтверждение его культурной и исторической ценности.
Между тем, как указывается заявителем, жилой дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38, согласно техническому паспорту представляет собой бревенчатый дом с сенями, 1955 года застройки, общей площадью 90,6 кв. м. Данный объект не представляет культурной ценности, не имеет элементов декоративно-прикладного зодчества, не связан со значимыми и памятными событиями Республики Марий Эл, с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.
В нарушение п.п. 12, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, в отношении данного объекта отсутствуют заключение экспертизы, учетная карточка, что свидетельствует о том, что историко-культурная экспертиза ценности объекта не проводилась, учетная карточка не оставлялась. Таким образом, объект принят на государственную охрану и признан памятником регионального значения в нарушение установленной процедуры. Изложенное подтверждается техническим паспортом объекта от 28 ноября 1991 г. Сведения о включении объекта в единый реестр объектов культурного наследия отсутствуют. По мнению заявителя, постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 принято с превышением компетенции, поскольку решение об отнесении жилого дома по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38 к памятникам истории и культуры республиканского значения могло быть принято только Советом Министров РСФСР. В отношении данного объекта не проводилось каких-либо мероприятий по обеспечению сохранности, не устанавливались зоны охраны памятника, отсутствует охранная доска.
Между тем, приданный объекту статус памятника архитектуры влечет незаконное ограничение прав собственника объекта - городского округа "Город Йошкар-Ола" по использованию объекта. Жилой дом признан непригодным для проживания, проживавшие в нем граждане расселены в другие жилые помещения. Восстановление дома является нецелесообразным.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу.
В ходе рассмотрения дела Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" представил письменное ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отсутствия предмета спора в связи с принятием Правительством Республики Марий Эл постановления от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл".
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" Зверева И.А. поддержала ходатайство Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" о прекращении производства по делу, суду пояснила, что целью обращения в суд является обустройство территории набережной за счет земельного участка, находящегося под жилым домом. Комитет планирует обратиться в Росохранкультуру с уведомлением, что данного объекта как памятника не существует.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Золотарев Р.И. представил письменный отзыв на заявление, в котором указал на соблюдение Правительством Республики Марий Эл компетенции при принятии оспоренного в части постановления, пояснил об этом в судебном заседании, просил прекратить производство по делу в связи тем, что с принятием Правительством Республики Марий Эл постановления от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" оспариваемый в части акт утратил силу.
Представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михеева А.И., Оленева А.С. просили прекратить производство по делу по данному основанию. Михеева А.И. пояснила суду, что порядок принятия жилого дома на учет в качестве объекта культурного наследия не был нарушен, причина разрушения дома заключается в ненадлежащем его содержании собственником. Оленева А.С. пояснила суду, что данный объект не прошел процедуру включения в реестр, но в реестр включен на основании закона, в настоящее время предмет спора отсутствует.
В письменном отзыве Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл в лице министра Васютина М.З. выражает несогласие с позицией по делу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола".
В письменном отзыве Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу в лице Кураевой Т.С. (доверенность от 27 августа 2010 г. № 29) выражает несогласие с доводами заявителя в отношении отсутствия культурной и исторической ценности жилого дома по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38, считает, что данный объект был принят на государственную охрану с соблюдением действовавшего на тот момент законодательства, указывает, что в связи с принятием Правительством Республики Марий Эл постановления от 4 августа 2011 г. № 238 оспариваемое постановление прекратило свое действие и не может повлечь нарушение прав граждан и организаций.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего, что производство по делу подлежит прекращению, суд приходит к убеждению о необходимости прекращения производства по делу. Основания для этого следующие.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 25 сентября 2001 г. № 318, от 29 августа 2007 г. № 212) приняты под государственную охрану как памятники республиканского значения вновь выявленные в результате проведенной Министерством культуры Республики Марий Эл в 1991 г. инвентаризации памятники архитектуры, истории и культуры согласно приложению № 2 (п. 3). В приложении № 2 "Вновь выявленные памятники истории, архитектуры и градостроительства", в разделе "Объекты архитектуры и градостроительства", в подразделе "г. Йошкар-Ола" имеется позиция 32, в которой указан д. 38 по ул. Анисимовская. Информация о данном постановлении была опубликована в Каталоге Министерства культуры Республики Марий Эл "Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл", выпуск 1993 г.
С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (п. 9), данное постановление по своему предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Республики Марий Эл "О Правительстве Республики Марий Эл" от 10.07.1992 имеет номер 344-III, а не 344-З.

В соответствии со ст.ст. 21, 44 Закона Республики Марий Эл от 10 июля 1992 г. № 344-З "О Правительстве Республики Марий Эл", действовавшего в период принятия постановления Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл", Правительство Республики Марий Эл принимает меры по охране памятников истории и культуры, решения Правительства, имеющие нормативный характер или важное народнохозяйственное либо общее значение, издаются в форме постановлений.
Полномочия Правительства Республики Марий Эл на принятие оспоренного в части постановления соответствуют п.п. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в ходе судебного разбирательства заявителем по существу не оспаривались, как и соблюдение установленного порядка при принятии постановления.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" исключена позиция 32 раздела "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" в Приложении № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" (пункт 1). Сопоставление данного пункта с содержанием Приложения № 2 "Вновь выявленные памятники истории, архитектуры и градостроительства" свидетельствует о том, что из данного приложения исключен объект, принятый на государственную охрану - д. 38 по ул. Анисимовская г. Йошкар-Олы. В отношении данного объекта возник судебный спор о нормоконтроле, предметом которого является отнесение объекта к памятникам истории, архитектуры и градостроительства оспариваемым заявителем в части постановлением.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 г. № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл", п. 2 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" Собрание законодательства Республики Марий Эл, периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник" являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются постановления Правительства Республики Марий Эл.
Данное постановление опубликовано в официальном периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 12 августа 2011 г. № 31 (81) и к моменту рассмотрения дела по существу вступило в силу.
При разрешении вопроса о вступлении данного постановления в силу суд руководствуется п. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 г. № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл".
Согласно п. 8 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Республики Марий Эл по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования. Иные правовые акты Правительства Республики Марий Эл, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Исходя из содержания постановления Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл", пункта 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" следует, что данные постановления, будучи нормативными правовыми актами, непосредственно не затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также не имеют отношения к установлению правового статуса (компетенции, функциям, совокупности прав и обязанностей) органов исполнительной власти, организаций.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела пункт 1 постановления Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" вступил в силу.
Следовательно, оспариваемые в части положения Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в отношении включения в перечень объектов культурного наследия (перечень вновь выявленных памятников истории, архитектуры и градостроительства", в разделе "Объекты архитектуры и градостроительства", в подразделе "г. Йошкар-Ола") жилого дома, местоположение г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38 являются недействующими и не могут быть проверены судом на соответствие федеральному законодательству с вынесением решения по существу дела.
При этом суд учитывает, что заявленные требования в связи с принятием постановления Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2011 г. № 238 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" и вступлением в силу пункта 1 данного постановления Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" не изменены и не дополнены, напротив, заявителем подано ходатайство о прекращении производства по делу. Данное ходатайство поддержано представителями Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" Лобко О.Н., Зверевой И.А.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", к недействующим правовым актам относятся акты, не вступившие в силу, отмененные органом или должностным лицом, их издавшими, утратившие силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененные, но фактически не действующие в силу издания более позднего акта (п. 11). В указанном постановлении также разъяснено, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (п. 26).
При таких обстоятельствах и по вышеприведенным мотивам положения Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия жилого дома, местоположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38 не могут являться предметом судебного нормоконтроля, так как не требуют принудительного судебного прекращения действия этих правовых норм. В связи с этим производство по делу в данной части подлежит прекращению, что исключает правовую оценку судом оспоренных положений на соответствие федеральному законодательству по существу.
При этом принимается во внимание, что суду не представлено доказательств того, что во время действия Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия жилого дома, местоположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38 были нарушены права, свободы и законные интересы каких-либо граждан или организаций, в том числе Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола". На данное обстоятельство применительно к правам муниципального образования ссылались заявитель в заявлении, представители комитета в судебных заседаниях, однако доказательств этому не представили.
Кроме того, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанное на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части (п. 11).
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ суд разъясняет последствия прекращения производства по делу, которые заключаются в том, что повторное обращение в суд по спору между лицами, участвующими в настоящем деле, о том же предмете и по тем же основаниям гражданским процессуальным законом не допускается.
Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

Прекратить производство по делу по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО "Город Йошкар-Ола" о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 г. № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия (перечень вновь выявленных памятников истории, архитектуры и градостроительства", в разделе "Объекты архитектуры и градостроительства", в подразделе "г. Йошкар-Ола") жилого дома, местоположение: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Анисимовская, д. 38.
На определение может быть подана частная жалоба, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения определения через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
ПОПОВ Г.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 22.08.2011 № 3-5/2011
"О прекращении производства по делу"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru