Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. по делу № 33-12171

Судья Бушмина А.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.
судей: Курепчиковой О.С., Старковой А.В.
при секретаре: Г.
с участием К.Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 декабря 2011 года гражданское дело
по кассационной жалобе К.Р.М.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 октября 2011 года
по иску К.Р.М. к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании исполнить обязанности по предоставлению пакета социальных услуг, немедленном обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 г., обязании оплатить стоимость невыделенной санаторной путевки за 2009 г. или выделении путевки в 2011 г. дополнительно, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения К.Р.М., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

установила:

Истец К.Р.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании исполнить обязанности по предоставлению пакета социальных услуг, немедленном обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 г., взыскании стоимости невыделенной санаторной путевки за 2009 г. или выделении путевки в 2011 г. дополнительно, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом <...> по общему заболеванию. Согласно ст. 6.1 ФЗ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Однако ответчик не выделил истцу санаторную путевку за 2009 г., что является противозаконным действием со стороны ответчика, так как санаторно-курортная путевка в санаторий "Солнечный" Павловского района была выделена ему только в конце февраля 2010 г.
01.02.2011 г. истец подал заявление на предоставление ему путевки на санаторно-курортное лечение. После подачи заявления ответчик согласно п. 3.8. приказа № 328 филиал № 24 ГУ НРО ФСС РФ был обязан не позднее 10 дней сообщить истцу о выдаче путевки, соответствующей профилю лечения, с указанием даты заезда, но не позднее чем за 21 день до даты заезда. Со дня подачи заявления прошло более полугода. Истцу в 2011 г. дважды предлагали путевки в санатории, однако это было сделано не за 21 день до заезда, а накануне заезда, и данные санатории не соответствовали профилю лечения истца. С момента пребывания в санатории "Солнечный" прошло более 1,5 лет, периодичность выделения путевок ФСС составляет 1 календарный год. Не представление путевки является нарушением приказа № 328, усугубляет течение болезни истца и ухудшает состояние его здоровья.
Истец просил суд:
- обязать ответчика исполнить надлежащим образом обязанности по предоставлению истцу пакета социальных услуг, согласно законам РФ, немедленно обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 г.,
- обязать ответчика оплатить истцу стоимость невыделенной санаторной путевки за 2009 г. в сумме <...> руб. или выделить натурой путевку в 2011 г. дополнительно,
- взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда - <...> руб. (л.д. 4 - 5)
Ответчик представил в суд отзыв (л.д. 39 - 40), в котором иск не признал. Указал, что 23.06.2009 г. истец обратился к ответчику с заявлением на получение санаторно-курортной путевки. В связи с обращением истцу была предоставлена путевка в санаторий "Солнечный" с 17.02.2010 г., которой истец воспользовался.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
В соответствии с п. 3.1 и 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328, обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ. Путевки приобретаются Фондом. Законодательством компенсация за не предоставленную санаторно-курортную путевку не предусмотрена.
Истец 01.02.2011 г. обратился с заявлением на получение санаторно-курортной путевки в санаторий "Городецкий" или "ВЦСПС". 21.02.2011 г. истцу по телефону была предложена путевка в санаторий "Моховые горы" с 22.02.2011 г., 08.06.2011 г. ему также по телефону была предложена путевка в санаторий "Голубая Ока" с 09.06.2011 г. Однако истец оказался от получения данных путевок. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Для соблюдения прав других граждан ГУ НРО ФСС РФ ведет учет обращений, поступающих от граждан, на обеспечение санаторно-курортными путевками. Внеочередное предоставление санаторно-курортной путевки законом не предусмотрено, поэтому удовлетворение требования заявителя может привести к нарушению прав других граждан, обратившихся за путевкой ранее истца. Предоставление истцу путевки в конкретный санаторий может быть решен только при выделении ответчику дополнительных ассигнований на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории и в соответствии с очередностью аналогичных заявок. Компенсация морального вреда не предусмотрена законом, вины фонда в непредставлении путевки нет. (л.д. 39 - 40).
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе К.Р.М. просит об отмене решения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из принципа диспозитивности, с учетом положений статьи 347 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела по существу суд кассационной инстанции проверяет обжалуемое решение в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения.
Кассационная жалоба истца не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": "Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности".
Согласно п. 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в него включено санаторно-курортное лечение (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р).
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан":
"1.9 Периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1. и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1. и 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, является календарный год.
3.1. Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3.3. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
3.4. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке.
3.9. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения".
Судом установлено, что истец является инвалидом третей группы по общему заболеванию, инвалидность установлена впервые с 22.12.2008 г. бессрочно (л.д. 13).
Истцу выдана справка о том, что он имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании с 01.01.2011 по 31.12.2011 г. (л.д. 12).
18.06.2009 г. и 06.09.2011 г. истцу выдавались справки для получения путевки для санаторно-курортного лечения.
Судом установлено, что истец 23.06.2009 г. обратился в Нижегородский филиал № 24 ГУ НРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки в санаторий по заболеванию болезни эндокринной системы в 2009 г. (л.д. 43).
Данное заявление истца 23.06.2009 г. зарегистрировано в Нижегородском филиале № 24 ГУ НРО ФСС РФ для обеспечения санаторно-курортным лечением по профилю болезни эндокринной системы. На момент регистрации заявления истца в филиале состоит на учете 2923 граждан льготной категории, не обеспеченных путевками с более ранней датой подачи заявления, о чем истцу выдано уведомление (л.д. 42).
В 2010 г. истцу была предоставлена санаторно-курортная путевка в санаторий "Солнечный" сроком на 21 день, заезд с 17.02.2010 г. (л.д. 11, 44).
Судом установлено, что истец 01.02.2011 г. обратился в Нижегородский филиал № 24 ГУ НРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки в течение 2011 г. в санаторий "Городецкий" или "ВЦСПС" (л.д. 10)
Данное заявление истца зарегистрировано 01.02.2011 г. в Нижегородском филиале № 24 ГУ НРО ФСС РФ для обеспечения санаторно-курортным лечением по профилю болезни эндокринной системы. На момент регистрации заявления истца в филиале состоит на учете 3901 граждан льготной категории, не обеспеченных путевками с более ранней датой подачи заявления, о чем истцу выдано уведомление (л.д. 16).
В ответ на данное заявление истца от 01.02.2011 г. Нижегородский филиал № 24 ГУ НРО ФСС РФ 10.02.2011 г. сообщил истцу, что он принят на учет 01.02.2011 г. как гражданин льготной категории населения для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания эндокринной системы. В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются гражданам льготной категории в соответствии с профилем заболевания в порядке имеющейся очередности (л.д. 14).
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что ответчик в 2009 г. по объективным причинам не предоставил истцу путевку на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи истцом заявления о предоставлении путевки (23.06.2009 г.) в филиале на учете состояло 2923 граждан льготной категории, не обеспеченных путевками с более ранней датой подачи заявления. В 2009 г. путевки распределялись и выдавались гражданам обратившимся в филиал с заявлением в 2008 г. и январе - марте 2009 г. (л.д. 47).
Путевка была предоставлена истцу в течение года со дня обращения.
Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2. данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7. указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Истец в 2009 г. выбрал для себя форму получения мер социальной поддержки - в виде набора социальных услуг, но не получил путевку на санаторно-курортное лечение по объективным причинам, независящим от истца и ответчика.
Кроме того, законодательством не предусмотрена компенсация стоимости путевки в случае ее непредставления, а также не предусмотрено право на получение в этом случае дополнительной путевки в следующий период.
Поэтому не имеется оснований для удовлетворения требований истца обязать ответчика оплатить истцу стоимость невыделенной санаторной путевки за 2009 г. в сумме <...> руб. или выделить натурой путевку в 2011 г. дополнительно.
В отношении требований истца обязать ответчика исполнить надлежащим образом обязанности по предоставлению истцу пакета социальных услуг, согласно законам РФ, немедленно обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 г., суд правильно указал следующее.
Истец с 01.02.2011 г. состоит на учете в Нижегородском филиале № 24 ГУ НРО ФСС РФ на получение санаторно-курортной путевки в течение 2011 г., на момент регистрации заявления истца в филиале состояло на учете 3901 граждан льготной категории, не обеспеченных путевками с более ранней датой подачи заявления, о чем истцу выдано уведомление (л.д. 16).
На дату вынесения решения суда 2011 год не закончился.
На период 2011 года за истцом сохраняется право на получение льгот в натуральной форме, поэтому истец не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством в 2011 г.
Следовательно, не имеется оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика исполнить надлежащим образом обязанности по предоставлению истцу пакета социальных услуг в виде немедленного обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 г.
Судом установлено, что ответчик не нарушил личные неимущественные права и другие нематериальные блага истца, каких-либо иных оснований, предусмотренных законом для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, не имеется.
Поэтому суд правомерно отказал истцу о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
С учетом приведенных обстоятельств и указанных в решении норм материального права суд постановил законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на субъективном толковании закона, все они являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, опровергающих его выводы.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 05 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 06.12.2011 по делу № 33-12171
В удовлетворении предъявленного к региональному отделению Фонда социального страхования РФ требования компенсировать истцу стоимость путевки на санаторно-курортное лечение отказано правомерно, поскольку компенсация стоимости не предоставленной истцу путевки на санаторно-курортное лечение как способ реализации им своего права на получение мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрена.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru