Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. № 7-848/11

29 ноября 2011 года судья Нижегородского областного суда Самарцева В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе С.Р.Ш. на решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20.10.2011 года, вынесенное по жалобе на постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 25.08.2011 года о привлечении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по ПФО Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № <...> от 25.08.2011 года должностное лицо - директор ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
На данное постановление С.Р.Ш. подал жалобу в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20.10.2011 года постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 25.08.2011 года о привлечении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей оставлено без изменения, жалоба С.Р.Ш. - без удовлетворения.
В жалобе С.Р.Ш. просит отменить постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 25.08.2011 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей и решение судьи Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода от 20.10.2010 года, как вынесенные незаконно, необоснованно, с неправильным применением норм материального права.
Жалоба С.Р.Ш. рассматривается без его участия. С.Р.Ш. был надлежащим образом извещен о дне месте и времени рассмотрения дела. Ходатайств, с просьбой об отложении дела в судебную коллегию не поступило.
При таких обстоятельствах, суд считает, что С.Р.Ш. извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде и находит возможным, рассмотреть жалобу С.Р.Ш. без его участия.
При рассмотрении жалобы С.Р.Ш. принимает участие представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО по доверенности - К.А.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы С.Р.Ш., заслушав лиц, участвующих по делу, суд, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.
В результате проведения выездной плановой проверки деятельности ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от 11.08.2011 года № 72 установлено, что ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" осуществляет лизинговую деятельность, что подтверждается представленными в ходе проверки договорами лизинга, а также документами, подтверждающими их исполнение.
Кроме того, согласно п. 2 Устава ООО "Лизинговая компания "Активные финансы", утвержденного решением единственного участника от 28.09.2010 года № 1, основным видом деятельности Общества является финансовый лизинг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 04.07.2011 года № <...> основным видом деятельности Общества заявлен - финансовый лизинг.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", лизинговые организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, иные меры принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 3 и ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации обязаны предпринимать внутренние организационные меры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, направленные на выявление операций подлежащих обязательному контролю и сомнительных сделок.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами либо имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.
Согласно п. 1.1 и 1 ст. 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей или превышает ее.
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В ходе проверки установлено, что ООО "Лизинговая компания "Активные Финансы", выступая в качестве покупателя, заключило договор купли-продажи нежилого помещения от 10.02.2011 года № 1 с ОАО <...> на сумму 16 000 000 рублей.
Согласно ГК РФ и Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, таким образом, в целях исполнения норм Федерального закона датой заключения договора купли-продажи нежилого недвижимого имущества является дата его подписания, как установлено ч. 1 ст. 433 ГК РФ.
Таким образом, сведения по указанной сделке, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11.02.2011 года.
В ходе проверки установлено, что ООО "Лизинговая компания "Активные Финансы" сведений по указанной операции, подлежащей обязательному контролю в установленный срок в уполномоченный орган не представило.
Данное обстоятельство подтверждено объяснениями Т.Ю.Г., из которых следует, что Общество направило объединенные данные о совершении договора лизинга и купли-продажи в одной форме 4 СПД от 25.03.2011 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Росфинмониторинга № 245 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" издан 05.10.2009, а не 09.10.2009.

Порядок предоставления информации в уполномоченный орган на момент проведения проверки регламентирован приказом Росфинмониторинга от 09.10.2009 года № 245 "Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", вступившим в законную силу с 21.03.2010 года.
В соответствии с п. 4 Приказа Росфинмониторинга от 05.10.2009 г. № 245, организации документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, т.е. на каждую отдельную операцию следует заполнять отдельное сообщение.
В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 г. № 245, установлен порядок представления сведения в Росфинмониторинг и заполнения сообщений, в соответствии с которым, на каждую отдельную сделку заполняется отдельное сообщение.
На момент проверочных мероприятий было установлено, что в соответствии с п. 9.1 ст. 9 Устава ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" и иных документов исполнительным органом и лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества, является директор.
Согласно имеющимся материалам дела (приказ ООО "Лизинговая компания "АФ" от 28.09.2010 № 1) директором ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" является С.Р.Ш.
Таким образом, проведенной проверкой, установлено, что директором ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш., нарушены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
По окончании проверки уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО 11.08.2011 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
25.08.2011 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО в отношении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, ... устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в отношении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш., судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода исследовал представленные доказательства: протокол об административном правонарушении от 11.08.2011 года (л.д. 7 - 10), постановление о назначении административного наказания от 25.08.2011 года (л.д. 11 - 16), приказ № 1 о назначении на должность (л.д. 18), договор лизинга от 30.11.2010 года (л.д. 19 - 32), договор купли-продажи от 01.02.2011 года (л.д. 33 - 36), акт приема-передачи от 14.02.2011 года (л.д. 37), сведения об операциях (л.д. 38 - 41), Устав (л.д. 42 - 45), выписку из ЕГРЮЛ (л.д. 46 - 48), свидетельство о постановке на учет (л.д. 49), свидетельство о государственной регистрации (л.д. 50), объяснения лица, в отношении которого ведется производство по данному делу и другие, счел их достаточными, оценил их в совокупности и исходя из оценки доказательств пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что в действиях директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП ИРФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО обоснованно привлек директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. к ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ, а суд своим решением, отказал последнему в удовлетворении жалобы об отмене данного постановления административного органа.
Доводы жалобы С.Р.Ш. о неправомерности привлечения его к административной ответственности являются не убедительными и в полной мере опровергаются материалами дела.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами административного дела, что ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" совершено 2 сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю:
1) Договор купли-продажи недвижимого имущества с ОАО <...> от 10.02.2011 № 1 на сумму 16 000 000 рублей.
2) Договор финансовой аренды (лизинга) недвижимого имущества от ЗОЛ 1.2010 № 1 с ОАО <...>, стоимость имущества по которому составила 16 000 000 рублей.
Статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи от 10.02.2011 г. № 1 ООО "Лизинговая компания "АФ" и ОАО <...> совершали действия, направленные на установление и прекращение гражданских прав, а при заключении договора лизинга совершали действия, направленные на изменение гражданских прав, что свидетельствует о том, что совершение купли-продажи недвижимого имущества и передача его в лизинг являют собой 2 различные сделки, подлежащие обязательному контролю, сведения о которых необходимо было представить в Росфинмониторинг отдельно, не позднее дня, следующего за днем совершения сделки.
В ходе проверки установлено, что ООО "Лизинговая компания "Активные Финансы", выступая в качестве покупателя, заключило сделку-договор купли-продажи нежилого помещения от 10.02.2011 г. № 1 с ОАО <...> (ИНН <...>) на сумму 16 000 000 рублей.
Согласно ГК РФ и Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 № 122-ФЗ договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества не подлежит государственной регистрации, таким образом, в целях исполнения норм Федерального закона датой заключения договора купли-продажи нежилого недвижимого имущества является дата его подписания, как установлено ч. 1 ст. 433 ГК РФ.
В соответствии с п. 4 Приказа Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245, организации документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю, т.е. на каждую отдельную операцию следует заполнять отдельное сообщение.
Таким образом, сведения по указанной сделке, подлежащей обязательному контролю, следовало представить в Росфинмониторинг не позднее 11.02.2011 года.
Однако, как установлено материалами дела данное требование законодательства ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" не было исполнено.
Таким образом, факт нарушения директором ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю при осуществлении своих должностных обязанностей, имел место и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле.
Суд, пересматривающий дело по жалобе соглашается с выводами и мотивами, изложенными судьей Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода в решении по жалобе С.Р.Ш.
Кроме того, доводы С.Р.Ш., изложенные в жалобе в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода при рассмотрении данного дела. Оснований для переоценки доказательств у суда, пересматривающего дело, не имеется.
Наказание, директору ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш., избрано в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы С.Р.Ш. о возможности применения при назначении наказания положений ст. 2.9 КоАП РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку, в соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В отношении должностного лица, осуществляющего организационно-распорядительные функции, нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" нельзя признать малозначительным.
Административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.27 КоАП РФ посягают на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и по определению не может быть малозначительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 КоАП РФ, суд, пересматривающий дело по жалобе,

решил:

Решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 20.10.2011 года которым постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 25.08.2011 года о привлечении директора ООО "Лизинговая компания "Активные финансы" С.Р.Ш. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей оставлено без изменения - оставить без изменения, жалобу С.Р.Ш. - без удовлетворения.
Копию настоящего решения выслать в адрес С.Р.Ш., Межрегионального управления Росфинмониторинг по ПФО в течение трех дней со дня вынесения настоящего решения.

Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Решение Нижегородского областного суда от 29.11.2011 по делу № 7-848/11
Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru