АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
от 20 декабря 2011 г. № СЭД-08-01-09-924
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В соответствии с Федеральным законом
от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", планом мероприятий по устранению нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой города Перми в ходе обследования деятельности муниципальных автономных учреждений города Перми, утвержденным Приказом начальника департамента образования от 25 марта 2011 г. № СЭД-08-01-09-184, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую систему
индикаторов эффективности деятельности муниципальных образовательных учреждений и методические рекомендации по их расчету.
2. Настоящий Приказ вступает в силу с момента подписания.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента по основной деятельности Петроградских И.В.
Л.А.ГАДЖИЕВА
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
начальника департамента
образования администрации
города Перми
от 20.12.2011 № СЭД-08-01-09-924
СИСТЕМА
ИНДИКАТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИХ РАСЧЕТУ
I. Общие положения
Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений (далее - ОУ) осуществляется в целях разработки и принятия управленческих решений (в том числе кадровых), которые позволят:
более эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые на предоставление услуг;
достигнуть высокого уровня качества предоставления образовательных услуг и обеспечить уровень их доступности;
оптимизировать организацию образовательного процесса в муниципальных учреждениях и повысить его структурную эффективность;
внедрить в практику механизм мотивации работников образования к повышению общей эффективности работы учреждения и ответственности за результаты своего труда.
II. Система оценки эффективности деятельности муниципальных
образовательных учреждений
Оценка эффективности деятельности ОУ и их руководителей осуществляется на основе ежеквартального, годового мониторинга индикаторов деятельности ОУ и позволяет определять результативность и эффективность их работы.
Система критериев и индикаторов эффективности позволяет произвести объективную математическую оценку деятельности ОУ за определенный период времени. По итогам оценки определяется рейтинг ОУ и принимаются управленческие решения.
Система оценки включает несколько этапов:
сбор и анализ информации о деятельности ОУ за оцениваемый период;
расчет индикаторов каждого критерия эффективности;
определение рейтинговой оценки учреждения;
принятие управленческого решения.
Оценка эффективности осуществляется для всех муниципальных образовательных учреждений по общим критериям, которые охватывают основные направления их деятельности.
Для каждого критерия устанавливается ряд индикаторов, нормативное значение и оценка нормативного значения в баллах.
Критерии позволяют оценивать различные аспекты деятельности ОУ:
качество оказания образовательных услуг населению;
уровень организации учебного процесса;
уровень укомплектованности ОУ педагогическими кадрами и качества их подготовки;
финансово-хозяйственную деятельность учреждений.
III. Критерии и индикаторы оценки эффективности деятельности
муниципальных образовательных учреждений
В структуре системы критериев и индикаторов эффективности деятельности образовательных учреждений будем выделять:
социальную эффективность как степень удовлетворения запросов потребителей услуги;
экономическую эффективность как степень рациональности расходования бюджета учреждения (эффективность управления бюджетом учреждения).
3.1. Социальная эффективность.
Критерий: уровень социальной эффективности учреждения.
Индикатор № 1: степень удовлетворенности потребителей качеством оказанной услуги.
Индикатор № 2: уровень востребованности учреждения среди потребителей услуги.
3.2. Эффективность управления бюджетом учреждения.
3.2.1. Критерии и показатели оценки уровня заработной платы работников.
Критерий: уровень заработных плат работников учреждения (примечание: под заработной платой будем понимать вознаграждение, полученное работником как из бюджетных источников, так и из внебюджетных, включая оплату по договорам ГПХ).
Индикатор № 3: уровень средней заработной платы работников учреждения.
Индикатор № 4: уровень средней заработной платы основных работников учреждения.
Индикатор № 5: доля основных работников, получающих среднюю заработную плату не меньше средней заработной платы в экономике края.
Критерий: темп роста средней заработной платы основных работников.
Индикатор № 6: темп роста средней заработной платы всех работников.
Индикатор № 7: темп роста средней заработной платы основных работников.
Критерий: степень оптимальности штатного расписания учреждения.
Индикатор № 8: доля работников, выполняющих обеспечивающие функции, от общего количества работников.
Индикатор № 9: количество оказываемых образовательных услуг на 1 работника.
Критерий: эффективность управления развитием программно-методических условий образовательного процесса.
Индикатор № 10: доля средств бюджета, направленных на создание программно-методических условий (приобретение учебников, учебно-методических пособий, программных средств обучения на электронных носителях).
3.2.2. Критерий и показатели оценки управления развитием имущественного комплекса в части основных средств.
Критерий: эффективность управления развитием материально-технической базы учреждения.
Индикатор № 11: доля средств бюджета, направленных на проведение работ текущего и капитального характеров.
Индикатор № 12: доля средств из внебюджетных источников, направленных на проведение работ текущего и капитального характеров.
Индикатор № 13: доля средств бюджета, направленных на приобретение основных средств.
Индикатор № 14: доля средств из внебюджетных источников, направленных на приобретение основных средств.
3.2.3. Критерии и показатели оценки управления затратами по обеспечению текущего функционирования учреждения.
Критерий: уровень оптимальности потребляемых учреждением коммунальных ресурсов.
Индикатор № 15: объем потребляемой воды на единицу оказанной услуги.
Индикатор № 16: объем потребляемой тепловой энергии в расчете на единицу оказанной услуги.
Индикатор № 17: объем потребляемой электрической энергии в расчете на единицу оказанной услуги.
Критерий: уровень оптимальности затрат на оплату налогов.
Индикатор № 18: количество денежных средств, затраченных на уплату налогов, в расчете на единицу оказанной услуги.
3.2.4. Критерий и показатели эффективности использования имущественного комплекса.
Критерий: уровень эффективности использования имущественного комплекса, в том числе в выходные и праздничные дни, каникулярное время.
Индикатор № 19: процент укомплектованности здания образовательного учреждения.
Индикатор № 20: количество полезной площади здания на единицу услуги.
Индикатор № 21: эффективность использования здания учреждения в воскресное время.
IV. Технология оценки индикаторов эффективности
4.1. Расчет индикаторов социальной эффективности.
Для расчета индикатора № 1 необходима специально разработанная методика, предусматривающая интернет-опрос. В опросе будут участвовать учащиеся 9-11-х классов (школы, учреждения дополнительного образования) и родители (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, иные получатели услуг). Оценка показателя будет производиться 1 раз в 2 года. Рассчитывается показатель как отношение количества положительных ответов к общему числу опрошенных. Положительным ответом считается ответ, в котором качество оказанной услуги оценивается как среднее и выше.
Расчет индикатора № 2 производится делением количества заявлений в детский сад или первый класс школы, поданных родителями, на количество мест в учреждении.
4.2. Расчет показателей эффективности управлением бюджета.
Индикатор № 3: уровень средней заработной платы работников учреждения берется как среднее арифметическое заработных плат всех работников ОУ.
Индикатор № 4: уровень средней заработной платы основных работников учреждения рассчитывается как среднее арифметическое заработных плат педагогических работников.
Индикатор № 5: доля основных работников, получающих среднюю заработную плату не меньше средней заработной платы в экономике края, рассчитывается как отношение количества педагогических работников ОУ, получающих зарплату не менее средней в экономике края, к общему количеству педагогических работников данного ОУ.
Индикатор № 6: темп роста средней заработной платы всех работников.
Индикатор № 7: темп роста средней заработной платы основных работников.
Индикатор № 8: доля работников, выполняющих обеспечивающие функции, от общего количества работников рассчитывается как отношение количества работников, выполняющих обеспечивающие функции, к числу всех работников учреждения.
Индикатор № 9: количество оказываемых образовательных услуг на 1 работника рассчитывается как отношение общего количества всех образовательных услуг, оказываемых ОУ, к числу работников данного образовательного учреждения.
Индикатор № 10: доля средств бюджета, направленных на создание программно-методических условий (приобретение учебников, учебно-методических пособий, программных средств обучения на электронных носителях), рассчитывается как отношение бюджетных средств, направленных учреждением на приобретение учебной и методической литературы, пособий, электронных учебников и обучающих программ, к общему объему бюджета учреждения.
Индикатор № 11: доля средств бюджета, направленных на проведение работ текущего и капитального характеров, рассчитывается как отношение бюджетных средств, затраченных на текущий и капитальный ремонты, к общему бюджету учреждения.
Индикатор № 12: доля средств из внебюджетных источников, направленных на проведение работ текущего и капитального характеров, рассчитывается как отношение внебюджетных средств, затраченных на текущий и капитальный ремонты, к общему количеству средств, полученных учреждением из внебюджетных источников.
Индикатор № 13: доля бюджета, направленная на приобретение основных средств, рассчитывается как отношение бюджетных ассигнований, затраченных на приобретение основных средств, к общему значению бюджета учреждения.
Индикатор № 14: доля финансирования из внебюджетных источников, направленная на приобретение основных средств, рассчитывается как отношение внебюджетных ассигнований, затраченных на приобретение основных средств, к общему значению внебюджета учреждения.
Индикатор № 15: объем потребляемой воды на единицу оказанной услуги рассчитывается как отношение бюджетных ассигнований, затраченных на приобретение основных средств, к общему значению бюджета учреждения.
Индикатор № 16: объем потребляемой тепловой энергии в расчете на единицу оказанной услуги получается делением всего объема потребляемой тепловой энергии на общее количество оказываемых образовательных услуг.
Индикатор № 17: объем электрической энергии, потребляемой в расчете на единицу оказанной услуги, получается делением всего объема потребляемой электрической энергии на общее количество оказываемых образовательных услуг.
Индикатор № 18: количество денежных средств, затраченных на уплату налогов, в расчете на единицу оказанной услуги получается делением денежных средств, переданных за уплату налогов, на общее количество оказываемых образовательных услуг.
Индикатор № 19: процент укомплектованности здания образовательного учреждения рассчитывается как отношение реального контингента образовательного учреждения к его проектной наполняемости.
Индикатор № 20: количество полезной площади здания на 1 ребенка рассчитывается как отношение общего контингента, разделенного пополам, к полезной площади учреждения.
Индикатор № 21: эффективность использования здания учреждения в воскресное время рассчитывается как произведение полезной площади здания, используемой под оказание услуг, на время, в течение которого используется данная площадь, деленное на полезную площадь здания, умноженную на восемь.