Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2011 года

Верховный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Маториной Т.В.,
при секретаре Золотаревой И.А.,
с участием прокурора Полежаевой Н.С.,
представителя Правительства Республики Хакасия Кунучакова В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании абзаца 2 пункта 4 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2011 года года № 80 "О видах и перечнях особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия", противоречащим федеральному законодательству, а также законодательству Республики Хакасия, имеющему большую юридическую силу, недействующим,

установил:

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.02.2011 № 80 утверждены Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия (приложение № 1) (далее - Порядок), а также виды особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия (приложение № 2).
Текст Постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 03.03.2011 № 19 года.
Абзацем 1 п. 4 Порядка установлено, что перечни особо ценного движимого имущества при создании автономного или бюджетного учреждения путем учреждения вновь, а также при создании автономного или бюджетного учреждения путем изменения типа существующего учреждения Республики Хакасия определяются решениями Правительства Республики Хакасия по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего отраслевое управление в соответствующей сфере деятельности, и Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
В силу абзаца 2 п. 4 Порядка изменения в перечень особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения (исключение имущества из перечня особо ценного движимого имущества) принимаются распоряжениями Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом по представлению исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего отраслевое управление в соответствующей сфере деятельности, и (или) соответствующего учреждения.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании противоречащим федеральному законодательству, а также региональному законодательству, недействующим абзаца 2 п. 4 Порядка, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. от 08.05.2010 года) (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ) решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.
Частью 9 ст. 5 Федерального закона № 174-ФЗ установлено, что решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.
Следовательно, по мнению прокурора, решение о создании учреждения, включающее перечень имущества, принимается Правительством Республики Хакасия.
Кроме того, прокурор указывает на противоречие оспариваемого положения региональному законодательству.
Ссылаясь на положения Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 года № 48 "О Правительстве Республики Хакасия", Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 года № 1-ЗРХ "О системе исполнительных органов власти Республики Хакасия", прокурор полагает, что федеральное и региональное законодательство не предусматривают возможности внесения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, входящим в систему органов исполнительной власти, изменений в решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Прокуратурой республики 06.05.2011 года принесен протест на указанный абзац Порядка, который Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.05.2011 года № 296 отклонен.
В судебном заседании прокурор Полежаева Н.С. требования поддержала, приводя те же доводы, что и в заявлении с учетом уточненных требований. Дополнительно пояснила, что в соответствии с Законом Республики Хакасия "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" издаваемые Госкомимуществом распоряжения к нормативным правовым актам не относятся.
Представитель Правительства Республики Хакасия Кунучаков В.Г. требования не признал.
Ссылаясь на положения ст. ст. 3, 6 Федерального закона № 174-ФЗ, представитель указывает, что названным Федеральным законом не предусмотрено полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решения об отнесении имущества автономного учреждения к категории особо ценного и его закрепления за автономным учреждением после момента создания автономного учреждения. Правовой акт Правительства Республики Хакасия о создании автономного учреждения является реализацией полномочия собственника на создание учреждения и определения перечня всего объема имущества, в том числе особо ценного, закрепляемого за учреждением на момент его создания. Принимаемое Правительством Республики Хакасия постановление о создании автономного учреждения Республики Хакасия имеет правоустанавливающее для государственной регистрации юридического лица значение и выражает волю собственника на создание автономного учреждения.
По мнению представителя, часть 9 статьи 5 Федерального закона № 174-ФЗ определяет требования к содержанию решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного учреждения. Такое решение не подлежит в дальнейшем изменению, так как устанавливает основные правовые условия, сложившиеся при создании автономного учреждения. Данное утверждение подтверждается требованиями частей 10, 11 статьи 5 Федерального закона № 174-ФЗ о достаточности закрепляемого за автономным учреждением имущества, недопустимости уменьшения объема имущества, закрепленного за государственным учреждением при создании автономного учреждения путем изменения типа государственного учреждения. Перечень же особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 года № 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" ведется непосредственно самим автономным учреждением, а определяется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановление Правительства Республики Хакасия принято в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ, наделяющим высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации правом установления Порядка определения перечня особо ценного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
Возражая относительно доводов прокурора о противоречии оспариваемого положения региональному законодательству, представитель Правительства Республики Хакасия указал, что, не смотря на то, что Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом принимаются акты в форме распоряжений, они могут носить нормативный характер по своему содержанию, а возможность внесения распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом изменений в перечень особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения, определенного решением Правительства Республики Хакасия, согласуется с положениями ст. 15 Закона Закон Республики Хакасия от 19.09.1995 года № 48 "О Правительстве Республики Хакасия", в силу которой Правительство Республики Хакасия, в случае необходимости, может передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию, министерствам и государственным комитетам Республики Хакасия, иным органам исполнительной власти. Просил в удовлетворении требований прокурора отказать.
Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5).
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено положение о том, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (Уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок или изменений в указанные акты.
В силу ст. 26.10 Федерального закона № 184-ФЗ экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также имущественные права субъекта Российской Федерации.
В целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.
В силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 174-ФЗ решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать, также сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 538 виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений и перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, определяются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 93 Конституции Республики Хакасия и ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 года № 48 (ред. от 05.04.2011) "О Правительстве Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия.
В соответствии с приведенными нормами, а также положениями ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ Правительство Республики Хакасия приняло Постановление № 80.
Соблюдение порядка принятия Постановления прокурором не оспаривается, судом нарушений такового не установлено.
Из содержания п. 4 Порядка усматривается, что перечень особо ценного движимого имущества при создании автономного или бюджетного учреждения определяется решениями Правительства Республики Хакасия и Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом. Изменения в перечень (исключение имущества из перечня) принимаются распоряжениями Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, т.е. по смыслу данной нормы Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом вправе изменить перечень имущества, определенный решениями Правительства Республики Хакасия.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона 184-ФЗ).
Согласно ст. 17 Федерального закона № 184-ФЗ в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 года № 1-ЗРХ (ред. от 05.04.2011) "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия составляют, в том числе Правительство Республики Хакасия; государственные комитеты Республики Хакасия.
Полномочия Правительства Республики Хакасия устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Хакасия и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (ст. 3 Закона Республики Хакасия № 48).
В силу ст. 20 Закона Республики Хакасия № 48 на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия издает постановления и распоряжения, Правительство Республики Хакасия принимает постановления.
Таким образом, как правильно указал прокурор, решение высшего исполнительного органа Республики Хакасия, которым определяется перечень особо ценного движимого имущества при создании автономного или бюджетного учреждения, принимается в форме постановления.
Согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия № 1-ЗРХ государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику в установленной для него сфере деятельности и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе.
В силу п. п. 3, 4 Положения о Государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 № 318, Госкомитет подотчетен Правительству Республики Хакасия, принимает в пределах своей компетенции решения и распоряжения.
Таким образом, абзацем 2 п. 4 Порядка, оспариваемого прокурором, предоставлено право подотчетному органу, входящему в структуру органов исполнительной власти республики, вносить изменения в решения высшего исполнительного органа республики.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 3 Закона Республики Хакасия № 48, а не статья 3 Закона Республики Хакасия № 46.

Вместе с тем такое изменение полномочий Правительства Республики Хакасия противоречит принципам деятельности органов государственной власти субъектов (ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ, ст. 3 Закона Республики Хакасия № 46).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Довод представителя Правительства Республики Хакасия о том, что Федеральный закон № 174-ФЗ устанавливает обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в решении о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного учреждения указать сведения о закрепляемом за автономным учреждением имуществе, что Федеральным законом не предусмотрено полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решения об отнесении имущества автономного учреждения к категории особо ценного и его закрепления за автономным учреждением после момента создания автономного учреждения, не может быть принят во внимание в силу противоречия оспариваемого положения общим принципам организации органов исполнительной власти субъектов, а также в силу того, что оспариваемое положение в процессе правоприменения может привести к неоднозначному толкованию и нарушению компетенции Правительства Республики Хакасия.
Несостоятельным является и довод представителя Правительства Республики Хакасия о том, что оспариваемое положение не противоречит региональному законодательству, поскольку в соответствии со ст. 15 Закона Республики Хакасия № 48 Правительство Республики Хакасия, в случае необходимости, может передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию, министерствам и государственным комитетам Республики Хакасия, иным органам исполнительной власти.
Толкование нормы в совокупности со всеми ее положениями позволяет сделать вывод, что Правительству Республики Хакасия предоставлено право передачи органам исполнительной власти решения отдельных вопросов, а не внесения изменений в собственно принимаемые правовые акты.
Таким образом, оспариваемое прокурором положение (абзац 2 п. 4 Порядка) противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия, имеющему большую юридическую силу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 253 ГПК РФ, а не статья 2 статьи 253.

В силу ст. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, а также законодательству Республики Хакасия, имеющему большую юридическую силу, недействующим абзац 2 пункта 4 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2011 года № 80 "О видах и перечнях особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия", со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Правительство Республики Хакасия опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.В.МАТОРИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 02.09.2011
<О признании противоречащим федеральному и региональному законодательству, недействующим абзаца 2 пункта 4 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.02.2011 № 80 "О видах и перечнях особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Республики Хакасия">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru