Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2011 г. по делу № 3-89/11

Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи С.И.,
при секретаре С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства области от 09 декабря 2008 года № 155/477,

установил:

Постановление Правительства области от 09 декабря 2008 года № 155/477, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и жертвам политических репрессий.
Пунктом 3 Порядка, в котором установлен перечень документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг для жертв политических репрессий, предусмотрено помимо прочих "пенсионное удостоверение и справка, подтверждающая факт установления инвалидности".
Заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что пункт 3 Порядка, в указанной части, противоречит нормам Федерального закона от 18.10.1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно статье 16 указанного Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации мерами социальной поддержки должны обеспечиваться все реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Лица, подвергшиеся таким репрессиям, в равной мере вправе рассчитывать на получение от государства соответствующих компенсаций независимо от их возраста или состояния здоровья.
В связи с изложенным просил признать противоречащим статье 16 Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац третий пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 года № 155/477, в части слов "пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности".
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области Ш. изложенное в заявлении поддержала.
Представитель Правительства Кировской области А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях, указав, что в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", действовавшей в редакции до 31.12.2004 года, установленные в ней меры социальной поддержки предоставлялись лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами.
Статьей 16 указанного Закона, в редакции после 31.12.2004 года, установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ уполномоченным на то органом - Законодательным Собранием Кировской области был принят Закон Кировской области от 07.12.2004 года № 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий", установивший меры социальной поддержки и категории граждан, которым они предоставляются, включая категорию жертв политических репрессий - реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих соответствующие свидетельства и являющихся пенсионерами или инвалидами (п. 3 статьи 2 Закона). Закон области в установленном порядке не оспорен, является действующим.
Правительство Кировской области не наделено полномочиями по установлению каких-либо мер социальной поддержки, их объему, а также по определению категорий граждан, которым меры социальной поддержки должны предоставляться.
Представитель Законодательного Собрания Кировской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором заявленные требования не признал, указав, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день на основании Закона Кировской области № 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" социальная поддержка оказывается жертвам политических репрессий - реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим соответствующие свидетельства и являющимся пенсионерами или инвалидами.
Постановление Правительства Кировской области от 09 декабря 2008 года № 155/477 принято в соответствии с Законом Кировской области № 280-ЗО. Утвержденный постановлением Правительства Кировской области Порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения, включая социальное обслуживание, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 года, в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, включая Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Действующая редакция статьи 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ.
Постановлением Правительства области от 09.12.2008 года № 155/477, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в виде ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и жертвам политических репрессий.
опубликован в газете "Вести. Киров", № 149 (1296), 16.12.2008 года.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации должны обеспечиваться реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01.12.2005 года № 462-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", указал, что цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
На уровне субъекта Российской Федерации - Кировской области отношения по показанию мер социальной поддержки регулируются Законом Кировской области от 07.12.2004 года № 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий", во исполнение которого, принято вышеупомянутое постановление от 09.12.2008 года № 155/477.
Постановление в оспариваемом абзаце третьем пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливает право на получение мер социальной поддержки лишь той части из числа реабилитированных лиц, проживающих на территории Кировской области, кто одновременно являются пенсионерами или инвалидами, о чем свидетельствует необходимость предоставления пенсионного удостоверения; справки, подтверждающей факт установления инвалидности.
Такое положение нарушает установленный федеральным законом принцип равенства всех реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, на получение компенсации от государства.
Оспариваемый нормативный правовой акт сужает установленный федеральным законом круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, вводит дополнительные критерии для предоставления мер социальной поддержки, и выходит за пределы предоставляемых субъекту Российской Федерации полномочий.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательства субъектов Российской Федерации, не состоятельны.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Из анализа данной нормы усматривается, что достижение пенсионного возраста, либо наличие инвалидности, не является условием получения реабилитированными лицами мер социальной поддержки.
Доводы о том, что субъект РФ должен устанавливать меры социальной поддержки тем же категориям граждан, которые имели право на получение льгот до внесения соответствующих изменений, не основаны на нормах федерального законодательства.
Условия принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки реабилитированным лицам, содержатся в Федеральном законе от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки, реализация льгот и выплат в силу вышеназванного Закона устанавливаются с момента принятия субъектом соответствующих правовых актов с соблюдением требований ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ о запрете ухудшения положения реабилитированным лицам, получавшим названные льготы.
Круг лиц, которым предоставляется социальная поддержка по нормам Закона в новой редакции, расширен, указание на то, что реабилитированные лица должны быть пенсионерами, инвалидами, исключено.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку судом установлено противоречие оспариваемых положений федеральному закону, довод заинтересованных лиц об их соответствии Закону Кировской области, в частности п. 3 ст. 2 Закона от 07.12.2004 года № 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий", является несостоятельным.
На основании изложенного и принимая во внимание ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ следует признать абзац третий пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 года № 155/477, в части слов "пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности" противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в силу.
Решение суда или сообщение о решении, после вступления его в законную силу, должно быть опубликовано в газете "Вести. Киров".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления настоящего решения в силу абзац третий пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 09 декабря 2008 года № 155/477 в части слов "пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности".
Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в газете "Вести. Киров".
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней с подачей жалобы через Кировский областной суд.

Вступило в законную силу 9 ноября 2011 г.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Кировского областного суда от 15.08.2011 по делу № 3-89/11
<О признании недействующим абзаца 3 пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 № 155/477, в части слов "пенсионное удостоверение; справка, подтверждающая факт установления инвалидности">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru