Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2011 года

Верховный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Маториной Т.В.,
при секретаре Золотаревой И.А.,
с участием прокурора Полежаевой Н.С.,
представителя Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом Павловой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании распоряжения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 01 марта 2006 года № 41 "Об утверждении Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости" противоречащим федеральному законодательству, недействующим,

установил:

Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом 01.03.2006 года издано распоряжение № 41 "Об утверждении Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости" (далее - Распоряжение), которое действует в редакции от 09.09.2010 года.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением с учетом уточненных требований о признании Распоряжения противоречащим федеральному законодательству, недействующим, требования мотивируя тем, что Распоряжение принято Госкомитетом с превышением предоставленных полномочий, поскольку статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, в т.ч. порядок принятия решений о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, который не предусматривает полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению порядка принятия решений о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости.
Ссылаясь на положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", прокурор в заявлении об уточнении требований указывает на то, что продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости является приватизацией таких участков, которая возможна только в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Орган исполнительной власти субъекта не вправе утверждать порядок принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости.
Кроме того, пункт 2.2 Порядка, утвержденного Распоряжением, устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению о выкупе земельных участков, вступил в противоречие с федеральным законодательством по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных правоотношений.
Таким образом, по мнению прокурора, установление указанного перечня документов отнесено к исключительной компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Однако в оспариваемом Распоряжении в подп. 4 - 7 п. 2.2 Порядка Госкомитетом установлены иные требования к документам, представляемым заявителем, что свидетельствует об осуществлении Госкомитетом собственного правового регулирования.
В судебном заседании прокурор Полежаева Н.С. требования поддержала, настаивая на признании Распоряжения в целом противоречащим федеральному законодательству, недействующим, указала, что фактически утвержденный Распоряжением Порядок, за исключением п. 2.2, воспроизводит федеральное законодательство, однако воспроизведение в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, возможно только с соблюдением компетенции. В данном случае Госкомитет не вправе был осуществлять правовое регулирование, поскольку данные вопросы в соответствии с земельным законодательством относятся, именно, к ведению Российской Федерации.
Относительно п. 2.2 Порядка дополнительно пояснила, что Госкомитетом установлены иные требования к документам, представляемым заявителем, а в подп. 7 предусмотрено предоставление только копий документов, подтверждающих право собственности на земельный участок. Однако в оспариваемом положении речь о предоставлении документов на земельный участок для приобретения дальнейшего права собственности, и какой это будет документ, подтверждающий наличие соответствующего права, заранее неизвестно, т.к. это может быть как документ, подтверждающий право собственности, так и документ, подтверждающий иные права на земельный участок.
Представитель Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом Павлова Н.Ю. требования прокурора не признала. Ссылаясь на положения ст. ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, указала на то, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В силу данной нормы, по мнению представителя, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определять порядок (процедуру) рассмотрения заявок и принятия решения о предоставлении земельных участков. В связи с чем Госкомитет, как исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, осуществляющий функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельными участками, вправе принимать решение о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Хакасия, и определять порядок рассмотрения заявок и принятия решения в частности о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости в виде нормативного правового акта.
Возражая против доводов прокурора относительно п. 2.2 Порядка, представитель указала, что в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 года № 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" установлен Перечень необходимых документов.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Госкомитет определил перечень документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 года № 370, каких-либо иных требований Госкомитет к прилагаемым документам не устанавливает. В подпунктах 4 - 6 пункта 2.2 Порядка имеются в виду те же самые документы (кадастровый паспорт земельного участка и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) только без уточнения сроков выдачи. Оспариваемое Распоряжение по своей правовой природе направлено на установление порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, т.е. регулирует именно процедуру принятия такого решения Госкомитетом. Указанный в Распоряжении перечень документов, прилагаемых к заявлению, не имеет правового значения для граждан и юридических лиц, так как перечень необходимых для приобретения прав на земельный участок документов установлен федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, в первоначальной редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 г. не уточнялось о времени выдачи соответствующих документов ко дню обращения с заявлением. Данные изменения были внесены в Перечень приказом Минэкономразвития РФ от 29 ноября 2010 г. № 584. Госкомитетом в ближайшее время будет разработан проект правового акта о внесении в обжалуемое Распоряжение соответствующих изменений.
Относительно подп. 7 п. 2.2 Порядка представитель указала, что поскольку Распоряжение утверждает Порядок принятия решения о продаже земельных участков, то установлено, что заявитель должен представить именно копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность.
Выслушав прокурора, представителя Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом 01.03.2006 года издано Распоряжение № 41 "Об утверждении Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости", которое действует в редакции от 09.09.2010 года.
Текст Распоряжения и внесенных в него изменений опубликован в бюллетенях "Вестник Хакасии" № 17 (678) от 07 апреля 2006 года, № 64 (798) от 26 октября 2007 года, № 69 (803) от 20 ноября 2007 года, в газете "Хакасия", № 230 от 04 декабря 2010 года.
В соответствии со ст. 35 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" (ред. от 05.04.2011 года) официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета "Хакасия", газета "Хабар - Известия" и бюллетень "Вестник Хакасии".
В силу п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (ред. от 10.06.2010 года) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Обращаясь в суд с заявлением о признании Распоряжения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом № 41 от 01.03.2006 года "Об утверждении Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости" (в ред. от 09.09.2010 года) противоречащим федеральному законодательству, недействующим, прокурор указывает на то, что Распоряжение Госкомитетом принято с превышаем полномочий.
Оценивая данный довод прокурора, суд исходит из следующего.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.


На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 года № 1-ЗРХ (ред. от 05.04.2011) "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия составляют, в том числе Правительство Республики Хакасия; государственные комитеты Республики Хакасия.
Согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия № 1-ЗРХ государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику в установленной для него сфере деятельности и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 года № 318, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельными участками; проведению государственной политики в области приватизации и межотраслевой координации в этих вопросах.
На основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия Госкомитет самостоятельно принимает нормативные правовые акты в области земельно-имущественных отношений по вопросам отдельных государственных полномочий, а также по другим вопросам установленной сферы деятельности Госкомитета, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия осуществляется исключительно законами Республики Хакасия, постановлениями Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия (п. 6.2 Положения о Государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Госкомитет был вправе принять оспариваемое Распоряжение.
Кроме того, суд учитывает позицию прокурора о том, что утвержденный Распоряжением Порядок, за исключением п. 2.2, фактически воспроизводит положения федерального законодательства.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Как видно из оспариваемого Распоряжения, оно принято в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации".
Распоряжением утвержден Порядок принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, который подлежит применению в отношении:
земельных участков, находящихся в собственности Республики Хакасия, на которых расположены объекты недвижимости;
земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Хакасия - г. Абакане, на которых расположены объекты недвижимости, находившиеся в государственной собственности до их передачи в собственность граждан и юридических лиц в процессе приватизации (п. 1.2 Порядка).
В силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 года № 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Указывая на противоречие оспариваемого Распоряжения в целом федеральному законодательству, прокурор ссылается на то, что Госкомитет в п. 2.2 Порядка предусмотрел перечень прилагаемых к заявлению о выкупе земельного участка в собственность документов, однако подп. 4 - 7 п. 2.2 Порядка противоречат по своему содержанию Перечню документов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 370.
Согласно подп. 4 - 7 п. 2.2 Порядка, утвержденного оспариваемым Распоряжением, к заявлению прилагаются следующие документы:
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с пунктами 4 - 6 Перечня, утв. приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются:
- выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
- выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Таким образом, в подп. 4 - 6 п. 2.2 Порядка Госкомитетом установлен тождественный перечень документов, однако без указания сроков их выдачи, что, по мнению суда, свидетельствует о противоречии названных положений федеральному законодательству, т.к. по существу Госкомитетом установлены иные требования к документам, представляемым заявителями.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что граждане и юридические лица, желающие приобрести в собственность земельный участок, должны руководствоваться приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 370, а установленный Госкомитетом перечень не порождает правовых последствий, суд не принимает во внимание, поскольку такое нормативное регулирование не исключает в правоприменительной деятельности рассмотрение заявлений, к которым приложены соответствующие документы, выданные в срок, превышающий установленный приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 370.
Кроме того, как в письменном отзыве, так и в судебном заседании, представитель заинтересованного лица подтвердил намерение Госкомитета внести с оспариваемое Распоряжение соответствующие изменения.
В силу вышеприведенного суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов 4 - 6 п. 2.2 Порядка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время суд не может согласиться с доводом прокурора о том, что подп. 7 п. 2.2 Порядка противоречит соответствующему пункту приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 370.
Так, в соответствии с п. 7 приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 370 к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно оспариваемому положению, к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.
Принимая во внимание, что Распоряжением утвержден Порядок принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, то суд приходит к выводу, что оспариваемое положение по существу воспроизводит положения федерального законодательства, что само по себе не свидетельствует о его незаконности (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Довод прокурора в судебном заседании о том, что данное положение предусматривает предоставление только копий документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, тогда как должны быть представлены документы, подтверждающие иные права на земельный участок, основан на ошибочном толковании положений приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 370, которым утвержден Перечень документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, т.е. как права собственности, так и иных прав, предусмотренных земельным законодательством. При этом в п. 7 приказа Минэкономразвития Российской Федерации № 370 предусмотрено представление документов, подтверждающих право приобретения земельного участка, а не существующего права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 253 ГПК РФ, а не статья 2 статьи 253.

В силу ст. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими подпункты 4, 5, 6 пункта 2.2 Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 01 марта 2006 года № 41, со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.В.МАТОРИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного суда Республики Хакасия от 05.09.2011
<О признании недействующими подпунктов 4, 5, 6 пункта 2.2 Порядка принятия решения о продаже земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, утвержденного распоряжением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 01.03.2006 № 41>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru