Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу № А14-3185/2011

(извлечение)

ОАО "Ю" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным действия ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа, выразившегося в выдаче справки о состоянии расчетов № 27911 по состоянию на 28 декабря 2010 года, в которую включена задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам, по которым истекли сроки на принудительное взыскание, и обязании ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием информации об утрате права на взыскание задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в связи с пропуском срока на взыскание.
15 июля 2011 года в судебном заседании в порядке части 4 статьи 136 АПК РФ объявлялся перерыв до 20 июля 2011 года.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнял заявленные требования. Определением от 5 июля 2011 года заявленное уточнение было принято судом.
В судебном заседании представитель заявителя повторно в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать безнадежной ко взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящуюся за заявителем, указанную в справке № 27911 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 декабря 2010 года, в части недоимки в сумме 209 848 рублей 28 копеек, пени в сумме 3 148 146 рублей 61 копейка, штрафа в сумме 74 280 рублей 33 копейки, процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 7805 рублей 40 копеек и обязать ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа списать указанную безнадежную ко взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам. Руководствуясь статьями 136, 184 АПК РФ, суд определил: принять заявленное уточнение требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель налогового органа заявленные требования не признал, против их удовлетворения возражал, представив встречное заявление о взыскании с ОАО "Ю" 3 356 721 рубля 62 копеек недоимки по налогам, пени и штрафов. Определением от 5 июля 2011 года встречное заявление принято судом. Одновременно со встречным заявлением налоговым органом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В судебном заседании представитель ответчика в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил взыскать с ОАО "Ю" недоимку по налогам, сборам, пени и штрафы в размере 3 400 363 рубля 77 копеек, из них налогов - 176 010 рублей 84 копейки, пени - 3 149 822 рубля 60 копеек, штрафов - 74 530 рублей 33 копейки. Руководствуясь статьями 136, 184 АПК РФ, суд определил: принять заявленное уточнение.
Представитель ответчика поддержал встречное заявление с учетом уточнения по основаниям, изложенным во встречном заявлении.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил.
Налоговым органом была выявлена задолженность ОАО "Ю" перед соответствующими бюджетами по уплате налогов, пени и штрафов. Данная недоимка не была уплачена в установленные сроки, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании задолженности с организации.
В обоснование заявленных требований ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа указывает на то, что по состоянию на 28.12.2010 за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате 3 400 363 рублей 77 копеек налогов пени и штрафов. Налоговым органом направлялись требования об уплате недоимки, которые в установленные сроки исполнены не были.
При неуплате плательщиком взносов в установленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты (статья 70 НК РФ), а при неисполнении требования налоговым органом в течение двух месяцев должно быть принято решение о взыскании сумм задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. В случае пропуска установленного срока инспекция может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении недоимки по налогам в адрес организации выставлялись требования. Таким образом, указанные обстоятельства не позволяют определить соблюдение налоговым органом срока направления требований об уплате задолженности по налогам (срок их добровольного исполнения), а также соблюдение шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на сумму которой они начислены. Будучи производными от основного обязательства, пени не могут начисляться на задолженность, срок взыскания которой истек. Поскольку задолженность, на которую начислена спорная сумма пени, признана судом безнадежной ко взысканию, такая пеня также не может быть взыскана.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если суд признает причины его пропуска уважительными (статья 117 АПК РФ).
Учитывая изложенное и то, что с заявлением в суд инспекция обратилась лишь 5 июля 2011 года, суд находит ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления о взыскании 3 356 721 рубля 62 копеек налогов, пеней и штрафов не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 115 АПК РФ, лица, участвующие в деле утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ. Отсутствие уважительных причин для восстановления срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.04 по делу № 367-О, Постановления Президиума ВАС РФ от 04.08.2008 по делу № А36-3054/2007).
Исходя из вышеизложенного, Арбитражный суд пришел к выводу, что в настоящий момент налоговый орган утратил право на взыскание спорной суммы задолженности, что в силу статьи 59 НК РФ является основаниям для признания такой недоимки безнадежной ко взысканию.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ОАО "Ю" 3 356 721 рубля 62 копеек налогов, пеней и штрафов следует отказать.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списание установлен статьей 59 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 указанной статьи).
В соответствии с частью 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными ко взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 59 НК РФ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Согласно пункту 1 Порядка, списанию подлежат недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Учитывая то, что при рассмотрении встречного заявления налогового органа судом установлено отсутствие возможности принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов в общей сумме 3 356 721 рубль 62 копейки и факт пропуска срока на бесспорное или судебное взыскание спорной задолженности, суд пришел к выводу о наличии у ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа обязанности по списанию просроченной задолженности, а именно: недоимки в сумме 209 848 рублей 28 копеек, пени в сумме 3 148 146 рублей 61 копейка, штрафа в сумме 74 280 рублей 33 копейки, процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 7805 рублей 40 копеек.
Таким образом, требования ОАО "Ю" о признании безнадежной ко взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за заявителем, указанных в справке № 27911 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 декабря 2010 года, и обязании ИФНС России по Железнодорожному району г. Воронежа их списать подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно части 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче заявлений о признании решений и действий государственных органов незаконными размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 рублей. При подаче заявления заявитель перечислил в федеральный бюджет государственную пошлину в полном объеме. Учитывая результат рассмотрения дела, 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 115, 167 - 170, 216 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать безнадежной ко взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящуюся за заявителем, указанную в справке № 27911 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28 декабря 2010 года, в части недоимки в сумме 209 848 рублей 28 копеек, пени в сумме 3 148 146 рублей 61 копейка, штрафа в сумме 74 280 рублей 33 копейки, процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 7805 рублей 40 копеек и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа списать указанную безнадежную ко взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам.
Решение в указанной части подлежит исполнению немедленно.
В удовлетворении встречного заявления отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Воронежа (ОГРН: <...>) в пользу открытого акционерного общества "Ю" (ОГРН: <...>) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2011 по делу № А14-3185/2011
Суд признал безнадежной к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, числящуюся за заявителем и обязал налоговый орган списать указанную безнадежную к взысканию недоимку, задолженность по пеням и штрафам, поскольку п. 1 ст. 59 НК РФ установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru