Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2011 г. по делу № 03-03/156-10

Решение изготовлено в полном объеме 25.03.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., с участием:
- от НП "Б" председатель Е.А.Н., собственник помещения Т.Е.Л.,
рассмотрев 11 марта 2011 года дело № 03-03/156-10 о нарушении ОАО "Т" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также - антимонопольный орган) поступило заявление от НП "Б" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "Т", выразившемся, по мнению заявителя, в неправомерном затягивании и уклонении от заключения договора с НП "Б". Представитель ОАО "Т" на заседание комиссии не явился.
Принимая решение о признании ОАО "Т" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС России исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО "Т" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 № 131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Т" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
Материалами дела установлены следующие имеющие значение по делу обстоятельства.
Здание по адресу <...> с пристроенным торговым центром возводилось ООО "Я". В целях обеспечения данного здания тепловой энергией с ОАО "Т" был заключен договор № 14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007, предметом которого является подключение данного объекта к тепловой сети.
12.12.2007 по результатам исполнения договора о подключении подписан акт № 10-86/52-07 о подключении к тепловой сети. 20.12.2007 составлен акт пуска тепловой энергии. В соответствии с гарантийным письмом ООО "Я" от 06.12.2007 № 416 ООО "Я" не полностью исполнило свои обязательства по договору о подключении, а именно не внесло плату за подключение в размере 448400,48 руб.
Объект, реконструируемый ООО "Я", являлся его инвестиционным обязательством (в частности, в материалы дела представлен инвестиционный договор № 38/Б от 10.06.2003). Так, ООО "Я" обязательства по данному договору не исполнил, инвесторы в судебном порядке признали за собой право собственности, в частности в дело представлено решение Кировского районного суда г. Ярославля от 31.12.2009. Кроме того, в материалы дела представлен перечень выданных в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения в здании по адресу <...>.
Здание по адресу <...> решением Кировского районного суда от 29.09.2009 признано годным к эксплуатации.
17.06.2010 НП "Б" обратилось в ОАО "Т" с заявлением о заключении договора теплоснабжения.
06.07.2010 ОАО "Т" направило письмо с перечнем документов, необходимых для заключения договора, в том числе указывало на необходимость справки тепловых сетей о выполнении технических условий.
30.06.2010 НП обратилось в Ярославские тепловые сети с просьбой выдать справку о выполнении технических условий.
02.07.2010 ОАО "Т" письмом № 1201-03-77/2357 указало, что для получения справки о выполнении технических условий необходимо продлить срок действия технических условий, срок согласования проекта, предъявить выполненные работы.
13.07.2010 письмом № 8182 НП повторно обратилось в ОАО "Т", указывая, что по их информации технические условия выполнены полностью, однако необходимые документы у партнерства отсутствуют.
Письмом от 20.07.2010 № 0001-01-5-35-2/238 ОАО "Т" указало, что справка о выполнении технических условий может быть выдана только при выполнении условий договора о подключении к тепловой сети, а фактически при внесении остатков суммы платы за подключение.
21.09.2010 в ОАО "Т" обратился иной собственник помещения в здании по адресу <...> ООО "А" с просьбой заключить договор на отпуск и потребление тепловой энергии.
27.09.2010 ОАО "Т" потребовало предоставления дополнительных документов, в том числе справку Ярославских тепловых сетей о выполнении технических условий.
Отношения в сфере теплоснабжения на момент рассматриваемых взаимоотношений регулировались Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее также - Правила № 83), Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (далее также - Правила № 360).
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Таким образом, для заключения договора необходимо подтвердить два юридически значимых факта:
- наличие подключения;
- соответствие энергоустановок требованиям законодательства.
Из смысла ст. 426 ГК РФ, Постановления Правительства № 360 договор о подключении к сети теплоснабжения является публичным.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Правила заключения и исполнения договора о подключении к сетям утверждены Постановлением Правительства № 360, Постановлением Правительства № 83. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства № 83 подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;
заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;
исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;
присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;
выполнение условий подачи ресурсов.
Таким образом, подписание акта о присоединении (в данном случае акта о подключении) является завершающим этапом процедуры подключения. Аналогичный вывод следует из п. 20 Правил № 360.
Кроме того, в материалы дела представлены акт пуска теплоэнергии от 20.12.2007, разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки № 06/0007 от 11 ноября 2008 г., в соответствии с которыми на данный объект по адресу <...> подавалась тепловая энергия.
Таким образом, данный объект подключен к сетям ОАО "Т".
Надлежащее состояние энергоустановок удостоверяется актом допуска энергоустановки в эксплуатацию, выдаваемым уполномоченным органом (в данном случае Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Ярославской области).
Порядок принятия решения о допуске энергоустановки в эксплуатацию установлен Приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 "Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок". В соответствии с п. 5 данного Порядка должностное лицо службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов, в том числе технические условия на технологическое присоединение и справку об их выполнении (с отметками сетевой организации и субъекта оперативно-диспетчерского управления при необходимости).
Таким образом, законодательно установлена необходимость предоставления справки о выполнении технических условий для получения разрешения на допуск энергоустановки и дальнейшего заключения договора.
ОАО "Т" неправомерно уклонялось от выдачи данной справки, обуславливало ее предоставление оплатой денежных средств по договору о подключении к тепловой сети между ОАО "Т" и ООО "Я" № 14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007, обязанным лицом по которому является ООО "Я", а не НП "Б", объединяющее инвесторов.
Отказ ОАО "Т" от выдачи акта (справки) о выполнении технических условий со стороны ООО "Я" при наличии подписанного между сторонами акта о подключении, увязывание выдачи данного документа с внесением денежных средств по договору № 14-1-1-1-52-07 от 03.05.2007 ущемляет права и законные интересы собственников помещений в здании по адресу <...>, препятствует получению в установленном порядке акта допуска энергоустановки в эксплуатацию, затягивает заключение договора теплоснабжения, образует нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К моменту рассмотрения дела акт о выполнении технических условий НП "Б" не выдан, Комиссия полагает необходимыми выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

решила:

1. Признать ОАО "Т" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО "Т" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии:
М.В.ГАЕВ
М.Ф.ЗАВЬЯЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 11.03.2011 по делу № 03-03/156-10
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, выразившемся в неправомерном уклонении от выдачи справки о выполнении технических условий для целей получения разрешения на допуск энергоустановки и дальнейшего заключения договора теплоснабжения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru