АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу № А36-2511/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года, поскольку в судебном заседании 01 декабря 2011 года был объявлен перерыв до указанной даты. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коногоровой В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
садоводческого некоммерческого товарищества "РОДНИК" (г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 21, ОГРН 1084823022690)
к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2, ОГРН 1024840853696)
третьи лица: администрация города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка
муниципальное образование город Липецк в лице администрации города Липецка
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: председатель Затонских А.М.
от управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: заместитель начальника отдела правового управления Мельник Т.М. (доверенность <...>)
от третьих лиц администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры г. Липецка: начальник (юрист) отдела общей и правовой работы Ковалева Е.Н. (доверенность <...>)
администрации города Липецка: представитель не явился
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "РОДНИК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании незаконным отказа управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213 для садоводства, изложенным в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г.
Впоследствии заявитель уточнил требования и просил признать отказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенный в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г., в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "Имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" для садоводства незаконным, обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области принять решение о праве аренды СНТ "РОДНИК" на указанный выше земельный участок и заключить договор аренды на срок в зависимости от принятого решения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа постановлением от 10.03.2011 г. отменила решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 г. и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 07.04.2011 г. Арбитражный суд Липецкой области принял дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в судебном заседании представитель СНТ "РОДНИК" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил признать отказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенный в письме № 7863-06 от 18.06.2010 г., в предоставлении в аренду земельного участка площадью 152 821 кв. м. с кадастровым номером 48:20:0000000:213, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "Имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" для садоводства незаконным и обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области заключить договор аренды на спорный земельный участок сроком на 49 лет.
Суд принял уточнение заявителем требований, поскольку это его право.
Представитель муниципального образования город Липецк в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении заявления в его отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещена арбитражным судом на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Суд на основании части 5 статьи 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие третьего лица - муниципального образования город Липецк в лице администрации города Липецка.
Представитель управления имущественных и земельных отношений Липецкой области возражал против заявленных требований, пояснив, что отказ в предоставлении заявителю в аренду земельного участка был правомерен, поскольку не был соблюден порядок, предусмотренный статьей 34
Земельного кодекса Российской Федерации, а именно не была опубликована информация по предоставлению земельного участка.
В настоящее время опубликована информация о намерении управления имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить земельный участок с кадастровым номером 48:20:0000000:213, предназначенный для садоводства, в аренду для целей, не связанных со строительством, и на официальном сайте Управления. При наличии трех поступивших заявлений принято решение от 07.12.2011 г. № 2917 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Представитель третьего лица - администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры в письменном отзыве и судебном заседании поддержал требования заявителя, пояснив, что и на момент утверждения схемы расположения земельного участка, и на момент обращения товарищества за предоставлением земельного участка в аренду использование его для садоводства было разрешено градостроительным регламентом. Испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне СХ-2 - садоводческая зона, в указанной зоне градостроительным регламентом разрешено использовать земельные участки под сады и огороды.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав позицию заявителя, заинтересованного лица, представителя администрации города Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры, суд установил следующее.
СНТ "РОДНИК" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.12.2008 г. (основной государственный регистрационный номер 1084823022690), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица № 00146057 (т. 1, л.д. 23).
10.06.2010 г. СНТ "РОДНИК" обратилось в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление) с просьбой предоставить для садоводства в аренду земельный участок площадью 152 821 кв.м. с кадастровым номером 4820:0000000213, расположенный по адресу: Липецкая область, г. Липецк, в районе СНТ "имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" (т. 1, л.д. 10).
Собственность на указанный выше земельный участок не разграничена, что подтверждается сообщением регистрационной службы (т. 1, л.д. 21).
18.06.2010 г. Управление письмом № 7863-06 отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка для садоводства в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что противоречит пункту 2 статьи 80
Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, считая его незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление СНТ "РОДНИК" не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа Управления в предоставлении земельного участка в аренду является одновременное несоответствие этого отказа закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 81
Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом
, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пунктом 1 статьи 2
Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 г "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон № 66-ФЗ) установлено, что земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон
регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Статьей 14
Закона № 66-ФЗ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, в соответствии с которой орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. 2. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
3. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
4. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, в соответствии с Законом
№ 66-ФЗ земельные участки для садоводства предоставляются органом местного самоуправления из фонда перераспределения земель, то есть из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Представленный в материалы дела кадастровый паспорт на испрашиваемый участок содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0000000:213 относится к землям населенных пунктов, что исключает его возможность предоставления в соответствии с Законом
№ 66-ФЗ.
Названным Законом
не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду, данный Закон
устанавливает порядок предоставления земельного участка в собственность.
Более того, процедура предоставления земельного участка для садоводства, предусмотренная Законом
№ 66-ФЗ, отлична от порядка предоставления земельных участков в соответствии со статьей 34
Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34
Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно названной норме права лица, заинтересованные в предоставлении или передаче таких земельных участков в собственность или в аренду, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
названного Кодекса, который с учетом зонирования территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении такого участка кадастровых работ; в двухнедельных срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта. В заявлении на предоставление земельного участка должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1
названной нормы Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанный порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам обеспечивается, в том числе, путем обязательной подготовки и публикации информации о земельных участках, предоставляемых на определенном праве и предусмотренных условиях, а также путем запрета установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
23.06.2009 г. Управление письмом № 4500-06 обратилось в администрацию города Липецка с просьбой утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в районе ГПК "Наука" и СНТ "имени И.В. Мичурина" (т. 1, л.д. 48).
На основании заявления Управления от 23.06.2009 г. постановлением Главы города Липецка от 15.07.2009 г. № 1683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, предназначенного для садоводства в районе СНТ "имени И.В. Мичурина" и ГПК "Наука" была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, а также были установлены градостроительные требования к использованию данного участка (т. 1, л.д. 14 - 20).
Согласно схеме
зонирования города Липецка с градостроительными регламентами, утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатом № 113 от 27.12.2001 г., земельный участок, испрашиваемый заявителем, находился в зоне ЖУ9 - зона коллективных садов (т. 1, л.д. 69 - 70).
В соответствии с решением
Липецкого городского Совета депутатов № 51 от 29.06.2010 г. "О правилах землепользования и застройки города Липецка" указанный земельный участок находится в территориальной зоне с индексом СХ-2 - садоводческая зона, в которой основными видами разрешенного использования являются садовые дома, а вспомогательными: сады, огороды и палисадники (т. 1, л.д. 71, 68).
На момент обращения заявителя Управление не осуществило публикации сведений о предоставлении спорного земельного участка для садоводства. Заявитель не обжаловал бездействия Управления по неосуществлению соответствующей им функции.
В связи с чем, заявителю не могли быть установлены приоритеты и особые условия по предоставлению спорного земельного участка.
В настоящее время после публикации сведений о предоставлении спорного земельного участка в газете "Липецкая газета" от 29.10.2011 г. № 208/24086 и на официальном сайте Управления, при наличии трех поступивших заявлений, включая СНТ "РОДНИК", Управлением принято решение от 07.12.2011 г. № 2917 о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 48:20:00000000:213, что соответствует положениям статьи 38
Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 447
, 448
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Закон либо иной нормативный акт не содержит правил приоритетного предоставления земельных участков садоводческим некоммерческим товариществам, кроме Закона
№ 66-ФЗ, предусматривающего иной порядок предоставления земельных участков для указанных целей.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое заявителем решение государственного органа об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для садоводства соответствует закону и не нарушает его права и охраняемые законом интересы.
При подаче заявления СНТ "РОДНИК" была оплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп. (т. 1, л.д. 7).
В силу статьи 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворения заявления отказано, то уплаченная заявителем государственная пошлина относится на СНТ "РОДНИК".
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 176
, 180
, 181
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления садоводческого некоммерческого товарищества "РОДНИК" (г. Липецк, ул. Фрунзе, д. 21, ОГРН 1084823022690) к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (г. Липецк, ул. Скороходова, д. 2, ОГРН 1024840853696) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня полного изготовления.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Судья
ЩЕДУХИНА Т.М.