ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
пятого созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2011 г. № 642
Об информации "О ходе выполнения Закона
Оренбургской области "Об организации работы
органов опеки и попечительства Оренбургской области"
Заслушав информацию
министра образования Оренбургской области Лабузова В.А. "О ходе выполнения Закона
Оренбургской области "Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области", Законодательное Собрание области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию
"О ходе выполнения Закона
Оренбургской области "Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области" (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Оренбургской области предусмотреть в бюджете области увеличение субвенций исходя из недостаточной обеспеченности потребностей муниципалитетов в специалистах, осуществляющих государственные полномочия по организации работы органов опеки и попечительства.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
С.И.ГРАЧЕВ
Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 7 декабря 2011 г. № 642
Информация
о ходе выполнения Закона Оренбургской области
"Об организации работы органов опеки и попечительства
Оренбургской области"
На 1 января 2011 года в Оренбургской области насчитывалось 412586 детей, что составляет примерно 20 процентов от общей численности населения.
В соответствии с Законом
Оренбургской области от 6 марта 1998 года № 256/76-ОЗ "Об организации работы органов опеки и попечительства Оренбургской области" полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет возлагаются на министерство образования Оренбургской области.
Согласно данному Закону
министерство образования Оренбургской области в соответствии со специальными полномочиями выполняет следующие функции.
1. Организация работы и осуществление методического руководства в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними
В рамках информационно-методической помощи министерством образования области направляются органам управления образованием информационные и методические письма, проводятся семинары-практикумы, тематические совещания по вопросам осуществления деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
┌──────────┬────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ │ Проведено │ Направлено │
│ │семинаров-практикумов, совещаний│ информационно-методических │
│ │ │ писем │
├──────────┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ 2009 год │ 4 │ 10 │
├──────────┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ 2010 год │ 4 │ 11 │
├──────────┼────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│ 2011 год │ 5 │ 6 │
└──────────┴────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘
В работе областных семинаров для специалистов по опеке и попечительству над несовершеннолетними традиционно принимают участие представители прокуратуры, областного суда, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, комитета по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, комитета по вопросам ЗАГС, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства и министерства социального развития области, ученые из высших учебных заведений. На семинарах проводится мониторинг правовых знаний специалистов по охране прав детства.
2. Подготовка нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления полномочий по опеке и попечительству на территории Оренбургской области
В рамках регулирования порядка осуществления полномочий по опеке и попечительству министерством образования области разработано шесть законов.
Данные нормативные правовые акты позволили не только привести областное законодательство в соответствие с федеральным, но и урегулировать вопросы, возникшие в процессе практической деятельности органов опеки и попечительства.
Приказом министра образования Оренбургской области от 2 февраля 2010 года № 01/20-105 утвержден порядок организации общения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с близкими родственниками и другими гражданами на территории образовательного учреждения.
Положение "О порядке контроля за деятельностью организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства" утверждено приказом министра образования Оренбургской области от 14 мая 2010 года № 580.
В настоящее время Правительством области создана конструктивная основа для расширения форм семейного жизнеустройства данной категории детей, сформирована региональная нормативно-правовая база, определяющая систему льгот, предоставляемых замещающим семьям.
3. Функция регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с распоряжением
главы администрации Оренбургской области от 28 октября 2002 года № 614-р "О региональном операторе государственного банка данных о детях, проживающих на территории Оренбургской области" исполнение функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, возложено на региональный орган власти в сфере образования.
Ежемесячно на региональный учет в государственном банке данных ставится в среднем около 60 детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 5 сентября 2011 года эта цифра составляет 1844 ребенка.
В своей деятельности региональный оператор руководствуется нормами действующего федерального законодательства и административным регламентом министерства образования Оренбургской области по исполнению государственной функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным приказами министра образования Оренбургской области от 12 октября 2009 года № 01/20-1525 и от 22 марта 2010 года № 01/20-325.
Ежеквартально специалист по ведению банка данных проводит мониторинг соблюдения порядка и сроков предоставления сведений о детях органами опеки. По итогам мониторинга в территории направляется информационно-аналитическое письмо, в котором указываются все выявленные за квартал нарушения.
Специалист по ведению банка данных ведет системную работу с гражданами Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, а также проводит плановые и внеплановые проверки по вопросу соблюдения порядка предоставления сведений региональному оператору государственного банка данных о детях, в рамках которых осуществляются выезды в государственные учреждения, воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей.
Ежегодно министерством образования области проводится сверка детей, находящихся в банке данных.
4. Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления исполнительно-распорядительными органами городских округов и муниципальных районов переданных государственных полномочий по опеке и попечительству
В соответствии с Законом
Оренбургской области от 26 ноября 2007 года 1731/357-IV-ОЗ "О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними" муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
Муниципальные образования области получают субвенцию на обеспечение переданных государственных полномочий. Бюджетные ассигнования, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, включают в себя расходы по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
Для оказания профессиональной помощи родителям в 26 территориях области созданы структуры по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители и сопровождению замещающих семей. Специалисты данных структур оказывают профессиональную помощь на всех этапах создания и существования приемных и опекунских семей.
В практику работы ряда органов опеки и попечительства вошли семинары для замещающих родителей. Для встреч с опекунами, приемными родителями приглашаются юристы, медицинские, социальные работники и другие специалисты. К работе с семьями активно привлекаются социальные педагоги и общественные инспектора по охране прав детства. Во многих территориях работают клубы замещающих семей.
Переданные государственные полномочия по опеке и попечительству в муниципальных образованиях области выполняют специалисты по охране прав детства. Всего в области таких специалистов 91. Из них 89 человек имеют высшее образование, 2 человека - среднее специальное образование; с педагогическим образованием - 73 человека, с юридическим - 13 человек, с социально-педагогическим, психологическим - 16 человек, имеющих образование по специальности государственного и муниципального управления - 3 человека. Многие специалисты имеют два высших образования.
В среднем на каждого специалиста по охране прав детства приходится 5 тысяч детей, тогда как в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации рекомендовано производить расчет ставок по норме: 1 специалист на 2 тысячи детей в городе и 1 специалист на 1,5 тыс. детей в сельской местности.
На 1 января 2011 года на учете в органах опеки и попечительства состояли 9297 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на воспитании в семьях - 7238 человек), а также около 5000 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства.
Специалистами министерства образования области ежегодно осуществляется около 60 выездов в территории области с целью изучения деятельности органов опеки и попечительства по исполнению переданных государственных полномочий и осуществления контроля за деятельностью администрации интернатных учреждений по обеспечению жизнедеятельности воспитанников, созданию безопасных условий проживания, организации учебно-воспитательного процесса.
Так, в 2009 году выездные проверки осуществлялись в Первомайском, Сакмарском, Бузулукском районах, в 2010 году - в городах Новотроицке, Сорочинске, Оренбурге, Бугуруслане, а также в Соль-Илецком, Саракташском, Пономаревском, Шарлыкском, Сорочинском, Новосергиевском, Ташлинском, Северном, Кувандыкском и Абдулинском районах.
За прошедший период 2011 года с целью осуществления контроля были осуществлены выезды в города Бугуруслан и Сорочинск, в Бузулукский, Переволоцкий, Александровский, Бугурусланский, Тюльганский, Домбаровский, Октябрьский районы.