Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2011 г. по делу № А14-699-2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 01 марта 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество, заявитель, ООО "С") обратилось в суд с заявлением об отмене постановления № 40 от 11.01.2011 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора) как незаконного и необоснованного; а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Роспотребнадзора заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует:
по результатам комиссионной проверки контейнерных площадок многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "С", проведенной 15.11.2010 г. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж, ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора 03.12.2010 г. вынесено определение № 367-02/4 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведению административного расследования в отношении Общества.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что Общество, являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустило нарушения ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. ст. 1, 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления"; ст. ст. 11, 16, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды"; п. п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.9, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест"; п. п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; Приложение 3 СП 3.5.3.1129 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации"; п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1276-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", в отношении многоквартирных жилых домов <...>, а именно: оборудовано более 5 контейнеров на контейнерной площадке, а также не соблюдено расстояние от жилых домов до места временного хранения отходов, что подтверждено экспертным заключением ФГУЗ "Ц" № ОГ-40-1210 от 20.12.2010 г.
По результатам административного расследования 28.12.2010 г. в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества составлен протокол № 007438 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Рассмотрев, материалы административного дела, 11.01.2011 г. заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора вынес оспариваемое постановление № 40 о назначении ООО "С" наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, нарушившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.1998 г., под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2.3, 2.2.9, 2.2.10 СанПин 42-128-4690-88 на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров; площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п. "д" п. 11 Правил).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом первой инстанции установлено, что жилые дома <...> находятся в управлении ООО "С". Между Обществом и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет Собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, именно Общество в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "С" требований изложенных выше норм экологического законодательства, а, следовательно, совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у Общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако им не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, в связи с тем, что согласно пункту 4.1 договоров управления многоквартирным домом плата за помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.
На основании изложенного, а также, учитывая, что при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, допущено не было, Общество привлечено к административной ответственности в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу о правомерности вынесения оспариваемого постановления и назначения в отношении ООО "С" административного наказания.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 207, 210 - 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2011 по делу № А14-699-2011
Суд установил, что недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения общества от административной ответственности в связи с тем, что согласно договору управления многоквартирным домом плата за помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru