Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу № А36-2511/2010

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года, поскольку в судебном заседании 01 декабря 2011 года был объявлен перерыв до указанной даты. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коногоровой В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "РОДНИК" (г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 21, ОГРН 1084823022690)
к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2, ОГРН 1024840853696)
третьи лица: администрация города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка
муниципальное образование город Липецк в лице администрации города Липецка
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: председатель Затонских А.М.
от управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: заместитель начальника отдела правового управления Мельник Т.М. (доверенность <...>)
от третьих лиц администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры г. Липецка: начальник (юрист) отдела общей и правовой работы Ковалева Е.Н. (доверенность <...>)
администрации города Липецка: представитель не явился

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "РОДНИК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании незаконным отказа управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213 для садоводства, изложенным в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г.
Впоследствии заявитель уточнил требования и просил признать отказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенный в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г., в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "Имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" для садоводства незаконным, обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области принять решение о праве аренды СНТ "РОДНИК" на указанный выше земельный участок и заключить договор аренды на срок в зависимости от принятого решения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа постановлением от 10.03.2011 г. отменила решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 07.04.2011 г. Арбитражный суд Липецкой области принял дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в судебном заседании представитель СНТ "РОДНИК" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать отказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенный в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г., в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "Имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" для садоводства незаконным и обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области заключить договор аренды на спорный земельный участок сроком на 49 лет.
Суд принял уточнение заявителем требований, поскольку это его право.
Представитель муниципального образования город Липецк в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Суд на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие третьего лица - муниципального образования город Липецк в лице администрации города Липецка.
Представитель управления имущественных и земельных отношений Липецкой области возражал против заявленных требований, пояснив, что отказ в предоставлении заявителю в аренду земельного участка был правомерен, поскольку не был соблюден порядок, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно не была опубликована информация по предоставлению земельного участка.
В настоящее время опубликована информация о намерении управления имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить земельный участок с кадастровым номером 48:20:0000000:213, предназначенный для садоводства, в аренду для целей, не связанных со строительством, и на официальном сайте Управления. При наличии трех поступивших заявлений принято решение от 07.12.2011 г. № 2917 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Представитель третьего лица - администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры в письменном отзыве и судебном заседании поддержал требования заявителя, пояснив, что и на момент утверждения схемы расположения земельного участка, и на момент обращения товарищества за предоставлением земельного участка в аренду использование его для садоводства было разрешено градостроительным регламентом. Испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне СХ-2 - садоводческая зона, в указанной зоне градостроительным регламентом разрешено использовать земельные участки под сады и огороды.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав позицию заявителя, заинтересованного лица, представителя администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры, суд установил следующее.
СНТ "РОДНИК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.12.2008 г. (основной государственный регистрационный номер 1084823022690), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица № 00146057 (т. 1, л.д. 23).
10.06.2010 г. СНТ "РОДНИК" обратилось в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление) с просьбой предоставить для садоводства в аренду земельный участок площадью 152 821 кв.м. с кадастровым номером 4820:0000000213, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" (т. 1, л.д. 10).
Собственность на указанный выше земельный участок не разграничена, что подтверждается сообщением регистрационной службы (т. 1, л.д. 21).
18.06.2010 г. Управление письмом № 7863-06 отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка для садоводства в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что противоречит пункту 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, считая его незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление СНТ "РОДНИК" не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка в аренду является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон № 66-ФЗ) установлено, что земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 Закона № 66-ФЗ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, в соответствии с которой орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. 2. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
4. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, в соответствии с Законом № 66-ФЗ земельные участки для садоводства предоставляются органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель, то есть из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Представленный в материалы дела кадастровый паспорт на испрашиваемый участок содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0000000:213 относится к землям населенных пунктов, что исключает его возможность предоставления в соответствии с Законом № 66-ФЗ.
Названным Законом не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду, данный Закон устанавливает порядок предоставления земельного участка в собственность.
Более того, процедура предоставления земельного участка для садоводства, предусмотренная Законом № 66-ФЗ, отлична от порядка предоставления земельных участков в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно названной норме права лица, заинтересованные в предоставлении или передаче таких земельных участков в собственность или в аренду, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, который с учетом зонирования территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении такого участка кадастровых работ; в двухнедельных срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта. В заявлении на предоставление земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанный порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам обеспечивается, в том числе, путем обязательной подготовки и публикации информации о земельных участках, предоставляемых на определенном праве и предусмотренных условиях, а также путем запрета установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
23.06.2009 г. Управление письмом № 4500-06 обратилось в администрацию города Липецка с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в районе ГПК "Наука" и СНТ "имени И.В. Мичурина" (т. 1, л.д. 48).
На основании заявления Управления от 23.06.2009 г. постановлением Главы города Липецка от 15.07.2009 г. № 1683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, предназначенного для садоводства в районе СНТ "имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, а также были установлены градостроительные требования к использованию данного участка (т. 1, л.д. 14 - 20).
Согласно схеме зонирования города Липецка с градостроительными регламентами, утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатом № 113 от 27.12.2001 г., земельный участок, испрашиваемый заявителем, находился в зоне ЖУ9 - зона коллективных садов (т. 1, л.д. 69 - 70).
В соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов № 51 от 29.06.2010 г. "О правилах землепользования и застройки города Липецка" указанный земельный участок находится в территориальной зоне с индексом СХ-2 - садоводческая зона, в которой основными видами разрешенного использования являются садовые дома, а вспомогательными: сады, огороды и палисадники (т. 1, л.д. 71, 68).
На момент обращения заявителя Управление не осуществило публикации сведений о предоставлении спорного земельного участка для садоводства. Заявитель не обжаловал бездействия Управления по неосуществлению соответствующей им функции.
В связи с чем, заявителю не могли быть установлены приоритеты и особые условия по предоставлению спорного земельного участка.
В настоящее время после публикации сведений о предоставлении спорного земельного участка в газете "Липецкая газета" от 29.10.2011 г. № 208/24086 и на официальном сайте Управления, при наличии трех поступивших заявлений, включая СНТ "РОДНИК", Управлением принято решение от 07.12.2011 г. № 2917 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:00000000:213, что соответствует положениям статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Закон либо иной нормативный акт не содержит правил приоритетного предоставления земельных участков садоводческим некоммерческим товариществам, кроме Закона № 66-ФЗ, предусматривающего иной порядок предоставления земельных участков для указанных целей.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое заявителем решение государственного органа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для садоводства соответствует закону и не нарушает его права и охраняемые законом интересы.
При подаче заявления СНТ "РОДНИК" была оплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 7).
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворения заявления отказано, то уплаченная заявителем государственная пошлина относится на СНТ "РОДНИК".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления садоводческого некоммерческого товарищества "РОДНИК" (г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 21, ОГРН 1084823022690) к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2, ОГРН 1024840853696) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня полного изготовления.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Судья
ЩЕДУХИНА Т.М.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.12.2011 по делу № А36-2511/2010
<В удовлетворении требования садоводческого товарищества о признании незаконным отказа органа государственной власти в предоставлении в аренду земельного участка для садоводства отказано, поскольку на момент обращения заявителя ответчик не осуществил публикацию сведений о предоставлении спорного земельного участка для садоводства, а заявитель не обжаловал бездействие ответчика, в связи с чем заявителю не могли быть установлены приоритеты и особые условия по предоставлению спорного земельного участка>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru