Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу № 03-03/110-11

Решение изготовлено в полном объеме 02.09.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления Сибрикова Н.М., члены Комиссии - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
- от ОАО "М" Г.К.А. (представитель по доверенности);
- супруги заявителя Л.Т.Б. на основании паспорта, свидетельства о заключении брака, свидетельства о смерти заявителя А.Г.В.,
рассмотрев 22 августа 2011 года дело № 03-03/110-11 о нарушении ОАО "М" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - антимонопольный орган) поступило заявление А.Г.В. (далее также - заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "М". Нарушение, по мнению заявителя, выразилось в неправомерном ущемлении интересов гражданина при обращении за технологическим присоединением, в частности, в неправомерном требовании установки прибора учета. В заседании комиссии Л.Т.Б. доводы поддержала, сообщила, что А.Г.В. скончался, представила свидетельство о смерти. По существу пояснила, что заявитель владел на праве собственности половиной дома в д. Лытино Даниловского района, энергоснабжение дома осуществлялось с 1991 г., присоединение было осуществлено квалифицированным электриком. В 2010 г. энергоснабжение дома прекращено ОАО "М", в связи с чем заявитель обратилась в сетевую компанию для заключения договора о технологическом присоединении. ОАО "М", в свою очередь, предписало заявительнице установить прибор учета на улице, данное требование заявитель полагал незаконным, так как прибор учета ранее уже был установлен в доме, менять схему учета нет необходимости.
Представитель ОАО "М" нарушения антимонопольного не признал, указал, что ОАО "М" предложило установить счетчик на улице, однако на данном условии не настаивало, само по себе предложение не может быть признано нарушением антимонопольного законодательства.
Принимая решение о признании ОАО "М" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ОАО "М" является субъектом естественных монополий.
В соответствии с частью 5 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "М" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах Ярославской области, в границах присоединенной сети.
Между гр. А.Г.В. и ОАО "М" 14.07.2011 заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 40369244/ТП-11/ЯПО (ф-1). На основании данного договора (п. 4) гражданину выданы технические условия, п. 11.2 которых предусмотрена установка однофазного прибора учета 0,23 кВ прямого включения, класса точности не ниже 2,0 наружной установки. Учет электрической энергии выполнить на границе раздела сети электроснабжающей организации и потребителя. В соответствии с п. 7 технических условий точкой подключения (т.е. местом раздела сети электроснабжающей организации и потребителя) является опора № 7.
Отношения в сфере коммерческого учета регулируются Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", техническими документами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 136 Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, а не пункт 131.

В соответствии с п. 131 Основ функционирования розничных рынков оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Пунктом 1.5.27 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ), предусмотрено, что приборы учета электроэнергии устанавливаются в легкодоступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и нестесненном для работы месте с температурой зимой не ниже 0 градусов. Допускается размещение приборов учета электрической энергии в неотапливаемых помещениях, а также в шкафах наружной установки. В соответствии с пунктом 1.1.17 для обозначения обязательности выполнения требований ПУЭ применяются слова "должен", "следует", "необходимо". Слово "допускается" означает, что данное решение применяется в виде исключения как вынужденное (вследствие стесненных условий, ограниченных ресурсов и т.п.).
В данном случае отсутствуют объективные обстоятельства, лишающие потребителя возможности установить прибор учета в помещении дома, напротив, заявитель указывает, что прибор учета установлен внутри дома исторически, необходимости вынесения его на опору не имеется. Данные обстоятельства не оспариваются сетевой организацией.
Ссылка ОАО "М" на то, что в соответствии с п. 139 Основ функционирования розничных рынков подобное поведение сетевой организации допускается, не принимается антимонопольным органом в связи со следующим.
В соответствии с п. 139 Основ функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Таким образом, в данном случае стороны могут определить порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию приборов учета, однако место установки прибора определяется исходя из технических требований к данному устройству и его безопасности в соответствии с приведенными положениями правил эксплуатации энергоустановок.
Действия ОАО "М" нарушают интересы заявителя А.Г.В., так как влекут необходимость спорить по выданным техническим условиям, затягивают процедуру осуществления технологического присоединения (в условиях отсутствия энергоснабжения объекта заявителя), а в случае добровольного выполнения технических условий без разногласий могли повлечь дополнительные материальные затраты на защиту прибора учета от несанкционированного доступа и негативных погодных условий.
Таким образом, действия ОАО "М" по неправомерному установлению в технических условиях № 20135699/2295/2011 от 07.07.2011, выданных А.Г.В., условия о наружной установке прибора учета на опоре № 7 ущемляют права и законные интересы последнего, образуют нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение антимонопольного законодательства имело место в момент выдачи технических условий, содержащих требование об установке прибора учета на границе балансовой принадлежности, в настоящий момент данные технические условия не отозваны, являются действующими.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "М" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "М" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

Председатель Комиссии
Н.М.СИБРИКОВА

Члены Комиссии:
М.В.АНТОНОВА
М.Ф.ЗАВЬЯЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 22.08.2011 по делу № 03-03/110-11
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах присоединенной сети, выразившемся в неправомерном требовании от гражданина наружной установки прибора учета электрической энергии, несмотря на наличие прибора, отвечающего необходимым техническим условиям, внутри помещения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru