| |
Региональное законодательство / Воронежская область
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНЫМ (КОРРЕКЦИОННЫМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2009 - 2010 ГОДЫ И ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2011 ГОДА
Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 45 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2011 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 05.05.2011 № 32.
Цель проверки: Оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Акт от 23.06.2011 № 45-2011. 2. Государственное областное образовательное учреждение "Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 13 мая 2011 года № 45/1-2011. 3. Государственное областное образовательное учреждение "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 13 мая 2011 года № 45/2-2011. 4. Государственное областное образовательное учреждение "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 19 мая 2011 года № 45/3-2011. 5. Государственное областное образовательное учреждение "Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 19 мая 2011 года № 45/4-2011. 6. Государственное областное образовательное учреждение "Елань-Коленовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 27 мая 2011 года № 45/5-2011. 7. Государственное областное образовательное учреждение "Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 27 мая 2011 года № 45/6-2011. 8. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 III - IV вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 2 июня 2011 года № 45/7-2011. 9. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 VI вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 2 июня 2011 года № 45/8-2011. 10. Государственное областное образовательное учреждение "Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 7 июня 2011 года № 45/9-2011. 11. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 10 июня 2011 года № 45/10-2011. 12. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31 VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 8 июня 2011 года № 45/11-2011. 13. Государственное областное образовательное учреждение "Воронежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 I - II вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". Акт от 10 июня 2011 года № 45/12-2011.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 11 мая 2011 года по 30 июня 2011 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соответствие деятельности учреждений уставным документам. 2. Наличие в учреждениях лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. 3. Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, полученных учреждениями в проверяемом периоде. 4. Выборочная проверка расходов учреждений, в том числе на приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт. 5. Соблюдение требований 94-ФЗ , соблюдение поставщиками и подрядчиками условий государственных контрактов, претензионная работа учреждений. 6. Соответствие деятельности учреждений действующим законодательным и нормативным актам, в т.ч.: - по условиям содержания детей, по питанию, обеспечению одеждой и обувью и др.; - по организации учебно-воспитательного процесса; - по вопросам охраны прав детей с отклонениями в развитии, их социальной адаптации. 7. Целевое и эффективное использование имущества учреждений, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Наличие в учреждениях правоустанавливающих документов на это имущество. 8. Оценка выполнения функций департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по управлению деятельностью специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Результаты контрольного мероприятия:
В ходе проверки установлено: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения школы-интернаты созданы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья с целью обучения и воспитания, коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Количество специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии на территории Воронежской области ежегодно сокращается. Так, если в 2009 году действовали 22 школы-интерната, то в 2011 года их число уменьшилось до 19 (в том числе 4 интерната - для детей-сирот, 15 - для детей, имеющих родителей, из них 13 интернатов для детей с отставанием в умственном развитии). Общая численность детей в этих интернатах также имеет тенденцию к снижению: в 2009 году численность составляла 2108 человек, а к июню 2011 года она сократилась до 1912 чел., или на 9,3%. Снижение численности объясняется уменьшением общего количества детей в регионе, а также передачей детей-сирот в приемные семьи, на усыновление или под опеку. В ходе проведения контрольного мероприятия проверено 12 (63%) специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии, в том числе 3 интерната для детей-сирот. Наполняемость коррекционных школ-интернатов по отношению к предельной численности различна и варьируется от 37,2% <1> до 98% <2> . Поэтому с целью эффективного использования помещений интернатов необходимо оптимизировать количество самих интернатов либо осуществить пропорциональное распределение численности воспитанников в зависимости от вида учреждения. -------------------------------- <1> Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида. <2> Воронежская специальная (коррекционная) школа-интернат № 7 VIII вида.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на основании уставов, утвержденных учредителем - департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее -департамент образования) и согласованных с департаментом имущественных и земельных отношений.
Использование областного имущества:
Имущество коррекционных школ-интернатов принадлежит Воронежской области и находится в оперативном управлении учреждений. В то же время регистрация права оперативного управления осуществлена не всеми интернатами. В частности, до настоящего времени (июнь 2011 года) кадетской школой-интернатом "Воронежский Михайловский кадетский корпус" не исполнен приказ Главного управления государственного имущества Воронежской области от 10.07.2008 № 828 о передаче на баланс Воронежской специальной (коррекционной) школе-интернату № 6 (I - II вида) части здания (3028,5 кв. м), расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 44. Поэтому зарегистрировать право оперативного управления коррекционной школе-интернату № 6 на эти помещения практически невозможно. А в связи с тем, что интернат № 6 коммунальные платежи по месту нахождения не оплачивает, то имеет место завышение реальных расходов балансодержателя (кадетской школы) по этим услугам. Кроме того, на балансе названной коррекционной школы-интерната числится часть здания областной собственности площадью 254,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 99. Это здание еще в марте 2008 года было закреплено на праве оперативного управления, однако в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов право оперативного управления интернатом № 6 не зарегистрировано и на момент проверки. При этом данное здание использовалось учреждением лишь в 2009/2010 учебном году, но коммунальные платежи, услуги вневедомственной охраны, заработная плата лицам, обслуживающим это здание (2 сторожа, 2 уборщицы, 2 вахтера), продолжают оплачиваться и в 2011 году. Все это свидетельствует о неэффективном использовании средств областного бюджета, направленных в 2010 - 2011 годах в сумме 997,1 тыс. рублей на текущее содержание учреждения (ст. 34 БК РФ). В ходе проверки выявлены факты нарушений ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", когда право собственности отдельных школ-интернатов на землю также остается незарегистрированным. Указанные нарушения были допущены: Елань-Коленовской школой-интернатом VII - VIII вида - 23115 кв. м земли; Воронежской школой-интернатом № 9 VI вида - 27419 кв. м; Землянской школой-интернатом VIII вида - 18000 кв. м. Отмечен и такой факт, когда Павловская специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида зарегистрировала право собственности на землю только в марте 2011 года. Однако в нарушение действующего законодательства оплачивала налог на землю и ранее. В результате за 2009 - 2010 годы сумма уплаченного налога без правоустанавливающих документов составила 950 рублей <3> . В соответствии со ст. 34 БК РФ данное нарушение квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств. -------------------------------- <3> Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Кроме того, выявлены факты неиспользуемых и (или) ненужных объектов, однако числящихся на балансе образовательных учреждений. Например, в Елань-Коленовской школе-интернате VII - VIII вида числится жилая квартира, к которой учреждение не имеет никакого отношения (коммунальные услуги оплачиваются лицом, проживающим в ней). Однако вопрос о списании этой квартиры с баланса и передаче ее в муниципальную собственность до сих пор не решен. Кроме того, здания спального и учебного корпусов 1966 года постройки по предписаниям Госпожнадзора в связи с аварийным состоянием не эксплуатируются этим интернатом уже длительное время. Общая площадь указанных зданий составляет 241,6 кв. м. Аналогично за Землянской школой-интернатом VIII вида числится одноэтажное отдельно расположенное здание столярной мастерской (228,9 кв. м), а также теплица (248,8 кв. м), которые не эксплуатируются более 6 лет в связи аварийным состоянием. То есть разрушаются ранее созданные благоприятные условия для пребывания детей в коррекционных школах-интернатах, что привело к неэффективному использованию областного имущества балансовой стоимостью 532,4 тыс. рублей. Проведенной проверкой выявлены факты незавершенного строительства, что, по существу, также является неэффективным использованием областного имущества и средств, направленных на это строительство. К примеру, в Землянской школе-интернате VIII вида "заморожен" объект незавершенного строительства с 1992 года (117,2 кв. м) балансовой стоимостью 4 тыс. рублей со степенью готовности 61%; на балансе Елань-Коленовской школы-интерната VII - VIII вида числится недостроенное с 2002 года сооружение (возведены стены, установлена крыша) с балансовой стоимостью 290,9 тыс. рублей; в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида также имеется объект незавершенного строительства (спальный корпус) стоимостью 2452,7 тыс. рублей (в ценах 1991 года). Затягивание с окончанием строительства, как правило, приводит к дополнительным расходам. Так, в Павловской школе-интернате I вида числится объект незавершенного строительства школьной мастерской балансовой стоимостью 1366,7 тыс. рублей (в ценах 1998 года). За период с 2005 года по 2008 год произведены земляные работы для фундамента, заложен сам фундамент и выполнена внутренняя кладка стен из кирпича. Для продолжения строительства спустя два года потребовалась корректировка проектно-сметной документации, на что из областного бюджета выделено еще 265 тыс. рублей. При этом областной целевой программой "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 2 сентября 2010 года № 736, реконструкция этого объекта запланирована на 2012 - 2013 годы. То есть проектно-сметная документация может опять утерять свою актуальность, и вновь потребуются средства на ее корректировку. Департаменту образования необходимо принять срочные меры по дальнейшему строительству, ремонту или сносу неиспользуемых помещений и объектов незавершенного строительства, поскольку недопустимо пребывание воспитанников вблизи этих объектов. При проверке автотранспорта было установлено, что на балансах большинства интернатов числятся автомобили с износом 100%, часть из которых по причине неисправности не используется длительное время. Например: - в Воронежской школе-интернате № 7 VIII вида числится автомобиль ЗИЛ-431610 1992 года выпуска, который из-за неисправности не эксплуатируется более 6 лет; - в Землянской школе-интернате VIII вида - 2 ед. неиспользуемого более 3 лет автотранспорта (ГАЗ-33-07 1993 года выпуска, автобус КАВЗ-3270 1989 года выпуска). В связи с моральным и физическим износом неиспользуемого автотранспорта, а также экономической нецелесообразностью ремонта учреждениям необходимо решить вопрос о его списании. Средства, вырученные от реализации деталей и металлолома, позволят пополнить областной бюджет. В большинстве случаев пригодные к эксплуатации автобусы для перевозки детей не могут использоваться интернатами, так как не обеспечивают безопасность жизни и здоровья пассажиров. В частности, автобус КАВЗ-3270 на 24 посадочных места, принадлежащий Бутурлиновской школе-интернату VIII вида, не соответствует требованиям нормативных документов <4> , так как не оборудован ремнями безопасности <5> , тахографами и другими необходимыми составляющими <6> . Аналогично в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида и Бобровской школе-интернате VII - VIII вида, где числятся сравнительно новые автобусы ГАЗ-322132, но не эксплуатируемые по вышеперечисленным причинам. -------------------------------- <4> Правила обеспечения безопасности перевозок детей школьными и иными предназначенными для этой цели автобусами от 15.06.2007 № 556, разработанные департаментом образования, науки и молодежной политики на основании ряда нормативных документов, обеспечивающих безопасность перевозки детей. <5> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей". <6> Приказ Минтранса РФ от 18.07.2000 № 75.
Вопрос с оснащением автобусов необходимо решить в кратчайшие сроки, так как простаивание автотранспорта также является неэффективным использованием областного имущества и влечет за собой дополнительные расходы на ремонт и замену деталей.
Условия обучения и проживания детей:
В коррекционных образовательных учреждениях обучение осуществляется в соответствии с лицензиями на право образовательной деятельности и свидетельствами о государственной аккредитации по специальным учебным программам. Медицинская деятельность в учреждениях в основном также осуществляется на основании лицензий на право медицинской деятельности. В нарушение ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Землянская школа-интернат VIII вида такую лицензию до настоящего времени не получила. Наполняемость классов в 6 <7> из 12 проверенных коррекционных школах-интернатах на 1 - 3 человека превышает предельные нормы <8> . Причиной тому является недостаток педагогических кадров, а также из-за незначительного превышения численности создание новых классов является нецелесообразным. Согласно санитарно-эпидемиологическим заключениям в проверенных школах-интернатах условия проживания и обучения детей в основном соответствуют санитарно-гигиеническим правилам и нормативам <9> . -------------------------------- <7> Бутурлиновская школа-интернат VIII вида, Бобровская школа-интернат VII - VIII вида для детей-сирот, Павловская школа-интернат I вида, Елань-Коленовская школа-интернат, Воронежская школа-интернат № 7 VIII вида. <8> Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 и Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 № 48. <9> П. 2.2.2.6 СанПиН 2.4.990-00 от 01.11.2000.
Однако в отдельных случаях эти нормы интернатами не соблюдаются. Например, в Елань-Коленовской школе-интернате в двух спальных корпусах на 1 человека приходится только от 2,5 до 4,3 кв. м, тогда как для детей-сирот норма составляет не менее 6 кв. м; в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида и Борисоглебской школе-интернате VIII вида для детей-сирот в спальных корпусах установлены 2-ярусные кровати; в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида туалетные комнаты для мальчиков и девочек не разделены, спортзал отсутствует. Все эти отступления от установленных норм проживания недопустимы, так как грубо нарушаются права и законные интересы воспитанников коррекционных интернатов. Нормы питания для интернатных учреждений доведены приказом департамента образования. Воспитанники, проживающие в учреждении круглосуточно, обеспечиваются 5-разовым питанием, а воспитанники, не проживающие в интернате, обеспечиваются 2-разовым бесплатным питанием. Положительным моментом является то, что нормы питания в проверенных школах-интернатах выполняются полностью. Проверкой целевого и эффективного использования средств, направленных на приобретение продуктов питания, было выявлено неэффективное использование (ст. 34 БК РФ) бюджетных средств в сумме 72,8 тыс. рублей, допущенное в результате предварительной оплаты. В частности: - в феврале 2010 года Бобровской школой-интернатом VII - VIII вида оплачено 40,6 тыс. рублей ОАО Сагуновскому мясокомбинату за поставку мясной продукции, а также в период с марта по декабрь того же года еще 20,5 тыс. рублей. Фактически продукция так и не поступила. Через год часть средств (40,6 тыс. рублей) поставщик возвратил, а оставшаяся сумма числится в дебиторской задолженности и на момент проверки; - в школе-интернате № 7 VIII вида на момент проверки просроченная (с 2008 года) дебиторская задолженность Новохоперского маслодельного завода составила 11,7 тыс. рублей. Кроме того, с 2008 года не погашена задолженность в сумме 93,6 тыс. рублей других поставщиков (ГУП ВО "Воронежфармация" аптека № 208, ООО "Логус-Агро", ООО "Логус-Сервис", ООО "Новогор-Воронеж"). Претензионная работа к указанным поставщикам в учреждениях не проводилась. В результате средства отвлечены в дебиторскую задолженность от года и на неопределенный срок, что можно назвать беспроцентным кредитованием коммерческих организаций.
Финансовое обеспечение, капитальный и текущий ремонт:
Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляет департамент образования. Основным источником финансовых поступлений являются средства областного бюджета (более 90%). В разрезе проверенных учреждений объем финансирования в сравнении с заявленной потребностью существенно различается. Так, за период 2009 - 2010 годов пять коррекционных образовательных учреждений получили финансирование в объеме от 80% до 100% заявленной потребности, что является положительным показателем. Бутурлиновская школа-интернат VIII вида за тот же период была профинансирована менее чем наполовину (49,4% и 44,1% потребности), Борисоглебская школа-интернат VIII вида для детей-сирот - на 70,4% и 61,3% соответственно. Самый низкий процент финансирования отмечен в Воронежской школе-интернате № 6 I - II вида, который составил менее 18%. Согласно объяснению департамента образования, такое неравномерное распределение финансирования связано с недостатком финансовых средств, а также недостоверным расчетом потребности. Встречными проверками установлено, что в большинстве интернатов необходим капитальный ремонт корпусов, ремонт и замена кровли, полов, оконных и дверных блоков. В связи с высоким износом систем отопления и водоснабжения многие учреждения нуждаются в их срочной замене, практически везде требуется текущий ремонт. Заявки школ-интернатов на капитальный ремонт в лучшем случае финансировались на 5 - 7%. При этом отмечен факт, когда средства выделялись не только на первостепенные нужды. Так, на основании государственного контракта, заключенного в июле 2010 года между департаментом образования и ИП Царенко В.М. на ремонтно-строительные работы кровли Бобровской школы-интерната VII - VIII вида, фактически проведены работы на сумму 696,4 тыс. рублей по капитальному ремонту не кровли здания интерната, а кровли гаража и благоустройству прилегающей к нему территории (укладка асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров на площади 100 кв. м, установка бортовых камней 100 кв. м и т.д. на общую сумму 73,9 тыс. рублей), что, к тому же, не соответствовало предмету указанного контракта. Тем самым был нарушен Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В то же время два года подряд Бутурлиновская школа-интернат безуспешно заявляла о необходимости выделения средств (10000 тыс. рублей) на завершение строительства крайне необходимого спального корпуса, так как эксплуатируемым в настоящий момент двум корпусам уже около 130 лет, и они не соответствуют государственному нормативу условий проживания воспитанников. Аналогичная ситуация складывается и с выделением финансирования и на текущий ремонт. Например, Елань-Коленовской школе-интернату VII - VIII вида для детей-сирот на проведение текущего ремонта за период 2009 - 2010 годов выделено только 596,5 тыс. рублей, тогда как потребность учреждения в денежных средствах на ремонт учебных и спальных корпусов составила 2790 тыс. рублей. Принимая во внимание тот факт, что на 2011 год учреждению доведены лимиты на текущий ремонт в сумме 500 тыс. рублей, то за 3 года заявка школы-интерната будет исполнена лишь на 39,3%. Недофинансирование учреждений, как правило, приводит к образованию кредиторской задолженности и нарушениям бюджетного законодательства. Например, в результате недофинансирования Воронежской школы-интерната № 9 VI вида в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии выделенных лимитов в декабре 2010 года заключен государственный контракт на поставку пластиковых окон, задолженность по которому в сумме 249 тыс. рублей погашалась только в следующем году (февраль 2011 года). В школе-интернате № 6 I - II вида установлено, что к июню 2011 года просроченная кредиторская задолженность составляла 143 тыс. рублей, в том числе: 48 тыс. рублей - в связи с заключением договора на оказание информационных услуг без доведенных лимитов, что, как отмечалось выше, является нарушением ст. 162 БК РФ; 95 тыс. рублей - по причине недофинансирования остались неоплаченными услуги по демонтажу противопожарных дверей, что может привести к судебным разбирательствам. Все перечисленные факты свидетельствуют о недостаточном выделении бюджетных средств на текущее содержание отдельных школ-интернатов. В другом примере, напротив, оплата осуществлена слишком поспешно. В ходе проверки порядка заключения государственных контрактов установлено нарушение договорных условий, предусматривающих оплату лишь по факту оказания услуги. В частности, по договору, заключенному между Павловской школой-интернатом IV вида и ООО "Спецмонтажавтоматика" на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения, оплата в сумме 99,9 тыс. рублей произведена в декабре 2010 года, а услуги поставщиком оказаны только в январе следующего года. Это привело к неэффективному использованию бюджетных средств в виде их отвлечения в дебиторскую задолженность сроком на месяц (ст. 34 БК РФ).
Обеспеченность мягким инвентарем и оборудованием:
Нормы обеспечения мягким инвентарем школ-интернатов установлены приказами департамента образования. В ходе проверок выявлено, что воспитанники, проживающие в интернатных учреждениях, не являющиеся сиротами, обеспечиваются только питанием, мягким и жестким инвентарем. Одеждой и обувью, предусмотренными п. 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья <10> , воспитанники интернатов практически не обеспечиваются. -------------------------------- <10> Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (в действующей редакции).
Следует отметить, что нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем, утвержденные департаментом образования, существуют только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для воспитанников же общеобразовательных школ-интернатов на федеральном и региональном уровне такие нормы отсутствуют. Причем даже для сиротских школ-интернатов (Борисоглебская и Бобровская) заявки по статье "Мягкий инвентарь" финансировались по отдельным позициям всего на 10 - 60%. Так, низкий процент обеспеченности наблюдается в Бобровской школе-интернате VII - VIII вида для детей-сирот по позициям: ботинки, форма спортивная, костюм летний шерстяной, платье, нижнее белье, летний головной убор, купальник, полотенце, школьная форма, рубашки, костюм летний, шорты (1 - 60%). Полностью отсутствует обеспеченность за счет бюджетных средств по наименованиям: платье шерстяное, платье летнее, сапоги резиновые, лыжный костюм, шапка спортивная, предметы личной гигиены, рабочая одежда, наволочка для подушки, коврик прикроватный и др. В 2009 - 2010 годах заявки Павловской школы-интерната IV вида по статье мягкий инвентарь и обмундирование профинансированы всего на 31 - 13% соответственно. Абсолютно не исполнена заявка на поставку зимней одежды, а обеспеченность демисезонной одеждой, сорочками для мальчиков, босоножками и т.д. составляла лишь 27 - 42%. Следует отметить, что в 2009 - 2011 годах заявки Воронежской школы-интерната № 6 I - II вида на получение мягкого инвентаря (нижнего белья, футболок, брюк, спортивных костюмов и т.д.) совсем не выполнялись. В 2010 году вместо 40 домашних халатов было поставлено 20, вместо 400 пар носков - 250. Несмотря на сравнительно небольшую потребность в бюджетных средствах, отсутствовали поставки зимних головных уборов (40 штук на 9,6 тыс. рублей), трусов (200 штук на 20 тыс. рублей), футболок (120 шт. на 15,6 тыс. рублей) и др. С 2009 года учреждение ежегодно заявляет свою потребность в мягком инвентаре: простыни (120 шт. на 18 тыс. рублей), пододеяльники (120 шт. на 21,6 тыс. рублей), наволочки (120 шт. на 9,6 тыс. рублей). У детей, проживающих в школе-интернате, находятся в использовании уже более 4 лет постельные принадлежности, которые согласно нормам, утвержденным приказами департамента от 08.04.2010 № 350 и от 30.12.2010 № 1031, должны быть списаны еще 2 года назад. Из-за недостатка финансирования обеспечение воспитанников школ-интернатов одеждой и обувью часто осуществляется за счет пожертвований родителей и спонсорской помощи. Спонсорские средства в общем объеме финансирования учреждений составляют от 0,6% до 9,3%. Кроме того, при централизованных поставках одежды и обуви прошлых лет, заявки школ-интернатов не удовлетворялись и в части размеров одежды и обуви. Проверкой установлено, что в складских помещениях имеется остаток обуви и одежды на сумму 412,8 тыс. рублей, поступившей как по централизованным поставкам (на 333,7 тыс. рублей - неэффективное использование бюджетных средств - ст. 34 БК РФ), так и от спонсоров, которые не востребованы воспитанниками в течение 5 и более лет (в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида - на 57 тыс. рублей, Елань-Коленовской - на 15 тыс. рублей, в Павловской школе-интернате IV вида - на сумму 277 тыс. рублей, в школе-интернате № 6 - на сумму 19 тыс. рублей, в школе-интернате № 9 - на сумму 45 тыс. рублей). Причем только в школе-интернате № 9 эта невостребованная одежда готовится для передачи в другие интернатные учреждения, которым она крайне необходима. Заявки учреждений на приобретение оборудования финансировались не более чем на 10% (в Бутурлиновской школе-интернате VIII вида - на 3,6%, в Павловской школе-интернате IV вида - на 1%, в школе-интернате № 3 - на 6,7% и др.). Согласно Распоряжению Президента Российской Федерации № 655-рп от 01.11.2008 в целях улучшения условий обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями для 7 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов из резервного фонда Президента РФ выделены средства на приобретение специализированного оборудования, мебели и инвентаря на сумму 3500 тыс. рублей. К сожалению, при недостатке финансирования из бюджета эти средства не всегда расходовались эффективно. Так, Павловской школе-интернату было выделено 100 тыс. рублей, хотя согласно заявке требовалось оборудование на сумму 135,1 тыс. рублей, в том числе 1 портативный оптический увеличитель к компьютеру по цене 50 тыс. рублей. По государственному контракту, заключенному в июле 2009 года между департаментом образования и ООО "Центр слуха и речи "ВЕРБОТОН-М+", учреждению переданы не один, а два портативных оптических увеличителя, подключаемых к компьютерам, на сумму 36 тыс. рублей, а на оставшуюся сумму (64 тыс. рублей) никакое оборудование поставлено не было. В то же время школе-интернату № 3 согласно распоряжению было выделено 550 тыс. рублей, однако оборудование поступило на гораздо большую сумму - 613,9 тыс. рублей, где, помимо заявленного, была получена многофункциональная панель к лингводидактическому комплексу стоимостью 95 тыс. рублей, которая на момент проверки находится на складе и не используется для обучения воспитанников, поскольку самого лингводидактического комплекса в учреждении просто нет. Это говорит о бесхозяйственном подходе к обеспечению школ-интернатов, а также неэффективном использовании выделенных средств. По государственному контракту, заключенному департаментом образования с ООО "Центр слуха и речи "ВЕРБОТОН-М+" в 2009 году, школе-интернату № 9 переданы 2 лингводидактических комплекса на сумму 300 тыс. рублей. Причем в ходе проверки было установлено, что так называемое оборудование - лингводидактический комплекс - представляет собой набор развивающих пособий, наглядных материалов и наборов для развития моторики ребенка, многие из которых содержат мелкие детали в виде гвоздей и скрепок и их использование воспитанниками коррекционной школы-интерната опасно для жизни. Кроме того, имеются комплекты, содержащие мелки, краски, сборные домики и т.д., которые в силу своих конструктивных особенностей не предназначены для многоразового использования. На все это "специализированное оборудование" отсутствуют сертификаты, нет никаких инструкций и методических рекомендаций по его использованию, причем вся информация о содержимом наборов представлена только на иностранных языках. В связи с этим в настоящее время это "оборудование" не используется и находится в упаковках производителя. В итоге не было никакой необходимости в приобретении таких развивающих пособий на немалую сумму - 300 тыс. рублей. С учетом вышеизложенного средства из резервного фонда Президента в сумме 395 тыс. рублей использованы неэффективно в нарушение ст. 34 БК РФ.
Пособия по социальной помощи населению:
В проверяемом периоде департаментом образования для коррекционных школ-интернатов ежегодно утверждались бюджетные ассигнования и доводились лимиты по статье "Пособия по социальной помощи населению". Так, на 2009 год согласно приказу Главного управления образования Воронежской области (ныне - департамент) воспитанникам школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ежемесячные выплаты на личные расходы в размере 50 рублей. С 2010 года документы, регламентирующие такие выплаты, отсутствуют. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться, но исключительно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, за период 2010 года - I квартал 2011 года проверенными учреждениями на пособия по социальной помощи населению при отсутствии нормативных документов израсходовано около 300 тыс. рублей. При этом все выплаты осуществлялись на основании сметы расходов в пределах доведенных учредителем бюджетных ассигнований на эти цели. В ходе проверки Павловской школы-интерната IV вида установлено, что в 2009 году на пособия по социальной помощи населению из бюджета было выделено 10 тыс. рублей, а израсходовано 13,8 тыс. рублей, из которых 3,8 тыс. рублей за счет статьи "Командировочные расходы". В 2010 году аналогично при выделенных бюджетных ассигнованиях на те же пособия в сумме 11 тыс. рублей израсходовано 14,1 тыс. рублей, в том числе 3,1 тыс. рублей - за счет командировочных расходов и статьи "Заработная плата". В результате расходы в сумме 6,9 тыс. рублей произведены в нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ и классифицируются как нецелевое использование средств.
Государственное задание:
В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса РФ и региональными нормативно-правовыми актами департаментом образования начиная с 2010 года, издавались приказы об утверждении государственных заданий на оказание государственных (бюджетных) услуг образовательными учреждениями, подведомственными департаменту, содержащие количественные и качественные показатели государственной услуги. Показателями, характеризующими качество и объем (состав) государственных услуг, являлись: - продолжившие обучение и (или) трудоустроившиеся выпускники учреждений должны составлять 100%; - на 100% должны приниматься меры по обоснованным жалобам родителей на деятельность учреждения. Порядком контроля за выполнением государственного задания должны являться отчеты школ-интернатов, представляемые учредителю один раз в год. В нарушение указанных нормативных документов государственное задание на оказание государственной услуги на 2009 год до коррекционных школ-интернатов не доводилось, а на 2010 год госзадание не было доведено до половины проверенных учреждений. Контроль за исполнением заданий учредитель не осуществлял, так как отсутствуют отчеты об исполнении задания на оказание государственной услуги в департаменте образования и самих учреждениях, что характеризует формальный подход к требованиям нормативных актов.
Выводы:
В целом деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений Воронежской области соответствует целям и задачам, предусмотренным уставами. Учреждения обеспечивают обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем в настоящее время в школах-интернатах остро стоит проблема проведения текущего и капитального ремонта зданий, приобретения необходимой мебели, оборудования, мягкого инвентаря. Финансирования из областного бюджета для поддержания материально-технической базы школ-интернатов на должном уровне однозначно недостаточно. В ходе проверки установлены отдельные проблемы, недостатки и нарушения действующего законодательства и в использовании бюджетных средств.
Предложения:
Направить представление Контрольно-счетной палаты департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Начальник отдела по контролю расходов на образование, культуру и социальную политику В.В.РОДЮКОВА
Официальная публикация в СМИ: "Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 2(22), 2011
Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 20.01.2012 "Отчет о результатах тематической проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных специальным (коррекционным) образовательным учреждениям Воронежской области за 2009 - 2010 годы и текущий период 2011 года"
Основание для проведения проверки Цель проверки Перечень проверенных объектов и оформленных актов Срок проведения контрольного мероприятия Вопросы контрольного мероприятия Результаты контрольного мероприятия Использование областного имущества Условия обучения и проживания детей Финансовое обеспечение, капитальный и текущий ремонт Обеспеченность мягким инвентарем и оборудованием Пособия по социальной помощи населению Государственное задание Выводы Предложения
| | |
|