Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. по делу № А33-18830/2010

Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2011.
В полном объеме решение изготовлено 10.03.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка" (ОГРН 1022402481760, ИНН 7710723134)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115)
о признании незаконными решения № 15265 от 29.10.2010 и предписаний от 29.10.2010 N№ 195-10-10/1, 195-10-10/2, 195-10-10/3,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Федерального государственного учреждения "Красноярская региональная поисково-спасательная база",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Решетковой Л.В., действующей на основании доверенности № 3 от 12.01.2011 (паспорт),
от ответчика: Гречищевой В.П., действующей на основании доверенности № 32 от 21.01.2011 (служебное удостоверение),
от третьего лица: Воронича В.Е. - директора на основании приказа № 1163/к от 22.08.2003 (паспорт),
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие Черемшанка" (ОГРН 1022402481760, ИНН 7710723134) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании незаконными решения № 15265 от 29.10.2010 и предписаний от 29.10.2010 N№ 195-10-10/1, 195-10-10/2, 195-10-10/3.
Заявление принято к производству суда. Определением от 29.12.2010 возбуждено производство по делу, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное государственное учреждение "Красноярская региональная поисково-спасательная база".
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с требованиями заявителя не согласна на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на заявление.
Представитель третьего лица поддержал позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенными в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие Черемшанка" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402481760.
В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Енисейской транспортной прокуратурой (исх. № 20ж-2010 от 15.04.2010) по заявлению ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" с жалобой на действия ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", выразившиеся в необоснованном, по мнению заявителя, выставлении ему счетов за оказание услуг по допуску работников и автотранспорта на территорию аэропорта "Черемшанка" (оформление пропусков).
По результатам рассмотрения указанного заявления 27.05.2010 Красноярским УФАС России в отношении ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" возбуждено дело № 195-10-10 по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующие фактические обстоятельства.
Между ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" и ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" заключен договор № 2-07 на оформление пропусков от 01.02.2007, сроком действия до 31.03.2007, по которому ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" произвело платежи в сумме 118 500 рублей, из них 73 500 рублей по кредитовому авизо № 005-912774 от 27.02.2007, 45 000 рублей по платежному поручению № 20 от 30.01.2008 № 20 за оформление пропусков на 2008 год.
Заявками № 13 от 15.01.2010, № 14 от 15.01.2010 ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" просило ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" выдать пропуска на 2010 год на четыре автомашины и на 26 работников учреждения для прохождения (проезда) на территорию аэропорта. За оформление пропусков на 2010 год ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" выставило в адрес ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" счет-фактуру № 00000007 от 21.01.2010 на сумму 191500 рублей и направило проект договора на оказание услуг по оформлению пропусков № 016/2010 от 01.01.2010. Проект договора был возвращен в адрес ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" без подписания (исх. № 93 от 29.03.2010) по причине отсутствия доказательств утверждения тарифа на предлагаемую услугу Федеральной службой по тарифам.
Письмом (исх. № 07/216 от 02.02.2010) ФГУП "Аэропорт "Черемшанка" пояснило ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база", что цены на услуги по оформлению пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" устанавливаются на основании утвержденной калькуляции и являются едиными для всех потребителей.
Согласно калькуляции, утвержденной генеральным директором ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", стоимость оформления одного пропуска для работников сторонних организаций на территорию аэропорта "Черемшанка" с 01.01.2006 составляла 500 рублей, стоимость разового отпуска на легковой автомобиль 300 рублей. Согласно прейскуранту цен и тарифов на наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту "Черемшанка", утвержденному генеральным директором ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", с 15.03.2010 сбор за разовый проезд легкового транспортного средства составляет 300 рублей, сбор за разовый проезд автобуса 700 рублей, сбор за пропуск личного состава организаций, базирующихся на территории аэропорта, 500 рублей.
Письмом (исх. № 01-25/252 от 07.04.2010) ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" направило ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" новый вариант договора № 016/2010 от 01.01.2010, измененную счет-фактуру № 00000007 от 21.01.2010 на сумму 99500 рублей и акт выполненных работ, которые также оставлены без подписания.
ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" обратилось в Енисейскую транспортную прокуратуру с жалобой на незаконные действия ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка".
По результатам проведения проверки материалы дела направлены в Красноярское УФАС России с предложением провести проверку по данной жалобе.
Красноярское УФАС России расценило действия ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" по взиманию с ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2007 году и в 2008 году, предъявлению к учреждению требования оплаты за оформление пропусков на 2010 год нарушающими установленный порядок ценообразования и ущемляющими интересы учреждения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 26.07.2006 "О защите конкуренции" имеет номер 135-ФЗ, а не 1345-ФЗ.

Комиссия Красноярского УФАС России вынесла решение № 15265 от 29.10.2010, которым признала ФГУП "Авиапредприятие Черемшанка" нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 1345-ФЗ "О защите конкуренции", выдала предписания.
Предписанием № 195-10-10/1 от 29.10.2010 Комиссия Красноярского УФАС России указала ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" на необходимость прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании с ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2008 году, не предусмотренной действующим законодательством. Со дня получения настоящего предписания прекратить взимание с ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка", не предусмотренной действующим законодательством.
Предписанием № 195-10-10/2 от 29.10.2010 Комиссия Красноярского УФАС России указала ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" на необходимость прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в предъявлении Федеральному государственному учреждению "Красноярская региональная поисково-спасательная база" требования об оплате за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2010 году, не предусмотренного действующим законодательством. С этой целью в срок до 15 ноября 2010 года отозвать предложенный письмом (исх. № 01-25/252 от 07.04.2010) учреждению для заключения договор № 016/2010 от 01.01.2010 и счет № 00000007 от 21.01.2010 на оплату 99500 рублей.


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: слова "ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" повторяются дважды.

Предписанием № 195-10-10/3 от 29.10.2010 Комиссия Красноярского УФАС России указала ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" на необходимость прекратить нарушение антимонопольного законодательства и перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в сумме 45000 рублей (незаконное взимание денежных средств с Федерального государственного учреждении "Красноярская региональная поисково-спасательная база", находящегося по адресу: аэропорт "Черемшанка", Емельяновский район, Красноярский край, 663021, за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2008 году).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка", полагая, что решение № 15265 от 29.10.2010 и предписания от 29.10.2010 N№ 195-10-10/1, 195-10-10/2, 195-10-10/3 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пункт 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.
ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" зарегистрировано в качестве юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402481760, которое приказом от 16.01.2004 № 14 переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка", о чем внесена запись в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.1. устава ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", утвержденного распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 24.01.2005 № ШН-8р, авиапредприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения этих целей авиапредприятие осуществляет двадцать видов деятельности, в том числе аэропортовое обслуживание авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки.
Следовательно, ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" является субъектом естественной монополии.
Федеральное государственное учреждение "Красноярская региональная поисково-спасательная база" создано в целях выполнения работ в области авиационно-космического поиска и спасания (пункт 11 Устава, утвержденного Распоряжением Федеральной аэронавигационной службы от 07.08.2007 № 124-р); базируется на территории аэропорта "Черемшанка" на основании договора безвозмездного пользования № 6773 от 12.03.2003, заключенного с Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом (в настоящее время с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю); владеет и пользуется частью модуля ЛО федеральной собственности, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт "Черемшанка".
Из материалов дела следует, что на основании заключенного между ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" и ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" договора № 2-07 на оформление пропусков от 01.02.2007, сроком действия до 31.03.2007, ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" произвело платежи в сумме 118 500 рублей, из них 73 500 рублей по кредитовому авизо № 005-912774 от 27.02.2007 за 2007 год, 45 000 рублей по платежному поручению № 20 от 30.01.2008 № 20 за оформление пропусков на 2008 год.
15.01.2010 ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" направило в адрес ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" заявку на оформление и выдачу на 2010 год пропусков для проезда на территорию аэропорта "Черемшанка" служебных автомобилей, принадлежащих ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии", а также прохождения работников в количестве 26 человек по зоне обслуживания: стоянка, перрон, борт ВС.
Из представленных документов, в том числе переписки между ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" и ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" (исх. № 13 от 15.01.2010, № 14 от 15.01.2010, № 25 от 26.01.2010, № 07/216 от 02.02.2010, № 35 от 03.02.2010, № 01-25/110 от 02.03.2010, № 82 от 17.03.2010, № 93 от 29.03.2010, № 01-25/2010 от 25.03.2010, № 97 от 31.03.2010, № 107 от 07.04.2010, № 01-25/253 от 07.04.2010) следует, что ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" неоднократно предлагало ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" заключить договор на оказание услуг по оформлению пропусков за определенную плату.
В адрес ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" дважды (исх. № 01-25/110 от 02.03.2010, исх. № 01-25/253 от 07.04.2010) ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" направляло проекты договора на оформление пропусков на территорию аэропорта для сотрудников и автотранспорта сторонних организаций № 016/2010 от 01.01.2010, которые возвращались без подписания.
В результате переговоров письмом № 01-25/2010 от 25.03.2010 ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" сообщило ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" о предоставлении скидки на годовой пропуск для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов на территорию аэропорта в размере 30 000 рублей, в связи с чем, ранее выставленный счет-фактура от 21.01.2010 № 00000007 на сумму 191500 рублей изменен и перевыставлен на сумму 99 500 рублей.
Суд пришел к выводу, что действия ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" по взиманию с ФГУ "Красноярская региональная поисково-спасательная база" платы за оформление и выдачу пропусков на территорию аэропорта "Черемшанка" в 2007 году и в 2008 году, предъявлению к учреждению требования оплаты за оформление пропусков на 2010 год ущемляют интересы учреждения и нарушают установленный порядок ценообразования.
Согласно пункту 3 статьи 40, статье 42 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт - часть единой системы организации воздушного движения и является комплексом сооружений, включающего в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения и предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Сторонами отношений по обеспечению авиационной безопасности, в том числе по предотвращению доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта, является аэропорт и эксплуатант.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, в том числе подпунктом 3.2.1 предусмотрено, что к числу аэропортовых сборов относится сбор за осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.
В пункте 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание формируются организациями гражданской авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте, регистрируются и/или публикуются для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации, применение ставок сборов, тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы, не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке не допускается (пункты 2.6, 2.8, и 2.9 приложения № 1, пункт 2 приложения № 2 Приказа № 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации").
В силу указанных норм ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" обязано обеспечивать авиационную безопасность в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что согласно калькуляции, утвержденной генеральным директором ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", стоимость оформления одного пропуска для работников сторонних организаций на территорию аэропорта "Черемшанка с 01.01.2006 составляла 500 рублей, стоимость разового отпуска на легковой автомобиль 300 рублей, согласно прейскуранту цен и тарифов на наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту "Черемшанка", утвержденному генеральным директором ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка", с 15.03.2010 сбор за разовый проезд легкового транспортного средства составляет 300 рублей, сбор за разовый проезд автобуса 700 рублей, сбор за пропуск личного состава организаций, базирующихся на территории аэропорта, 500 рублей.
Между тем пунктом 2.8 Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" предусмотрено, что ставки аэропортовых сборов утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте и установлен перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации. Данный перечень включает сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, включая осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту, охрану контролируемой территории аэропорта, который взимается аэропортом с авиаперевозчиков (эксплуатантов).
Кроме того, порядок допуска лиц сторонних организаций в контролируемую зону аэропорта и порядок допуска транспортных средств на территорию аэропорта, установлен Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях и учреждениях гражданской авиации, утвержденном Приказом Федеральной авиационной службы России от 20.01.1998 № 22, платность допуска в контролируемую зону аэропорта которым также не предусмотрена.
Пунктами 14, 15 Федеральных авиационных правил требования авиационной безопасности к аэропортам, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму.
Согласно статье 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Согласно пункту 12 устава ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" одним из видов его деятельности является осуществление поисково-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Из указанных положений следует, что взимание платы предусмотрено за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и взимается только с авиационных перевозчиков.
Суд приходит к выводу, что деятельность ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" по оформлению временных и постоянных пропусков непосредственно работникам ФГУ "Красноярский региональный центр авиационной метрологии" является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления, в связи с чем не подлежит дополнительной оплате в силу вышеприведенных норм по причине компенсации затрат аэропорта сбором за обеспечение авиационной безопасности.
При пропуске работников ответчика аэропорт исполняет возложенную на него законом обязанность по обеспечению авиационной безопасности аэропорта, сбор за обеспечение которой установлен приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает, что оспариваемые решение № 15265 от 29.10.2010 и предписания от 29.10.2010 N№ 195-10-10/1, 195-10-10/2, 195-10-10/3 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, по делам, рассматриваемым в арбитражных суда, государственная пошлина для организаций составляет 2 000 рублей.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При подаче заявления Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие "Черемшанка" уплатило по платежному поручению № 5017 от 08.12.2010 государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Следовательно расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления составляют 2 000 рублей и подлежат отнесению на Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиапредприятие Черемшанка".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия "Авиапредприятие "Черемшанка" (ОГРН 1022402481760, ИНН 7710723134) о признании незаконными решения № 15265 от 29.10.2010 и предписаний от 29.10.2010 N№ 195-10-10/1, 195-10-10/2, 195-10-10/3 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.03.2011 по делу № А33-18830/2010
<Деятельность авиапредприятия по оформлению временных и постоянных пропусков на допуск работников и автотранспорта на территорию аэропорта является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления, в связи с чем не подлежит дополнительной оплате по причине компенсации затрат аэропорта сбором за обеспечение авиационной безопасности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru