Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18 НОЯБРЯ
2008 ГОДА № 112-РЗ "О ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЕ
ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД РЕСПУБЛИКОЙ КОМИ ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА
ГЛАГОЛЕВА ВЛАДИМИРА ВАЛЕРЬЯНОВИЧА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова, П.Ф.Пунегова,
с участием гражданина В.В.Глаголева, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми Е.А.Клименковой - консультанта-эксперта отдела социального законодательства Государственного правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, И.Н.Нихельман - консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты Агентства Республики Коми по социальному развитию, А.В.Юдина - старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми,
руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности некоторых положений части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданина В.В.Глаголева, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые положения указанной выше нормы.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В.Кретова, объяснения В.В.Глаголева, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми, прокурора, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

Гражданин В.В.Глаголев обратился в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о проверке конституционности части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в той мере, в какой она связывает возникновение у неработающих, являющихся получателями трудовой пенсии по старости и награжденных государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми мужчин права на назначение ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми с наличием общего трудового стажа, приобретенного за пределами Республики Коми.
В обоснование жалобы В.В.Глаголев указал, что отработал на подземных работах в организациях угольной промышленности на территории Республики Коми 29 лет 6 месяцев и за достижения в труде награжден государственными наградами СССР (орденами Знак Почета и Трудового Красного Знамени).
С 1990 года является получателем трудовой пенсии по старости и как лицо, награжденное государственными наградами СССР и имеющее общий трудовой стаж в Республике Коми свыше 25 лет, обратился в орган социальной защиты населения по поводу назначения ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми.
Однако в назначении такой выплаты ему было отказано в связи с отсутствием общего трудового стажа, учитываемого в календарном исчислении и составляющего не менее 35 лет.
В связи с этим заявитель считает, что диспозиция части 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" нарушает его права, гарантированные статьями 4, 10, 11, 17, 18 Конституции Республики Коми, поскольку предусматривает наличие у мужчин общего трудового стажа не менее 35 лет, из которых 25 лет должно быть выработано непосредственно в Республике Коми, что не только противоречит самому названию Закона, но и его духу и смыслу.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в указанной заявителем части, а именно проверка соответствия положений данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и создание условий, обеспечивающих его достойную жизнь (статьи 4, 10, 11), равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения и отношения к труду (статья 17), и запрещающей издание законов, отменяющих или умаляющих указанные права и свободы человека и гражданина (статья 18).
В соответствии с положениями статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Суд выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении и только в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению.
Согласно статьям 4 и 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их соблюдение и защита - обязанность Республики Коми.
В силу положений статьи 11 Конституции Республики Коми социальная политика Республики Коми направлена на обеспечение достойной жизни граждан, в том числе и лиц, имеющих особые заслуги перед Республикой Коми и являющихся получателями трудовой пенсии по старости.
При этом по своему конституционно-правовому смыслу создание условий для достойной жизни указанной категории граждан может заключаться и в дополнительном ежемесячном материальном обеспечении этих лиц за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, что в целом согласуется со статьей 72 Конституции Российской Федерации, статьей 64 Конституции Республики Коми и статьями 26.3, 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регулирующими вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области социальной защиты населения.
Следовательно, Закон Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", предусматривающий предоставление мер социальной поддержки в виде дополнительного материального обеспечения (ежемесячной денежной выплаты) неработающим, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и награжденным государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми лицам, издан в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и сам по себе не противоречит Конституции Республики Коми и действующему федеральному законодательству.
Применительно к изложенному и содержанию части 1 статьи 1 настоящего Закона следует также признать, что определение категорий граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми, порядок и условия ее назначения и выплаты за счет собственных бюджетных средств являются исключительной прерогативой законодателя Республики Коми, поскольку указанная мера социальной поддержки направлена на дополнительное материальное обеспечение неработающих пенсионеров, награжденных государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Республики Коми за выдающиеся достижения в труде и длительное время осуществлявших трудовую деятельность, и сама по себе не нарушает право данной категории лиц на предоставление иных предусмотренным действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Коми мер социальной поддержки.
В качестве одного из условий назначения ежемесячной денежной выплаты часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", в частности, предусматривает наличие у являющихся получателями трудовой пенсии по старости и удостоенных государственных наград граждан общего трудового стажа (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, что с учетом приведенного выше правового обоснования, а также и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 декабря 2010 года № 1655-О-О, не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения и отношения к труду, равно как и умаление прав указанной выше категории лиц на достойную жизнь.
При таких обстоятельствах часть 1 статьи 1 настоящего Закона в той мере, в какой она предусматривает наличие у являющихся получателями трудовой пенсии по старости и удостоенных государственных наград мужчин общего трудового стажа (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми не менее 25 лет, соответствует Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" в той мере, в какой она предусматривает наличие у являющихся получателями трудовой пенсии по старости и удостоенных государственных наград СССР, государственных наград Российской Федерации, государственных наград Республики Коми мужчин общего трудового стажа (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми не менее 25 лет, соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 18.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми





ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Конституционным Судом Республики Коми рассмотрено дело по жалобе удостоенного государственных наград СССР гражданина В.В.Глаголева на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" и постановлением суда от 29 декабря 2011 года положения данной нормы в той части, в какой они предусматривают наличие у являющихся получателями трудовой пенсии по старости и удостоенных государственных наград СССР, государственных наград Российской Федерации, государственных наград Республики Коми мужчин общего трудового стажа (учитываемого в календарном исчислении) не менее 35 лет, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми не менее 25 лет, признаны соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 18.
В основном соглашаясь с тем, что определение категорий граждан, имеющих в соответствии с настоящим Законом право на ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми, порядок и условия ее назначения и выплаты за счет собственных бюджетных средств являются прерогативой законодателя Республики Коми, считаю все-таки необходимым высказать иную позицию по делу.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение, включая социальную защиту, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (статья 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Закон Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" направлен на регулирование именно таких отношений, поскольку ни Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", ни Указами Президента Российской Федерации не установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты неработающим и являющимся получателями трудовой пенсии по старости гражданам, награжденным государственными наградами СССР, государственными наградами Российской Федерации, не указанными в приведенных выше нормативных правовых актах федерального значения.
Однако в отличие от норм федерального законодательства, не предусматривающих каких-либо ограничений в части продолжительности общего трудового стажа и мест его приобретения и устанавливающих, что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение предоставляется гражданам, являющимся получателями пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и удостоенным отдельных государственных наград за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми ставит назначение ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми в зависимость от наличия у удостоенных государственных наград граждан общего трудового стажа, учитываемого в календарном исчислении и составляющего не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, в том числе общего трудового стажа в Республике Коми не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин.
Такое правовое регулирование не только не согласуется с принципами, на которых основана находящаяся в ведении Российской Федерации государственная наградная система, но и не отвечает требованиям предсказуемости закона и его правовой определенности.
Согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099, вручение государственных наград и присвоение почетных званий является ничем иным, как официальным признанием государством особых заслуг и достижений граждан в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения и в иных сферах деятельности, и поэтому в силу правовой природы данных отношений лица, удостоенные государственных наград и являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации получателями пенсии, назначенной по предусмотренным законом основаниям, не могут быть лишены соответствующей социальной поддержки только по не имеющему разумного обоснования мотиву недостаточности общего трудового стажа и к тому же не влияющего на назначение пенсии.
При этом необходимо отметить, что государственная политика в области социальной защиты неработающих и имеющих особые заслуги граждан-пенсионеров во всех случаях преследует конституционно значимые цели и направлена на создание условий максимально устраняющих дисбаланс между уровнем материального благосостояния этих лиц в период осуществления ими трудовой деятельности и после их выхода на пенсию.
Такой подход к дополнительному материальному обеспечению отдельных категорий граждан основан на конституционных принципах равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к труду и других обстоятельств и социальной ориентированности государства, и поэтому общие начала законодательства Российской Федерации о социальной защите исключают саму возможность произвольного умаления прав лиц, относящихся к одной и той же социальной группе и удостоенных государственных наград за особые заслуги и достижения в труде и иной общественно полезной деятельности.
Данные правила нормотворчества действуют и в отношении предоставления дополнительных мер социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации и за счет их собственных бюджетных средств и в связи с этим у законодателя Республики Коми не имелось законных оснований для установления ограничений в части продолжительности общего трудового стажа и мест его приобретения при назначении неработающим и удостоенным государственных наград пенсионерам ежемесячной денежной выплаты за особые заслуги перед Республикой Коми.
Следует также отметить, что пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает назначение пенсий по различным основаниям, в том числе по старости, инвалидности, в связи с особыми условиями труда, но это не является причиной для какого-либо умаления прав граждан на предоставление соответствующих мер социальной поддержки по мотиву недостаточности общего трудового стажа, поскольку правовое значение для решения указанного вопроса имеет не сама по себе продолжительность трудового стажа, а приобретенный лицом на основании закона статус неработающего пенсионера.
Кроме того, часть 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", предусматривающая учет общего трудового стажа, приобретенного за пределами Республики Коми, противоречит самому названию настоящего Закона и не отвечает принципу правовой определенности, так как не содержит логического и правового обоснования, разъясняющего в чем же заключаются особые заслуги гражданина именно перед Республикой Коми в период осуществления этим лицом трудовой и иной общественно полезной деятельности за пределами данного субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать, что установленные частью 1 статьи 1 Закона Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" ограничения в части возникновения права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в зависимости от продолжительности у граждан общего трудового стажа и мест его приобретения фактически девальвируют общепризнанные и отмеченные государственными наградами заслуги и достижения этих лиц в тех или иных сферах общественно полезной деятельности, принижают значимость полученных ими государственных наград и в нарушение статей 4, 10, 11, 17 Конституции Республики Коми ставят этих граждан в неравное положение с лицами, относящимися к той же социальной группе, но имеющими установленный данной нормой стаж и, как следствие, получающими ежемесячную денежную выплату за особые заслуги перед Республикой Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 29.12.2011
"По делу о проверке конституционности некоторых положений части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" по жалобе гражданина Глаголева Владимира Валерьяновича"

Постановление
Особое мнение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru