АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2011 г. по делу № А14-5077/2011
(извлечение)
ООО Агрофирма "З" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными п. 1 и п. 2 Постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о назначении административного наказания от 27 мая 2011 года по делу № 44/22.
25 июля 2011 года в судебном заседании в порядке статьи 163
АПК РФ объявлялся перерыв до 27 июля 2011 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте надлежаще извещен. В материалы дела представлено заявление, из содержания которого следует, что ответчик не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие. С учетом изложенного дело рассматривалось в порядке части 1 статьи 123
и части 3 статьи 205
АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд установил.
В период с 23.05.2011 по 25.05.2011 на основании распоряжения № 44 от 18.04.2011 государственным инспектором Рамонского района Воронежской области по использованию и охране земель была проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО Агрофирма "З".
Проверкой установлено, что в период с 10.01.2010 на основании договора аренды, заключенного с администрацией Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, Общество использует земельный участок (из невостребованных земельных участков, сельскохозяйственных земель, для ведения личного подсобного хозяйства Чистополянского сельского поселения) для производства сельскохозяйственной продукции общей площадью 425 га в границах землепользования Чистополянского сельского поселения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на него. Земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
По результатам проверки был составлен акт от 25.05.2011 № 44 и протокол от 25.05.2011 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1
КоАП РФ, в отношении ООО Агрофирма "З".
Рассмотрев материалы административного дела, 27.05.2011 заместитель главного государственного инспектора Рамонского района Воронежской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области вынес постановление о назначении административного наказания в отношении ООО Агрофирма "З" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1
КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 207
АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом
, с особенностями, установленными в настоящей главе
и федеральном законе
об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 7.1
КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2.1
КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом
или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как видно из материалов дела, ООО Агрофирма "З" действительно использует в своей деятельности земельный участок общей площадью 425 га не поставленный на кадастровый учет в границах землепользования Чистополянского сельского поселения на основании договора аренды, заключенного сроком на 364 дня, арендодателем по которому выступает администрация Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
Согласно ч. 2 ст. 22
Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27
настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом
.
Как следует из положений статей 25
, 26
Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 22
ЗК РФ).
В соответствии со статьей 432
, пунктом 3 статьи 607
Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора аренды является его предмет, то есть в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В соответствии со статьей 6
Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 607
Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут передаваться земельные участки в виде обособленных природных объектов - части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
По смыслу ст. 11.1
ЗК РФ и ст. 7
Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственной кадастре недвижимости" индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета.
Согласно частям 3
, 5 статьи 1
Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают факт его существования с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Пункт 1 статьи 9
Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает требование, в соответствии с которым по договору аренды могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие кадастровый учет.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм, а также положений ст. 20
Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости", которой установлен круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, следует, что обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка, передаваемого в аренду, лежит на собственнике земельного участка, либо арендодателе, которым по договору от 10.01.2010 является администрация Чистополянского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.
Довод представителя Управления Росреестра о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ввиду заключения договора аренды земельного участка с неуполномоченным органом, также не может быть принят судом.
Действительно, согласно абз. 2 п. 10 ст. 3
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, ввиду чего администрация Чистополянского сельского поселения не является лицом, уполномоченным распоряжаться земельными участками.
Однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность арендатора при заключении договора устанавливать наличие полномочий арендодателя на распоряжение арендуемым имуществом.
Именно на арендодателе, которым по настоящему договору является орган местного самоуправления, лежит обязанность по распоряжению имуществом в пределах предоставленных ему полномочий.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствие вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.1
КоАП РФ, объективная сторона которого заключается в использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а именно: договор аренды заключен с неуполномоченным лицом, земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Статьей 1.5
КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании вышеизложенного, заявление ООО Агрофирма "З" о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2011 по делу № 44/22 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 207
, 210
- 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
Постановление о назначении административного наказания от 27.05.2011 по делу № 44/22, вынесенного заместителем главного государственного инспектора Рамонского района Воронежской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба
.