Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. по делу № А33-1752/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 03 мая 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апрель-99" (ИНН 2466076087, ОГРН 1022402647739)
к департаменту градостроительства администрации г. Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Чайчук Ю.В. на основании доверенности от 14.01.2011,
от ответчика: Ивановой И.А. на основании доверенности от 11.01.2011 № 04/37-дг,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Драчевой Е.Я.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Апрель-99" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу г. Красноярск, Центральный район, ул. Кирова, 25.
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.02.2011 возбуждено производство по делу.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Апрель-99" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402647739.
22 января 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Апрель-99" обратилось в департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением от 14.01.2011 о предоставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Кирова, 25, приложив к заявлению копию распоряжения администрации г. Красноярска от 15.09.2003 № 2469-арх. "О предварительном согласовании ООО "Апрель-99" места размещения объекта".
Письмом от 27.01.2011 № 01/256-дг со ссылкой на положения части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации департамент градостроительства администрации города отказал обществу в выдаче разрешения на строительство.
Полагая, что бездействие департамента, выразившееся в непредоставлении разрешения на строительство, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации компетенция арбитражного суда является специальной.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
По части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Исходя из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что заявитель оспаривает бездействие департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непредоставлении разрешения на строительство, следовательно, обжалуется бездействие департамента в связи с осуществлением обществом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что рассматриваемое дело подведомственно арбитражному суду.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Заявитель просит суд признать незаконным бездействие департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившееся в непредставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу г. Красноярск, Центральный район, ул. Кирова, 25.
Заявленное требование общество обосновывает неполучением разрешения на строительство указанного здания магазина при обращении с письмом от 14.01.2011 в департамент градостроительства администрации города; нарушением в связи с этим прав в сфере предпринимательской деятельности.
Доказательства изложенного заявителем не представлены.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации определено, что все равны перед законом и судом.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.


По пункту 1.1. Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации города от 17.08.2010 № 114-р (далее по тексту - Положения от 17.08.2010 № 114-р), департамент градостроительства администрации г. Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Пунктом 1.3. Положения от 17.08.2010 № 114-р предусмотрено, что департамент обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, гербовую печать, штампы и фирменные бланки, лицевые счета.
Департамент от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции и арбитражном суде, других надзорных или контрольных органах по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с пунктом 3.5. Положения от 17.08.2010 № 114-р департамент выдает разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Таким образом, департамент градостроительства администрации города Красноярска, является уполномоченным на выдачу разрешений на строительство.
Следовательно, заявление общества от 14.01.2011 и приложенные к нему документы рассмотрено уполномоченным органом - департаментом градостроительства администрации г. Красноярска, решение, изложенное в письме департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство, принято в рамках его компетенции.
По части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается, в том числе уполномоченным органом местного самоуправления для строительства объектов капитального строительства местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
По части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Частью 8 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
По части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в том числе орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при поступлении заявления о выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления обязан проверить наличие необходимых документов, подлежащих приложению к заявлению, а также проверить соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. По результатам рассмотрения заявления и приложенных документов орган местного самоуправления обязан принять одно из двух предусмотренных решений: выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, 21.01.2011 общество с ограниченной ответственностью "Апрель-99" обратилось в департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением от 14.01.2011 о предоставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Кирова, 25, приложив к заявлению копию Распоряжения администрации г. Красноярска от 15.09.2003 № 2469-арх. "О предварительном согласовании ООО "Апрель-99" места размещения объекта".
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов (копии распоряжения № 2469) департамент градостроительства администрации г. Красноярска письмом от 27.01.2011 № 01/256 отказал обществу в выдаче разрешения на строительство здания магазина по вышеуказанному адресу.
При этом, как следует из текста письма от 27.01.2011 № 01/256, департамент руководствовался частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей отказ в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.
Таким образом, основанием отказа явилось непредставление обществом с ограниченной ответственностью "Апрель-99" департаменту документов, перечисленных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
При этом вышеуказанное письмо направлено обществу 01.02.2011 (исходящий номер 01/256-дг) в законодательно установленный срок (а именно в десятидневный срок со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство (21.01.2011), что подтверждается имеющимся в деле реестром отправленной корреспонденции за 01.02.2011.
Доказательства того, что заявителем вместе с заявлением были предоставлены ответчику документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что вышеуказанные действия департамента градостроительства администрации г. Красноярска по отказу в выдаче разрешения на строительство являются законными и обоснованными, а требование заявителя о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу г. Красноярск, Центральный район, ул. Кирова, 25, неправомерным.
Изложенное свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью "Апрель-99" не доказало факт бездействия со стороны ответчика, а также нарушение оспариваемым бездействием своих прав и интересов, в связи с чем в удовлетворении его заявления следует отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Апрель-99" в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия департамента градостроительства администрации г. Красноярска, выразившегося в непредставлении разрешения на строительство отдельно стоящего здания магазина на земельном участке по адресу ул. Кирова, 25, в Центральном районе г. Красноярска по заявлению от 14.01.2011.
Проверено на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.05.2011 по делу № А33-1752/2011
<Непредставление органу местного самоуправления документов, перечисленных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru