Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. по делу № А29-4625/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 4 августа 2011 года, полный текст решения изготовлен 4 августа 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Д.А. (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
о признании недействительным требования № 6303 от 16.05.2011 г.
при участии:
от заявителя: Д.А.
от ответчика: Д.Н. - по доверенности № 04-05/26 от 19.01.2010 г.

установил:

Д.А. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару об уплате налога и пени № 6303 от 16.05.2011 г.
Инспекция ФНС по г. Сыктывкару требования Д.А. не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, предприниматель Д.А. перешел на упрощенную систему налогообложения и в 2010 году являлся плательщиком налога с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
Предпринимателем 12.04.2011 г. в Инспекцию ФНС по г. Сыктывкару была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год, согласно которой подлежащая уплате сумма налога составила 100 706 руб., в том числе подлежащих уплате авансовых платежей: за 1 квартал 2010 года - 14 398 руб., за полугодие 2010 года - 37 953 руб. (к доплате 23 555 руб.), за 9 месяцев 2010 год - 48 915 руб. (к доплате 10 962 руб.).
По данным налогового органа, предприниматель не в полном объеме уплатил налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 20101 год; недоимка составила 731 руб. 70 коп.
Наличие недоимки по налогу явилось основанием для начисления пени за просрочку платежа в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которой по состоянию на 16.05.2011 г. составил 337 руб. 52 коп.
Так как в срок, установленный законодательством, налог не уплачен, Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару в адрес предпринимателя было направлено требование № 6303 от 16.05.2011 г. об уплате в срок до 03.06.2011 г. налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 731 руб. 70 коп. и пени за несвоевременную уплату налога 337 руб. 52 коп.; при этом в требовании указано, что недоимка по налогу образовалась за 2010 год (по сроку уплаты 03.05.2011 г.), а установленный законодательством срок уплаты налога, за несвоевременную уплату которого начислены пени, - 01.05.2011 г.
Не согласившись с указанным требованием, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд, указав на то, что обязанность по уплате налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исполнена им в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1, 3, 5, 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктами 1, 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ уплата авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки также является основанием для начисления пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2010 года и налогу за 2010 год подлежали уплате в сроки соответственно не позднее 26.04.2010 г., 26.07.2010 г., 25.10.2010 г. и 03.05.2011 г. (с учетом порядка исчисления сроков, установленного статьей 6.1 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, в счет уплаты авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2010 года и налога за 2010 год предпринимателем Д.А. было перечислено в бюджет 26.04.2010 г. - 13 597 руб., 29.06.2010 г. - 23 945 руб., 22.10.2010 г. - 11 373 руб. и 19.04.2011 г. - 51 791 руб., всего 100 706 руб.; при этом в платежных поручениях указывалось на то, что производится уплата налога за 2010 год, что налоговым органом не оспаривается.
Исходя из вышеизложенного, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год уплачен налогоплательщиком в полном объеме и у налогового органа имелись основания только для начисления пени за несвоевременную уплату авансового платежа по налогу за 1 квартал 2010 года.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд установил, что недоимка образовалась в связи с тем, что платежи, произведенные предпринимателем в 2010 году, были зачтены в счет погашения недоимки по налогу в сумме 732 руб., которая числится по лицевому счету начиная с 2006 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Таким образом, зачету подлежат суммы излишне уплаченного налога; в данном случае подлежащая зачету переплата по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010 год у предпринимателя не возникала; кроме того, решение о зачете, принятие которого предусмотрено статьей 78 Налогового кодекса РФ, Инспекцией не представлено.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3, пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) обязанность по уплате налога (сбора, пени, штрафа) считается исполненной налогоплательщиком (налоговым агентом) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (сбора, пени, штрафа),
Таким образом, зачет фактически является одним из способов уплаты налога (пени, штрафа), и, соответственно, самостоятельное проведение налоговым органом зачета является формой принудительного взыскания.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46, пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Имеющиеся в материалах дела документы дают основания для вывода о том, что предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ меры по взысканию недоимки по налогу в сумме 732 руб., образовавшейся до 01.01.2007 г., налоговым органом не принимались (на расчетном счете предпринимателя имеются денежные средства и при принятии соответствующих мер недоимка была бы взыскана) и к маю 2011 года истекли сроки для ее взыскания.
Поскольку самостоятельное проведение налоговым органом зачета является формой принудительного взыскания, такой зачет может быть проведен только в том случае, если налоговый орган не утратил возможность принудительного взыскания налога, пени, штрафа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении № 381-О-П от 08.02.2007 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в данном случае в связи с истечением пресекательных сроков Инспекция ФНС по г. Сыктывкару утратила возможность принудительного взыскания пени в сумме 732 руб., налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет в счет погашения указанной задолженности.
Как указывалось ранее, и у налогового органа имелись основания для начисления пени за несвоевременную уплату авансового платежа по налогу за 1 квартал 2011 года.
Пунктами 4, 5, 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
На основании пункта 5 статьи 69 Налогового кодекса РФ приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации № САЭ-3-19/825@. от 01.12.2006 г. "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2007 года, была утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Утвержденная указанным Приказом форма требования предполагает, что в случае формирования требования только об уплате соответствующих сумм пени поле "недоимка" заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе погашенной), на которую начислены указанные пени.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Вышеуказанные нормы налогового законодательства и данное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации их официальное толкование предполагают, что налогоплательщик, исходя из содержания требования, имеет возможность проверить обоснованность начисления пени по налогу.
Изучив представленный налоговым органом расчет указанной в требовании № 6303 от 16.05.2011 г. суммы пени, суд установил, что пени начислены за период с 10.05.2007 г. по 18.04.2011 г.; по состоянию на 27.04.2010 г. в состав недоимки, на которую начислены пени, была включена задолженность по авансовому платежу за 1 квартал 2010 года; что недоимка, на которую производилось начисление пени, неоднократно изменялась; что в связи с изменениями в течение периода начисления пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации при начислении пени применялись различные ставки пени.
Таким образом, требование Инспекции ФНС по г. Сыктывкару № 6303 от 16.05.2011 г. об уплате налога и пени в нарушение положений статьи 69 Налогового кодекса РФ не содержат сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, о дате, начиная с которой начисляются пени, о ставке пени; на основании сведений, содержащихся в указанном налогоплательщик не мог проверить обоснованность начисления пени, а расчет, представленный суду, в адрес предпринимателя не направлялся.
Следует также отметить, что, исходя из содержания оспариваемого требования, можно сделать вывод, что пени начислены по состоянию на 16.05.2011 г., а представленный суду расчет составлен по состоянию на 18.04.2011 г., что дает основания сомневаться в достоверности представленного расчета.
При таких обстоятельствах нарушение налоговым органом требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является существенным, поскольку повлекло нарушение права налогоплательщика на получение полной и достоверной информации о том, каким образом образовалась задолженность, взыскание которой будет произведено принудительно за счет принадлежащих ему денежных средств или имущества, и, соответственно, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление Д.А. удовлетворить.
2. Признать недействительным требование Инспекции Федеральной службы по г. Сыктывкару об уплате налога и пени № 6303 от 16.05.2011 г.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в пользу предпринимателя Д.А. 200 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
4. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2011 по делу № А29-4625/2011
<Исковое заявление предпринимателя об отмене требований налогового органа об уплате налога и пени удовлетворено, поскольку нарушено право налогоплательщика на получение полной и достоверной информации о том, каким образом образовалась задолженность, взыскание которой будет произведено принудительно за счет принадлежащих ему денежных средств или имущества. С налогового органа взыскано в пользу предпринимателя судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru