Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
СПЕЦИАЛЬНЫМ (КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009 - 2010 ГОДЫ
И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2011 ГОДА

Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 45 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2011 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 05.05.2011 № 32.

Цель проверки: Оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:

1. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Акт от 23.06.2011 № 45-2011.
2. Государственное областное образовательное учреждение "Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 13 мая 2011 года № 45/1-2011.
3. Государственное областное образовательное учреждение "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 13 мая 2011 года № 45/2-2011.
4. Государственное областное образовательное учреждение "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 19 мая 2011 года № 45/3-2011.
5. Государственное областное образовательное учреждение "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 19 мая 2011 года № 45/4-2011.
6. Государственное областное образовательное учреждение "Елань-Коленовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 27 мая 2011 года № 45/5-2011.
7. Государственное областное образовательное учреждение "Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 27 мая 2011 года № 45/6-2011.
8. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 III - IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 2 июня 2011 года № 45/7-2011.
9. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 VI вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 2 июня 2011 года № 45/8-2011.
10. Государственное областное образовательное учреждение "Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 7 июня 2011 года № 45/9-2011.
11. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 10 июня 2011 года № 45/10-2011.
12. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 8 июня 2011 года № 45/11-2011.
13. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 I - II вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 10 июня 2011 года № 45/12-2011.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 11 мая 2011 года по 30 июня 2011 года.

Вопросы контрольного мероприятия:

1. Соответствие деятельности учреждений уставным документам.
2. Наличие в учреждениях лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
3. Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, полученных учреждениями в проверяемом периоде.
4. Выборочная проверка расходов учреждений, в том числе на приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт.
5. Соблюдение требований 94-ФЗ, соблюдение поставщиками и подрядчиками условий государственных контрактов, претензионная работа учреждений.
6. Соответствие деятельности учреждений действующим законодательным и нормативным актам, в т.ч.:
- по условиям содержания детей, по питанию, обеспечению одеждой и обувью и др.;
- по организации учебно-воспитательного процесса;
- по вопросам охраны прав детей с отклонениями в развитии, их социальной адаптации.
7. Целевое и эффективное использование имущества учреждений, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Наличие в учреждениях правоустанавливающих документов на это имущество.
8. Оценка выполнения функций департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по управлению деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Результаты контрольного мероприятия:

В ходе проверки установлено:
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения школы-интернаты созданы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обучения и воспитания, коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Количество специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии на территории Воронежской области ежегодно сокращается. Так, если в 2009 году действовали 22 школы-интерната, то в 2011 года их число уменьшилось до 19 (в том числе 4 интерната - для детей-сирот, 15 - для детей, имеющих родителей, из них 13 интернатов для детей с отставанием в умственном развитии). Общая численность детей в этих интернатах также имеет тенденцию к снижению: в 2009 году численность составляла 2108 человек, а к июню 2011 года она сократилась до 1912 чел., или на 9,3%. Снижение численности объясняется уменьшением общего количества детей в регионе, а также передачей детей-сирот в приемные семьи, на усыновление или под опеку.
В ходе проведения контрольного мероприятия проверено 12 (63%) специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии, в том числе 3 интерната для детей-сирот.
Наполняемость коррекционных школ-интернатов по отношению к предельной численности различна и варьируется от 37,2% <1> до 98% <2>. Поэтому с целью эффективного использования помещений интернатов необходимо оптимизировать количество самих интернатов либо осуществить пропорциональное распределение численности воспитанников в зависимости от вида учреждения.
--------------------------------
<1> Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида.
<2> Воронежская специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 VIII вида.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании уставов, утвержденных учредителем - департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее -департамент образования) и согласованных с департаментом имущественных и земельных отношений.

Использование областного имущества:

Имущество коррекционных школ-интернатов принадлежит Воронежской области и находится в оперативном управлении учреждений.
В то же время регистрация права оперативного управления осуществлена не всеми интернатами. В частности, до настоящего времени (июнь 2011 года) кадетской школой-интернатом "Воронежский Михайловский кадетский корпус" не исполнен приказ Главного управления государственного имущества Воронежской области от 10.07.2008 № 828 о передаче на баланс Воронежской специальной (коррекционной) школе-интернату № 6 (I - II вида) части здания (3028,5 кв. м), расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 44. Поэтому зарегистрировать право оперативного управления коррекционной школе-интернату № 6 на эти помещения практически невозможно. А в связи с тем, что интернат № 6 коммунальные платежи по месту нахождения не оплачивает, то имеет место завышение реальных расходов балансодержателя (кадетской школы) по этим услугам.
Кроме того, на балансе названной коррекционной школы-интерната числится часть здания областной собственности площадью 254,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 99. Это здание еще в марте 2008 года было закреплено на праве оперативного управления, однако в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов право оперативного управления интернатом № 6 не зарегистрировано и на момент проверки. При этом данное здание использовалось учреждением лишь в 2009/2010 учебном году, но коммунальные платежи, услуги вневедомственной охраны, заработная плата лицам, обслуживающим это здание (2 сторожа, 2 уборщицы, 2 вахтера), продолжают оплачиваться и в 2011 году. Все это свидетельствует о неэффективном использовании средств областного бюджета, направленных в 2010 - 2011 годах в сумме 997,1 тыс. рублей на текущее содержание учреждения (ст. 34 БК РФ).
В ходе проверки выявлены факты нарушений ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", когда право собственности отдельных школ-интернатов на землю также остается незарегистрированным. Указанные нарушения были допущены: Елань-Коленовской школой-интернатом VII - VIII вида - 23115 кв. м земли; Воронежской школой-интернатом № 9 VI вида - 27419 кв. м; Землянской школой-интернатом VIII вида - 18000 кв. м.
Отмечен и такой факт, когда Павловская специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида зарегистрировала право собственности на землю только в марте 2011 года. Однако в нарушение действующего законодательства оплачивала налог на землю и ранее. В результате за 2009 - 2010 годы сумма уплаченного налога без правоустанавливающих документов составила 950 рублей <3>. В соответствии со ст. 34 БК РФ данное нарушение квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств.
--------------------------------
<3> Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Кроме того, выявлены факты неиспользуемых и (или) ненужных объектов, однако числящихся на балансе образовательных учреждений.
Например, в Елань-Коленовской школе-интернате VII - VIII вида числится жилая квартира, к которой учреждение не имеет никакого отношения (коммунальные услуги оплачиваются лицом, проживающим в ней). Однако вопрос о списании этой квартиры с баланса и передаче ее в муниципальную собственность до сих пор не решен.
Кроме того, здания спального и учебного корпусов 1966 года постройки по предписаниям Госпожнадзора в связи с аварийным состоянием не эксплуатируются этим интернатом уже длительное время. Общая площадь указанных зданий составляет 241,6 кв. м. Аналогично за Землянской школой-интернатом VIII вида числится одноэтажное отдельно расположенное здание столярной мастерской (228,9 кв. м), а также теплица (248,8 кв. м), которые не эксплуатируются более 6 лет в связи аварийным состоянием. То есть разрушаются ранее созданные благоприятные условия для пребывания детей в коррекционных школах-интернатах, что привело к неэффективному использованию областного имущества балансовой стоимостью 532,4 тыс. рублей.
Проведенной проверкой выявлены факты незавершенного строительства, что, по существу, также является неэффективным использованием областного имущества и средств, направленных на это строительство. К примеру, в Землянской школе-интернате VIII вида "заморожен" объект незавершенного строительства с 1992 года (117,2 кв. м) балансовой стоимостью 4 тыс. рублей со степенью готовности 61%; на балансе Елань-Коленовской школы-интерната VII - VIII вида числится недостроенное с 2002 года сооружение (возведены стены, установлена крыша) с балансовой стоимостью 290,9 тыс. рублей; в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида также имеется объект незавершенного строительства (спальный корпус) стоимостью 2452,7 тыс. рублей (в ценах 1991 года).
Затягивание с окончанием строительства, как правило, приводит к дополнительным расходам. Так, в Павловской школе-интернате I вида числится объект незавершенного строительства школьной мастерской балансовой стоимостью 1366,7 тыс. рублей (в ценах 1998 года). За период с 2005 года по 2008 год произведены земляные работы для фундамента, заложен сам фундамент и выполнена внутренняя кладка стен из кирпича. Для продолжения строительства спустя два года потребовалась корректировка проектно-сметной документации, на что из областного бюджета выделено еще 265 тыс. рублей. При этом областной целевой программой "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 2 сентября 2010 года № 736, реконструкция этого объекта запланирована на 2012 - 2013 годы. То есть проектно-сметная документация может опять утерять свою актуальность, и вновь потребуются средства на ее корректировку.
Департаменту образования необходимо принять срочные меры по дальнейшему строительству, ремонту или сносу неиспользуемых помещений и объектов незавершенного строительства, поскольку недопустимо пребывание воспитанников вблизи этих объектов.
При проверке автотранспорта было установлено, что на балансах большинства интернатов числятся автомобили с износом 100%, часть из которых по причине неисправности не используется длительное время. Например:
- в Воронежской школе-интернате № 7 VIII вида числится автомобиль ЗИЛ-431610 1992 года выпуска, который из-за неисправности не эксплуатируется более 6 лет;
- в Землянской школе-интернате VIII вида - 2 ед. неиспользуемого более 3 лет автотранспорта (ГАЗ-33-07 1993 года выпуска, автобус КАВЗ-3270 1989 года выпуска).
В связи с моральным и физическим износом неиспользуемого автотранспорта, а также экономической нецелесообразностью ремонта учреждениям необходимо решить вопрос о его списании. Средства, вырученные от реализации деталей и металлолома, позволят пополнить областной бюджет.
В большинстве случаев пригодные к эксплуатации автобусы для перевозки детей не могут использоваться интернатами, так как не обеспечивают безопасность жизни и здоровья пассажиров.
В частности, автобус КАВЗ-3270 на 24 посадочных места, принадлежащий Бутурлиновской школе-интернату VIII вида, не соответствует требованиям нормативных документов <4>, так как не оборудован ремнями безопасности <5>, тахографами и другими необходимыми составляющими <6>. Аналогично в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида и Бобровской школе-интернате VII - VIII вида, где числятся сравнительно новые автобусы ГАЗ-322132, но не эксплуатируемые по вышеперечисленным причинам.
--------------------------------
<4> Правила обеспечения безопасности перевозок детей школьными и иными предназначенными для этой цели автобусами от 15.06.2007 № 556, разработанные департаментом образования, науки и молодежной политики на основании ряда нормативных документов, обеспечивающих безопасность перевозки детей.
<5> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей".
<6> Приказ Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75.


Вопрос с оснащением автобусов необходимо решить в кратчайшие сроки, так как простаивание автотранспорта также является неэффективным использованием областного имущества и влечет за собой дополнительные расходы на ремонт и замену деталей.

Условия обучения и проживания детей:

В коррекционных образовательных учреждениях обучение осуществляется в соответствии с лицензиями на право образовательной деятельности и свидетельствами о государственной аккредитации по специальным учебным программам.
Медицинская деятельность в учреждениях в основном также осуществляется на основании лицензий на право медицинской деятельности. В нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Землянская школа-интернат VIII вида такую лицензию до настоящего времени не получила.
Наполняемость классов в 6 <7> из 12 проверенных коррекционных школах-интернатах на 1 - 3 человека превышает предельные нормы <8>. Причиной тому является недостаток педагогических кадров, а также из-за незначительного превышения численности создание новых классов является нецелесообразным.
Согласно санитарно-эпидемиологическим заключениям в проверенных школах-интернатах условия проживания и обучения детей в основном соответствуют санитарно-гигиеническим правилам и нормативам <9>.
--------------------------------
<7> Бутурлиновская школа-интернат VIII вида, Бобровская школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот, Павловская школа-интернат I вида, Елань-Коленовская школа-интернат, Воронежская школа-интернат № 7 VIII вида.
<8> Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 и Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 № 48.
<9> П. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00 от 01.11.2000.

Однако в отдельных случаях эти нормы интернатами не соблюдаются. Например, в Елань-Коленовской школе-интернате в двух спальных корпусах на 1 человека приходится только от 2,5 до 4,3 кв. м, тогда как для детей-сирот норма составляет не менее 6 кв. м; в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида и Борисоглебской школе-интернате VIII вида для детей-сирот в спальных корпусах установлены 2-ярусные кровати; в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида туалетные комнаты для мальчиков и девочек не разделены, спортзал отсутствует.
Все эти отступления от установленных норм проживания недопустимы, так как грубо нарушаются права и законные интересы воспитанников коррекционных интернатов.
Нормы питания для интернатных учреждений доведены приказом департамента образования. Воспитанники, проживающие в учреждении круглосуточно, обеспечиваются 5-разовым питанием, а воспитанники, не проживающие в интернате, обеспечиваются 2-разовым бесплатным питанием. Положительным моментом является то, что нормы питания в проверенных школах-интернатах выполняются полностью.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, направленных на приобретение продуктов питания, было выявлено неэффективное использование (ст. 34 БК РФ) бюджетных средств в сумме 72,8 тыс. рублей, допущенное в результате предварительной оплаты. В частности:
- в феврале 2010 года Бобровской школой-интернатом VII - VIII вида оплачено 40,6 тыс. рублей ОАО Сагуновскому мясокомбинату за поставку мясной продукции, а также в период с марта по декабрь того же года еще 20,5 тыс. рублей. Фактически продукция так и не поступила. Через год часть средств (40,6 тыс. рублей) поставщик возвратил, а оставшаяся сумма числится в дебиторской задолженности и на момент проверки;
- в школе-интернате № 7 VIII вида на момент проверки просроченная (с 2008 года) дебиторская задолженность Новохоперского маслодельного завода составила 11,7 тыс. рублей. Кроме того, с 2008 года не погашена задолженность в сумме 93,6 тыс. рублей других поставщиков (ГУП ВО "Воронежфармация" аптека № 208, ООО "Логус-Агро", ООО "Логус-Сервис", ООО "Новогор-Воронеж").
Претензионная работа к указанным поставщикам в учреждениях не проводилась. В результате средства отвлечены в дебиторскую задолженность от года и на неопределенный срок, что можно назвать беспроцентным кредитованием коммерческих организаций.

Финансовое обеспечение, капитальный и текущий ремонт:

Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляет департамент образования. Основным источником финансовых поступлений являются средства областного бюджета (более 90%).
В разрезе проверенных учреждений объем финансирования в сравнении с заявленной потребностью существенно различается. Так, за период 2009 - 2010 годов пять коррекционных образовательных учреждений получили финансирование в объеме от 80% до 100% заявленной потребности, что является положительным показателем. Бутурлиновская школа-интернат VIII вида за тот же период была профинансирована менее чем наполовину (49,4% и 44,1% потребности), Борисоглебская школа-интернат VIII вида для детей-сирот - на 70,4% и 61,3% соответственно. Самый низкий процент финансирования отмечен в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида, который составил менее 18%. Согласно объяснению департамента образования, такое неравномерное распределение финансирования связано с недостатком финансовых средств, а также недостоверным расчетом потребности.
Встречными проверками установлено, что в большинстве интернатов необходим капитальный ремонт корпусов, ремонт и замена кровли, полов, оконных и дверных блоков. В связи с высоким износом систем отопления и водоснабжения многие учреждения нуждаются в их срочной замене, практически везде требуется текущий ремонт. Заявки школ-интернатов на капитальный ремонт в лучшем случае финансировались на 5 - 7%.
При этом отмечен факт, когда средства выделялись не только на первостепенные нужды. Так, на основании государственного контракта, заключенного в июле 2010 года между департаментом образования и ИП Царенко В.М. на ремонтно-строительные работы кровли Бобровской школы-интерната VII - VIII вида, фактически проведены работы на сумму 696,4 тыс. рублей по капитальному ремонту не кровли здания интерната, а кровли гаража и благоустройству прилегающей к нему территории (укладка асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров на площади 100 кв. м, установка бортовых камней 100 кв. м и т.д. на общую сумму 73,9 тыс. рублей), что, к тому же, не соответствовало предмету указанного контракта. Тем самым был нарушен Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В то же время два года подряд Бутурлиновская школа-интернат безуспешно заявляла о необходимости выделения средств (10000 тыс. рублей) на завершение строительства крайне необходимого спального корпуса, так как эксплуатируемым в настоящий момент двум корпусам уже около 130 лет, и они не соответствуют государственному нормативу условий проживания воспитанников.
Аналогичная ситуация складывается и с выделением финансирования и на текущий ремонт. Например, Елань-Коленовской школе-интернату VII - VIII вида для детей-сирот на проведение текущего ремонта за период 2009 - 2010 годов выделено только 596,5 тыс. рублей, тогда как потребность учреждения в денежных средствах на ремонт учебных и спальных корпусов составила 2790 тыс. рублей. Принимая во внимание тот факт, что на 2011 год учреждению доведены лимиты на текущий ремонт в сумме 500 тыс. рублей, то за 3 года заявка школы-интерната будет исполнена лишь на 39,3%.
Недофинансирование учреждений, как правило, приводит к образованию кредиторской задолженности и нарушениям бюджетного законодательства.
Например, в результате недофинансирования Воронежской школы-интерната № 9 VI вида в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии выделенных лимитов в декабре 2010 года заключен государственный контракт на поставку пластиковых окон, задолженность по которому в сумме 249 тыс. рублей погашалась только в следующем году (февраль 2011 года).
В школе-интернате № 6 I - II вида установлено, что к июню 2011 года просроченная кредиторская задолженность составляла 143 тыс. рублей, в том числе: 48 тыс. рублей - в связи с заключением договора на оказание информационных услуг без доведенных лимитов, что, как отмечалось выше, является нарушением ст. 162 БК РФ; 95 тыс. рублей - по причине недофинансирования остались неоплаченными услуги по демонтажу противопожарных дверей, что может привести к судебным разбирательствам.
Все перечисленные факты свидетельствуют о недостаточном выделении бюджетных средств на текущее содержание отдельных школ-интернатов.
В другом примере, напротив, оплата осуществлена слишком поспешно.
В ходе проверки порядка заключения государственных контрактов установлено нарушение договорных условий, предусматривающих оплату лишь по факту оказания услуги. В частности, по договору, заключенному между Павловской школой-интернатом IV вида и ООО "Спецмонтажавтоматика" на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения, оплата в сумме 99,9 тыс. рублей произведена в декабре 2010 года, а услуги поставщиком оказаны только в январе следующего года. Это привело к неэффективному использованию бюджетных средств в виде их отвлечения в дебиторскую задолженность сроком на месяц (ст. 34 БК РФ).

Обеспеченность мягким инвентарем и оборудованием:

Нормы обеспечения мягким инвентарем школ-интернатов установлены приказами департамента образования.
В ходе проверок выявлено, что воспитанники, проживающие в интернатных учреждениях, не являющиеся сиротами, обеспечиваются только питанием, мягким и жестким инвентарем. Одеждой и обувью, предусмотренными п. 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <10>, воспитанники интернатов практически не обеспечиваются.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (в действующей редакции).

Следует отметить, что нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденные департаментом образования, существуют только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников же общеобразовательных школ-интернатов на федеральном и региональном уровне такие нормы отсутствуют.
Причем даже для сиротских школ-интернатов (Борисоглебская и Бобровская) заявки по статье "Мягкий инвентарь" финансировались по отдельным позициям всего на 10 - 60%.
Так, низкий процент обеспеченности наблюдается в Бобровской школе-интернате VII - VIII вида для детей-сирот по позициям: ботинки, форма спортивная, костюм летний шерстяной, платье, нижнее белье, летний головной убор, купальник, полотенце, школьная форма, рубашки, костюм летний, шорты (1 - 60%). Полностью отсутствует обеспеченность за счет бюджетных средств по наименованиям: платье шерстяное, платье летнее, сапоги резиновые, лыжный костюм, шапка спортивная, предметы личной гигиены, рабочая одежда, наволочка для подушки, коврик прикроватный и др.
В 2009 - 2010 годах заявки Павловской школы-интерната IV вида по статье мягкий инвентарь и обмундирование профинансированы всего на 31 - 13% соответственно. Абсолютно не исполнена заявка на поставку зимней одежды, а обеспеченность демисезонной одеждой, сорочками для мальчиков, босоножками и т.д. составляла лишь 27 - 42%.
Следует отметить, что в 2009 - 2011 годах заявки Воронежской школы-интерната № 6 I - II вида на получение мягкого инвентаря (нижнего белья, футболок, брюк, спортивных костюмов и т.д.) совсем не выполнялись. В 2010 году вместо 40 домашних халатов было поставлено 20, вместо 400 пар носков - 250. Несмотря на сравнительно небольшую потребность в бюджетных средствах, отсутствовали поставки зимних головных уборов (40 штук на 9,6 тыс. рублей), трусов (200 штук на 20 тыс. рублей), футболок (120 шт. на 15,6 тыс. рублей) и др. С 2009 года учреждение ежегодно заявляет свою потребность в мягком инвентаре: простыни (120 шт. на 18 тыс. рублей), пододеяльники (120 шт. на 21,6 тыс. рублей), наволочки (120 шт. на 9,6 тыс. рублей). У детей, проживающих в школе-интернате, находятся в использовании уже более 4 лет постельные принадлежности, которые согласно нормам, утвержденным приказами департамента от 08.04.2010 № 350 и от 30.12.2010 № 1031, должны быть списаны еще 2 года назад.
Из-за недостатка финансирования обеспечение воспитанников школ-интернатов одеждой и обувью часто осуществляется за счет пожертвований родителей и спонсорской помощи. Спонсорские средства в общем объеме финансирования учреждений составляют от 0,6% до 9,3%.
Кроме того, при централизованных поставках одежды и обуви прошлых лет, заявки школ-интернатов не удовлетворялись и в части размеров одежды и обуви. Проверкой установлено, что в складских помещениях имеется остаток обуви и одежды на сумму 412,8 тыс. рублей, поступившей как по централизованным поставкам (на 333,7 тыс. рублей - неэффективное использование бюджетных средств - ст. 34 БК РФ), так и от спонсоров, которые не востребованы воспитанниками в течение 5 и более лет (в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида - на 57 тыс. рублей, Елань-Коленовской - на 15 тыс. рублей, в Павловской школе-интернате IV вида - на сумму 277 тыс. рублей, в школе-интернате № 6 - на сумму 19 тыс. рублей, в школе-интернате № 9 - на сумму 45 тыс. рублей). Причем только в школе-интернате № 9 эта невостребованная одежда готовится для передачи в другие интернатные учреждения, которым она крайне необходима.
Заявки учреждений на приобретение оборудования финансировались не более чем на 10% (в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида - на 3,6%, в Павловской школе-интернате IV вида - на 1%, в школе-интернате № 3 - на 6,7% и др.).
Согласно Распоряжению Президента Российской Федерации № 655-рп от 01.11.2008 в целях улучшения условий обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями для 7 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов из резервного фонда Президента РФ выделены средства на приобретение специализированного оборудования, мебели и инвентаря на сумму 3500 тыс. рублей. К сожалению, при недостатке финансирования из бюджета эти средства не всегда расходовались эффективно.
Так, Павловской школе-интернату было выделено 100 тыс. рублей, хотя согласно заявке требовалось оборудование на сумму 135,1 тыс. рублей, в том числе 1 портативный оптический увеличитель к компьютеру по цене 50 тыс. рублей. По государственному контракту, заключенному в июле 2009 года между департаментом образования и ООО "Центр слуха и речи "ВЕРБОТОН-М+", учреждению переданы не один, а два портативных оптических увеличителя, подключаемых к компьютерам, на сумму 36 тыс. рублей, а на оставшуюся сумму (64 тыс. рублей) никакое оборудование поставлено не было.
В то же время школе-интернату № 3 согласно распоряжению было выделено 550 тыс. рублей, однако оборудование поступило на гораздо большую сумму - 613,9 тыс. рублей, где, помимо заявленного, была получена многофункциональная панель к лингводидактическому комплексу стоимостью 95 тыс. рублей, которая на момент проверки находится на складе и не используется для обучения воспитанников, поскольку самого лингводидактического комплекса в учреждении просто нет. Это говорит о бесхозяйственном подходе к обеспечению школ-интернатов, а также неэффективном использовании выделенных средств.
По государственному контракту, заключенному департаментом образования с ООО "Центр слуха и речи "ВЕРБОТОН-М+" в 2009 году, школе-интернату № 9 переданы 2 лингводидактических комплекса на сумму 300 тыс. рублей. Причем в ходе проверки было установлено, что так называемое оборудование - лингводидактический комплекс - представляет собой набор развивающих пособий, наглядных материалов и наборов для развития моторики ребенка, многие из которых содержат мелкие детали в виде гвоздей и скрепок и их использование воспитанниками коррекционной школы-интерната опасно для жизни. Кроме того, имеются комплекты, содержащие мелки, краски, сборные домики и т.д., которые в силу своих конструктивных особенностей не предназначены для многоразового использования. На все это "специализированное оборудование" отсутствуют сертификаты, нет никаких инструкций и методических рекомендаций по его использованию, причем вся информация о содержимом наборов представлена только на иностранных языках. В связи с этим в настоящее время это "оборудование" не используется и находится в упаковках производителя. В итоге не было никакой необходимости в приобретении таких развивающих пособий на немалую сумму - 300 тыс. рублей.
С учетом вышеизложенного средства из резервного фонда Президента в сумме 395 тыс. рублей использованы неэффективно в нарушение ст. 34 БК РФ.

Пособия по социальной помощи населению:

В проверяемом периоде департаментом образования для коррекционных школ-интернатов ежегодно утверждались бюджетные ассигнования и доводились лимиты по статье "Пособия по социальной помощи населению". Так, на 2009 год согласно приказу Главного управления образования Воронежской области (ныне - департамент) воспитанникам школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ежемесячные выплаты на личные расходы в размере 50 рублей. С 2010 года документы, регламентирующие такие выплаты, отсутствуют. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться, но исключительно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, за период 2010 года - I квартал 2011 года проверенными учреждениями на пособия по социальной помощи населению при отсутствии нормативных документов израсходовано около 300 тыс. рублей. При этом все выплаты осуществлялись на основании сметы расходов в пределах доведенных учредителем бюджетных ассигнований на эти цели.
В ходе проверки Павловской школы-интерната IV вида установлено, что в 2009 году на пособия по социальной помощи населению из бюджета было выделено 10 тыс. рублей, а израсходовано 13,8 тыс. рублей, из которых 3,8 тыс. рублей за счет статьи "Командировочные расходы". В 2010 году аналогично при выделенных бюджетных ассигнованиях на те же пособия в сумме 11 тыс. рублей израсходовано 14,1 тыс. рублей, в том числе 3,1 тыс. рублей - за счет командировочных расходов и статьи "Заработная плата". В результате расходы в сумме 6,9 тыс. рублей произведены в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ и классифицируются как нецелевое использование средств.

Государственное задание:

В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ и региональными нормативно-правовыми актами департаментом образования начиная с 2010 года, издавались приказы об утверждении государственных заданий на оказание государственных (бюджетных) услуг образовательными учреждениями, подведомственными департаменту, содержащие количественные и качественные показатели государственной услуги.
Показателями, характеризующими качество и объем (состав) государственных услуг, являлись:
- продолжившие обучение и (или) трудоустроившиеся выпускники учреждений должны составлять 100%;
- на 100% должны приниматься меры по обоснованным жалобам родителей на деятельность учреждения.
Порядком контроля за выполнением государственного задания должны являться отчеты школ-интернатов, представляемые учредителю один раз в год.
В нарушение указанных нормативных документов государственное задание на оказание государственной услуги на 2009 год до коррекционных школ-интернатов не доводилось, а на 2010 год госзадание не было доведено до половины проверенных учреждений.
Контроль за исполнением заданий учредитель не осуществлял, так как отсутствуют отчеты об исполнении задания на оказание государственной услуги в департаменте образования и самих учреждениях, что характеризует формальный подход к требованиям нормативных актов.

Выводы:

В целом деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений Воронежской области соответствует целям и задачам, предусмотренным уставами. Учреждения обеспечивают обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем в настоящее время в школах-интернатах остро стоит проблема проведения текущего и капитального ремонта зданий, приобретения необходимой мебели, оборудования, мягкого инвентаря. Финансирования из областного бюджета для поддержания материально-технической базы школ-интернатов на должном уровне однозначно недостаточно.
В ходе проверки установлены отдельные проблемы, недостатки и нарушения действующего законодательства и в использовании бюджетных средств.

Предложения:

Направить представление Контрольно-счетной палаты департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Начальник отдела по контролю
расходов на образование,
культуру и социальную политику
В.В.РОДЮКОВА




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 2(22), 2011


Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 20.01.2012
"Отчет о результатах тематической проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных специальным (коррекционным) образовательным учреждениям Воронежской области за 2009 - 2010 годы и текущий период 2011 года"

Основание для проведения проверки
Цель проверки
Перечень проверенных объектов и оформленных актов
Срок проведения контрольного мероприятия
Вопросы контрольного мероприятия
Результаты контрольного мероприятия
Использование областного имущества
Условия обучения и проживания детей
Финансовое обеспечение, капитальный и текущий ремонт
Обеспеченность мягким инвентарем и оборудованием
Пособия по социальной помощи населению
Государственное задание
Выводы
Предложения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru