Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2011 г. по делу № А12-18556/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Пономаревой Елены Викторовны,
судей Наумовой Марины Юрьевны, Стрельниковой Натальи Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Волгоградской области - Сапова А.В., удостоверение <...>;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - И., сотрудник, доверенность <...>;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению прокуратуры Волгоградской области к администрации городского поселения город Котово Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта и недействительным ненормативного правового акта, с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, индивидуального предпринимателя К., Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,

установил:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского поселения город Котово Волгоградской области о признании постановления администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" недействующим и не соответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; о признании недействительным постановления администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" как несоответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель К., Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
В судебном заседании прокуратура Волгоградской области заявленные требования поддерживает.
Администрация городского поселения город Котово Волгоградской области, индивидуальный предприниматель К. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области требования прокуратуры поддерживает по доводам, изложенным в представленном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон и заинтересованных третьих лиц, суд считает, что требования прокуратуры Волгоградской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Пленума от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Постановлением администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении город Котово.
Указанное постановление опубликовано в газете "Маяк" от 27.05.2006 № 63.
Согласно пункту 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
Согласно пунктам 1.1 - 1.4 Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово целью проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово является выбор организации для возложения на нее обязанностей по осуществлению погребения умерших. Для участия в конкурсе допускаются предприятия, оказывающие услуги населению г. Котово по погребению, иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" статус специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово присвоен индивидуальному предпринимателю К.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере похоронного дела закреплены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями, в частности по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, формированию и размещению муниципального заказа; установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет соответствующего бюджета (статья 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").
В соответствии со статьей 29 вышеупомянутого Федерального закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, не являющимся муниципальными предприятиями или муниципальными учреждениями, поскольку органам местного самоуправления не предоставлено право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Таким образом, присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен перечень услуг, оказание которых на безвозмездной основе гарантируется супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" услуги по погребению, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Указанной нормой также определен порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих фондов и бюджетов.
В целях выполнения Федерального закона "О погребении и похоронном деле" в части предоставления гарантий гражданам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение, издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", пунктом первым которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 указанного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.
При этом пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 предусмотрена обязанность, в том числе, и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа.
С учетом изложенного следует, что ритуальные услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, не являются предпринимательской деятельностью, так как оказываются гражданам безвозмездно, а средства, потраченные на оказание этих услуг, впоследствии возмещаются специализированной службе за счет соответствующих бюджетов. При этом бюджетные средства по своему определению (согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации) предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Оказание услуг, входящих в указанный перечень, может осуществляться и иными хозяйствующими субъектами, не относящимися к специализированным службам, но только в случае, если родственники умершего приняли решение о проведении погребения за свой счет с последующим возмещение затрат в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, путем получения социального пособия на погребение. В иных случаях такие услуги должны безвозмездно оказываться исключительно специализированной службой по вопросам похоронного дела в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Таким образом, поскольку специализированная служба не может определяться из числа коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей посредством проведения конкурса, то и включение услуг, входящий в гарантированный перечень, в предмет конкурса, противоречит действующему законодательству.
Постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" и постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" не соответствуют части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Указанные правовые акты нарушают установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права и законные интересы неограниченного круга лиц - граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку каждый из названных субъектов имеет право на осуществление своих законных интересов в условиях соблюдения требований действующего законодательства третьими лицами.
Наделение индивидуального предпринимателя К. статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела создает преимущественные условия для деятельности индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.
В представленном отзыве ответчик указал на нарушение прокурором срока на обжалование ненормативного правового акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок подлежит восстановлению арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины пропуска уважительными и если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительным полномочиям суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Рассмотрев заявленное прокурором ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления администрации городского поселения город Котово от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово", обоснованное тем, что об оспариваемом постановлении прокурор узнал в день поступления данного постановления в прокуратуру Котовского района Волгоградской области по запросу от 19.07.2011 и знать ранее о принятом постановлении прокурор не мог, поскольку такие постановления в обязательном порядке в прокуратуру не представляются, суд считает причины пропуска срока на обжалование постановления администрации городского поселения город Котово от 10.07.2008 № 209 уважительными.
С учетом изложенного заявленные прокуратурой требования подлежат удовлетворению.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики. Поэтому вопрос о взыскании по данному делу государственной пошлины арбитражным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" недействующим и не соответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Признать недействительным постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" как несоответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ПОНОМАРЕВА

Судьи
М.Ю.НАУМОВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2011 по делу № А12-18556/2011
<О признании недействующими постановлений администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 № 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" и от 10.07.2008 № 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru