Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край

Документ изменён вышестоящим судом. Подробнее см. Справку

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2011 г. по делу № А33-17660/2010

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Сибири"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Демин Геннадий Михайлович
о признании недействительными решения и предписания по делу № 325-10-10 от 21.10.2010
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Селютиной А.В., доверенность от 11.01.2011 № 4,
представителей ответчика: Корнеевой М.В., доверенность от 11.01.2011 № 14,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания по делу № 325-10-10 от 21.10.2010.
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.12.2010 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании заявитель настаивает на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо, извещенное надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилось.
Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие третьего лица по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в адрес УФАС по Красноярскому краю поступило заявление гражданина Демина Геннадия Михайловича о нарушении ОАО "МРСК Сибири" антимонопольного законодательства, выразившегося в отказе от технологического присоединения жилого дома по адресу: Емельяновский район Красноярского края, с. Логовой, ул. Березовая, 8.
Антимонопольным органом на основании заявления гражданина Демина Г.М. возбуждено дело № 325-10-10 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения указанного дела антимонопольным органом установлено, что Демин Г.М. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Логовой, ул. Березовая, 18. Для осуществления электроснабжения жилого дома 12.10.2009 Демин Г.М. обратился в адрес ОАО "МРСК Сибири" с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрической сети (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 15 кВт).
26.11.2009 ОАО "МРСК Сибири" направило в адрес Демина Г.М. ответ (исх. № 217-21-1866) об отказе в технологическом присоединении по причине отсутствия электрических сетей ОАО "МРСК Сибири" по адресу, указанному в заявке.
Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы но тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию - передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.
Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
21.10.2010 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю принято решение по делу № 325-10-10, согласно которому действия ОАО "МРСК Сибири", выразившееся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение по заявке Демина Г.М. от 12.10.2010, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
21.10.2010 на основании указанного решения обществу выдано предписание № 325-10-10, обязывающее ОАО "МРСК Сибири" принять меры, направленные на соблюдение ответственными за заключение договора лицами Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004, в том числе в части соблюдения требований, установленных пунктом 3 указанных Правил.
Об исполнении предписания ОАО "МРСК Сибири" надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в срок до 30.11.2010.
Общество, считая указанные решение и предписание не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения и предписания недействительными.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Подпунктами 3 "в" и 11 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, переданного в качестве государственной или муниципальной преференции; проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э общество "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий Закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 и пункту 14 Правил независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителями - физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 15 раздела II Правил заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Материалами дела подтверждается обоснованность вывода антимонопольного органа о незаконности отказа ОАО "МРСК Сибири" гражданину Демину Г.М. в технологическом присоединении объекта по причине отсутствия электрических сетей ОАО "МРСК Сибири" по указанному в заявке адресу. Данный отказ, изложенный в письме ОАО "МРСК Сибири" от 26.11.2009 № 217-21-1866, противоречит вышеприведенным правовым нормам.
Однако материалами дела подтверждается факт заключения 13.09.2010 договора № 20.24.20804.10 на осуществление технологического присоединение указанного в заявке Демина Г.М. объекта.
Как следует из заявления и пояснений представителей как заявителя так и ответчика, о факте заключения данного договора ОАО "МРСК Сибири" заявлялось на заседании комиссии. Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения ОАО "МРСК Сибири" представлен антимонопольному органу подписанный с Деминым Г.М. договор. Факт заключения договора до даты вынесения оспариваемого по настоящему делу решения антимонопольным органом был установлен и не опровергается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции", в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган, не опровергая факта устранения АОА "МРСК Сибири" нарушений антимонопольного законодательства путем заключения 13.09.2010 с Деминым Г.М. договора на осуществления технологического присоединения, не расценивает данное устранение как добровольное.
С данной позицией суд не соглашается.
ОАО "МРСК Сибири" восстановило нарушенные права Демина Г.М., заключив с ним соответствующий договор. Данное устранение было произведено по воле ОАО "МРСК Сибири", поскольку до 13.09.2010 никакие документы, обязывающие ОАО МРСК Сибири заключить данный договор, контролирующими органами не выносились.
Таким образом, суд считает, что у антимонопольного органа имелись фактические и правовые основания для принятия решения о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 48 Федерального закона "О защите конкуренции". Следовательно, отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения в порядке статьи 49 данного Закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" вопрос о выдаче предписаний разрешается Комиссией при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принимаемого в соответствии со статьей 49 Закона. При принятии решения о прекращении рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 данного Закон не предусматривает выдачу предписания.
Таким образом, при установлении оснований для принятия решения о прекращении рассмотрения дела отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого предписания.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд считает, что вынесенные по антимонопольному делу № 325-10-10 решение и предписание нарушают права и законные интересы ОАО "МРСК Сибири" в экономической сфере, поскольку не содержат вывода о добровольном устранении нарушений закона и возлагают на общество определенные в них обязанности. Неисполнение предписания в силу статьи 51 Федерального закона "О защите конкуренции" влечет для общества последствия в виде привлечения к административной ответственности и взыскания соответствующего штрафа.
Учитывая изложенное, суд считает, что антимонопольным органом не доказана законность и обоснованность вынесенных по антимонопольному делу № 325-10-10 решения и предписания.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Сибири" удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21.10.2010 по делу № 325-10-10 и выданного на его основе предписания от 21.10.2010.
Проверено на соответствие Федеральному закону "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по делу № А33-17660/2010 данное решение отменено в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого решения антимонопольного органа, в указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.02.2011 по делу № А33-17660/2010
<Заявленные требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о нарушении заявителем ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в отказе от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям, удовлетворены, поскольку допущенные нарушения в добровольном порядке были устранены заявителем>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru