Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2011 г. по делу № А33-16690/2010

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 09 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьянова Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства "Объединение производителей работ по техническому осмотру и технической экспертизе автомототранспортных средств Красноярского края" (ОГРН 1092400001418, ИНН 2463090823)
к Министерству транспорта Красноярского края
о признании незаконными действий Министерства транспорта Красноярского края, выразившихся в направлении письма № 05-0486 от 01.09.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шахматовой В.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2010 (паспорт),
от ответчика: Яковлевой С.В., действующей на основании доверенности от 20.07.2010 № 4 (паспорт), до перерыва; Русанова В.В., действующего на основании доверенности от 15.12.2010, служебное удостоверение, после перерыва,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

некоммерческое партнерство "Объединение производителей работ по техническому осмотру и технической экспертизе автомототранспортных средств Красноярского края" (далее - НП "КрасТехЭксперт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству транспорта Красноярского края о признании незаконным решения Министерства транспорта Красноярского края № 05-0486 от 01.09.2010.
Заявление принято к производству суда. Определением от 15.11.2010 возбуждено производство по делу.
Представитель заявителя в судебном заседании представил уточнение заявленных требований, в соответствии с которыми просит признать незаконными действия Министерства транспорта Красноярского края, выразившиеся в направлении НП "КрасТехЭксперт" письма № 05-0486 от 01.09.2010.
Суд, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принял уточнение заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования (с учетом представленного уточнения).
Представители ответчика с требованиями, предъявленными заявителем, не согласны на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 14 час. 30 мин. 01.02.2011 до 09 час. 30 мин. 08.02.2011.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
НП "КрасТехЭксперт" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092400001418.
В соответствии с пунктом 1.1 Устава некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим уставом.
В силу пункта 3.1 Устава предметом деятельности партнерства является содействие его членам в осуществлении функций, обеспечивающих достижение управленческих целей, а также защита прав и охраняемых законом интересов членов партнерства, решение общих социально-хозяйственных задач в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией прав членов партнерства.
Целью деятельности партнерства является оказание содействия членам партнерства в осуществлении ими управленческой деятельности.
Из материалов дела следует, что 02.04.2010 некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" "Объединение производителей работ по техническому осмотру и технической экспертизе автомототранспортных средств Красноярского края" в целях защиты интересов организаций, производящих проверку технического состояния транспортных средств, обратилось с письмом № 12 к первому заместителю Губернатора Красноярского края о необходимости рассмотрения возможности утверждения размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре на территории Красноярского края Правительством Красноярского края.
Письмом от 07.06.2010 № 02-2468 Министерство транспорта Красноярского края сообщило председателю некоммерческого партнерства "КрасТехЭксперт" о том, что в предложенных к рассмотрению расчетах размера платы (тарифа) за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре в калькуляцию затрат не обоснованно включена сумма прочих расходов в размере 97,37 руб., сто составило 12% от базового расчетного норматива, соответственно, определенный в итоге размер платы за проведение технического состояния транспортны средств завышен на 12%. Кроме того, в письме указано, что предложенное партнерством повышение платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре составляет 210% роста к действующему тарифу, что не соответствует прогнозируемому индексу-дефлятору на услуги, разработанному Министерством экономики и регионального развития Красноярского края на 2010 год (11,8%).
05.07.2010 некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" обратилось в Министерство транспорта Красноярского края с письмом исх. № 17, согласно которому предложило принять методику (разработанную кафедрой "Экономики и управления на транспорте" Сибирского Федерального университета) по расчету платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, которая обеспечивает условия, необходимые для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации производственной базы предприятий, представляет механизм полного возмещения затрат предприятия, связанных в реализацией их производственной программы. Указало, что подобной методики по обоснованию платы за проведение проверок технического состояния транспортных средств не существует, а предлагаемая методика позволяет объективно оценивать уровень деятельности каждого предприятия, контролировать налогооблагаемую базу.
Некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" представило в Министерство транспорта Красноярского края Расчет размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, разработанный кафедрой "Экономики и управления на транспорте" Сибирского Федерального университета под руководством профессора Голянд И.Л, исполнителей Захарьина К.Н., Мухиной К.А.
Из указанного расчета следует, что настоящий документ разработан с целью создания методической базы расчета тарифа за услуги, предоставляемые станциями (пунктами) технического обслуживания. В методических рекомендациях применяется распределительная функция цены (тарифа) на основе нормативного метода.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009 имеет номер 135-т/1, а не 1135-т/1.

В письме № 05-0486 от 01.09.2010 Министерство транспорта Красноярского края указало, что для рассмотрения вопроса по установлению цен за проведение проверки технического состояния транспортных средств необходимо предоставить пакет документов согласно приложению к Приказу Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009 № 1135-т/1, подтверждающих целесообразность установления (изменения) цен. Представленный расчет не является основанием для установления (изменения) цен. Изменение цен на проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре не обоснованно.
Заявитель полагает, что Приказ ФСТ РФ от 24.06.2009 № 135-т/1 не регулирует порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, связанных с проверкой технического состояния транспортных средств, так как Приказом ФТС РФ от 07.08.2009 № 182-т/3 "Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФТС России" установлен перечень организаций, на которые распространяется действие Приказа Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009 № 135-т/1. Данный перечень является закрытым, организации, производящие проверки технического состояния транспортных средств в указанном перечне отсутствуют.
Полагая, что действия Министерства транспорта Красноярского края, выразившиеся в направлении некоммерческому партнерству "КрасТехЭксперт" письма № 05-0486 от 01.09.2010, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета администрации Красноярского края от 06.02.2008 № 41-п "Об утверждении размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре на территории Красноярского края" установлен размер платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Красноярского края (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" обратилось с заявлением к Министерству транспорта Красноярского края об изменении (повышении) цен на проведение проверок технического состояния транспортных средств, обосновывая необходимость повышения тарифа расчетом Сибирского Федерального университета.
Письмом № 05-0486 от 01.09.2010 Министерство транспорта Красноярского края указало, что для рассмотрения вопроса по установлению цен за проведение проверки технического состояния транспортных средств необходимо предоставить пакет документов согласно приложению к Приказу Федеральной службы по тарифам от 24.06.2009 № 1135-т/1, подтверждающих целесообразность установления (изменения) цен. Представленный расчет не является основанием для установления (изменения) цен. Изменение цен на проведение проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре не обоснованно.
Суд полагает, что действия Министерства транспорта Красноярского края, выразившиеся в направлении письма № 05-0486 от 01.09.2010, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № 708, Минфина РФ № 61н, Минтранса РФ № 126 от 03.08.2001 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 880" (далее - Порядок), указанный Порядок применяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении размеров платы за проведение государственного технического осмотра с учетом предложений территориальных органов управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка, размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений Порядка.
В соответствии с пунктом 1.13 Постановления администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" установление размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, осуществляется Правительством Красноярского края.
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 377-п "Об утверждении Положения о министерстве транспорта Красноярского края" министерство осуществляет разработку и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, в том числе, по вопросам установления размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
На основании положений Порядка, размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании собственных расчетов, включающих в себя стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования для каждого типа транспортных средств учетом нормативов трудоемкости работ по проверке их технического состояния с использованием средств технического диагностирования, а также стоимости 1 человека-часа контрольно-диагностических работ. В указанную стоимость включаются все затраты за проведение проверки технического состояния транспортных средств, в том числе:
заработная плата контролеров технического состояния;
накладные расходы;
амортизационные отчисления;
арендная плата;
обязательные налоги и платежи в бюджет.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что:
- основанием для повышения размера платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, являются расчеты органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не расчеты, производимые юридическими лицами, обратившимися в министерство;
- регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, указанные в Постановлении администрации Красноярского края от 24.09.2001 № 670-П "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" относится к исключительной компетенции Правительства Красноярского края;
- исключительной компетенцией по установлению размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, на территории Красноярского края обладает Правительство Красноярского края;
- к компетенции Министерства транспорта Красноярского края относится разработка и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, в том числе по вопросам установления размера платы за проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре;
- проект разрабатывается с учетом предложений территориальных органов управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- действующее законодательство не связывает изменение тарифов, установленных за проведение проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, с фактом обращения в Министерство транспорта Красноярского края граждан, юридических лиц с заявлениями об их изменении.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то обстоятельство, что перечень документов, на основании которых производится расчет размера платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, законодательно не установлен, суд приходит к выводу о том, что действия Министерства транспорта Красноярского края по направлению письма № 05-0486 от 01.09.2010 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают.
Кроме того, письмо № 05-0486 от 01.09.2010 не содержит выводов о применении мер принуждения, властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей НП "КрасТехЭксперт", носит информационно-рекомендательный характер, само по себе не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письмо от 01.09.2010 № 05-0486 не содержит требований по представлению НП "КрасТехЭксперт" документов, обязанность представления которых правовыми актами не установлена, а лишь информирует о возможности рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен за проведение проверки технического состояния транспортных средств, при представлении указанных документов.
Более того, действия по направлению указанного письма не могут затрагивать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как некоммерческое партнерство "КрасТехЭксперт" является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, которыми в соответствии с Уставом партнерства является оказание содействия членам партнерства в осуществлении ими управленческой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении требования некоммерческого партнерства "Объединение производителей работ по техническому осмотру и технической экспертизе автомототранспортных средств Красноярского края" к Министерству транспорта Красноярского края о признании незаконными действий Министерства транспорта Красноярского края, выразившихся в направлении письма № 05-0486 от 01.09.2010.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2011 по делу № А33-16690/2010
<В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ о рассмотрении вопроса об изменении цен на проведение государственного технического осмотра отказано, поскольку решение не содержит выводов о применении мер принуждения, властно-распорядительных предписаний, носит информационно-рекомендательный характер и не нарушает законные права и интересы заявителя>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru