Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. по делу № А29-4278/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 2 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" (ОГРН: <...>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.О., М.И. (все по доверенности),
от ответчика: К.А. (должностное лицо, принявшее оспариваемое постановление),

установил:

Открытое акционерное общество "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10 июня 2011 года, вынесенного УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора (далее - Управление), которым Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. на основании ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Заявитель на требованиях настаивает, считает, что он не является субъектом ответственности, установленной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, т.к. не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку не имеет объектов, включенных в Реестр категорированных объектов; лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, и лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС), не могли им быть назначены, т.к. такие лица должны быть аттестованы, а соответствующие аттестационные комиссии не созданы; обязанность определять порядок информирования компетентных органов у Общества отсутствует, поскольку такой порядок определен Приказом Минтранса № 56 от 16.02.2011 г.
Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил свои возражения против требований.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и дело об административном правонарушении, представленное ответчиком, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Управление провело плановую выездную проверку соблюдения Обществом требований в области обеспечения транспортной безопасности, в результате которой установило, что Обществом нарушены обязательные требования нормативно-правовых актов Российской Федерации в области исполнения требований обеспечения транспортной безопасности
Результаты проверки зафиксированы в акте № 07-42-03/105 от 8 июня 2011 года, и Обществом по существу не оспариваются.
Установив в ходе проверки, что Обществом нарушаются требования транспортной безопасности, уполномоченное должностное лицо ответчика составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 07-41-03/9 от 9 июня 2011 года о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, на основании которого, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынесло оспариваемое заявителем постановление от 10 июня 2011.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловное признание незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено, и Обществом о наличии таковых не заявлено.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд считает, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, поскольку административным органом доказано, что Общество, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имеющим в собственности и использующим два тепловоза типа "ТГМ4Б", ремонтно-механические мастерские, тепловозное депо, склад горюче-смазочных материалов, железнодорожные пути, в том числе железнодорожные пути протяженностью 8,6 км, проходящие за пределами предприятия по территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до железнодорожной станции "Сыктывкар", допустило следующие нарушения обязательных требований обеспечения транспортной безопасности:
в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пунктов 5.1 и 5.3 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. № 43 (далее - Требования...), Общество не назначило лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, и не назначило лиц, ответственных за транспортную безопасность всего состава поезда.
Довод заявителя о том, что Общество не является субъектом транспортной безопасности, поскольку не имеет объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включенных в Реестр категорированных объектов, а поэтому не является субъектом ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, суд считает неосновательным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Факт наличия в собственности и использования Обществом указанных выше объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствии с определениями данными в ст. 1 Закона № 16-ФЗ административным органом установлен и признан заявителем в судебном заседании.
Приведенная норма закона не связывает статус субъекта хозяйственной деятельности как субъекта транспортной инфраструктуры только с наличием объектов, включенных в Реестр категорированных объектов.
В соответствии с определением, данным в ст. 1 Закона № 16-ФЗ, для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры достаточен сам факт наличия в собственности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использования их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности").
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (статья 8 Закона № 16-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2 - 4 Требований... они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
В соответствии с пунктом 5 Требований... субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (п.п. 5.1) и назначить по согласованию с перевозчиком лиц, ответственных за транспортную безопасность всего состава поезда (п.п. 5.3).
Указанные положения Требований... заявителем не исполнены.
Довод заявителя о том, что такие лица могут быть назначены только после аттестации, предусмотренной п.п. 5.13 Требований..., а соответствующие аккредитованные комиссии по проведению аттестации не созданы, суд также считает неосновательным.
В соответствии с пп. 5.13 Требований... субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей, персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 5.6.4 Требований... субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Суд считает, что из п.п. 5.1 и 5.3 Требований... не следует, что указанные в них лица обязаны занимать должности персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и непосредственно являться сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности, аттестация которых требуется в соответствии с пп. 5.13 Требований...
Данный вывод суда подтверждается положениями пп. 3 пункта 4 утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 "Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", согласно которому в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения, в том числе: о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, из чего следует, что "лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры" и "персонал, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности" относятся к разным категориям сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, а эти понятия не являются идентичными.
Данный вывод суда не противоречит и положениям ст. 10 Закона № 16-ФЗ.
Ссылка ответчика на то, что в соответствии с п.п. 5.3 Требований соответствующие лица должны назначаться по согласованию с перевозчиком, который в данном случае отсутствует, т.к. Общество осуществляет с использованием своего подвижного состава только перевозки грузов по принадлежащим ему железнодорожным путям необщего пользования, для разрешения дела значения не имеет, поскольку совпадение владельца объекта транспортной инфраструктуры, транспортного средства и перевозчика в одном лице, не освобождает субъекта транспортной инфраструктуры от обязанности назначить лиц, ответственных за транспортную безопасность всего состава поезда, и не препятствует этому.
Суд приходит к выводу, что административный орган обоснованно вынес постановление о назначении административного наказания от 10 июня 2011 года, которым привлек Общество к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Административный штраф определен Управлением в минимальном размере, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, что, свидетельствует о том, что ответчиком учтены при определении размера административного штрафа все предусмотренные ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства.
Остальные указанные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности суд считает недоказанными ответчиком.
Суд считает, что нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, и Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Обществу вменено необоснованно, поскольку доказательства наличия соответствующих объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств у заявителя ответчиком суду не представлены.
Доказательства того, что имеющиеся у заявителя 27 единиц автомобильной техники и 10 автомобильных прицепов относятся к подвижному составу автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами, отсутствуют.
Две единицы речных судов (буксирных теплоходов "Лесозавод-2") находятся на территории предприятия, законсервированы и не эксплуатируются, что установлено административным органом.
В то же время по смыслу ст. 1 Закона № 16-ФЗ к транспортным средствам относятся суда, используемые в целях судоходства.
Это же следует из положений пункта 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, согласно которому эти Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Имеющиеся речные суда заявителем не эксплуатируются.
Нарушения п.п. 5.25, 5.6.4 и 5.6.10 Требований... вменены заявителю необоснованно, поскольку в соответствии с п. 5.6 Требований... указанные в п.п. 5.25, 5.6.4 и 5.6.10 документы являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а сам план у заявителя отсутствует.
Отсутствие же плана обеспечения транспортной безопасности отдельно вменено в вину Обществу как нарушение ст. 9 Закона № 16-ФЗ и п. 2 "Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Однако, ни ст. 9 Закона № 16-ФЗ, ни Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" не устанавливают срок разработки такого плана.
В то же время в соответствии с п. 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости.
В соответствии с п.п. 5.7 и 5.8 Требований... субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Требования... вступили в силу и начали действовать с 15.04.2011, что ответчик не оспаривает.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил суду, что до вступления в силу Требований... нормативно сроки проведения оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждения в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, а также разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС установлены не были.
Судом также такого нормативного регулирования не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что за отсутствие плана заявитель мог быть привлечен к ответственности не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня вступления в силу Требований, т.е. не ранее 15.07.2011.
Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении оснований для привлечения к ответственности Общества за это нарушение не имелось.
При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Лесопромышленная компания "Сыктывкарский ЛДК" (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесозаводская, 15) о признании незаконным и отмене постановления УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 10.06.2011 года, которым ОАО "ЛПК "Сыктывкарский ЛДК" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. на основании ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке и вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2011 по делу № А29-4278/2011
<В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств отказано, поскольку судом установлено, что для определения статуса субъекта транспортной инфраструктуры достаточен сам факт наличия в собственности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а следовательно общество является объектом транспортной инфраструктуры и обязано выполнять вышеуказанные требования>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru