Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2011 г. по делу № А33-571/2011


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: резолютивная часть данного решения объявлена 3 марта 2011 года, а не 3 марта 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 марта 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 марта 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.В. Курбатовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" (ОГРН 1023802003170, ИНН 3817017656), Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный,
к Агентству лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986), г. Красноярск,
о признании незаконным бездействия, обязании переоформить договор, заинтересованное лицо:
- краевое государственное учреждение "Кодинское лесничество", Красноярский край, Кежемский район, г. Кодинск,
в присутствии:
от заявителя: Ермакова С.В., представителя по доверенности от 22.12.2010 № 4, по паспорту,
от заинтересованного лица (Агентства лесной отрасли Красноярского края): Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 12.08.2010, по паспорту,
от заинтересованного лица (краевого государственного учреждения "Кодинское лесничество"): Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 25.02.2011 № 228, по паспорту,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Краснопеевой,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Агентству лесной отрасли Красноярского края о признании незаконным бездействия Агентства лесной отрасли Красноярского края, выразившегося в непереоформлении договора от 06.08.2002 № 35 аренды участков лесного фонда для заготовки древесины на договор аренды лесного участка.
Заявление принято к производству суда. Определением от 25.01.2011 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, представил в материалы дела уточненное заявление, в соответствии с которым просит признать незаконным бездействие Агентства лесной отрасли Красноярского края, выразившееся в непереоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 на договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 № 48, обязать Агентство лесной отрасли Красноярского края переоформить договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 на договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 № 48.
Уточнение требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Агентства лесной отрасли Красноярского края, краевого государственного учреждения "Кодинское лесничество" требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
Согласно письменному отзыву на заявление Агентство лесной отрасли Красноярского края считает требования заявителя необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим причинам:
- как следует из части 1 статьи 4 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" № 201-ФЗ от 04.12.2006, договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009; ответчик полагает, что срок для переоформления договора, установленный в Законе, является пресекательным, при этом Федеральным законом № 201-ФЗ и Лесным Кодексом Российской Федерации не предусмотрено оснований для продления либо восстановления установленного срока переоформления договоров аренды;
- у ответчика отсутствует возможность переоформить договор аренды участка лесного фонда № 35 по той причине, что спорный участок до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет;
- истец допустил злоупотребление правом, не исполнив обязанность по внесению арендной платы, в связи с чем процедура переоформления договора не была завершена; в настоящее же время, договор не может быть переоформлен, поскольку спорный договор аренды противоречит Лесному кодексу Российской Федерации, ранее действующее лесное законодательство (Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) уже не действует, а срок переоформления истек; так, ни Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006, ни Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ не содержат норм, позволяющих распространять действие нового Лесного Кодекса Российской Федерации на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров - в том числе из договора аренды участка лесного фонда № 35;
- каких-либо обязательств, вытекающих из договорных правоотношений или Закона, у Агентства перед заявителем не имеется, в том числе обязанности переоформить договора аренды; договор аренды участка лесного фонда следует считать прекращенным с даты окончания срока приведения договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, то есть с 01.01.2009, поэтому каких-либо последующих договорных отношений с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" после 01.01.2009 не имеется, при этом заявитель обязан возвратить переданный ему в пользование участок лесного фонда;
- Агентство, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, действовало добросовестно и не имело законных оснований для переоформления договора аренды участка лесного фонда от 06.08.2002 № 35, ранее заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром", то есть приведения спорного договора в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Краевое государственное учреждение "Кодинское лесничество" представило письменный отзыв на заявление, содержащий доводы, аналогичные доводам Агентства лесной отрасли Красноярского края.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании протокола от 24.07.2002 № 12 о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда между федеральным государственным учреждением "Кодинский лесхоз" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" (предыдущее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром-Трейдинг") (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 (далее - договор), по условиям которого (пункт 2.1.) арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет участок лесного фонда в Пановском лесничестве общей площадью 75470 га.
Разделом 2 договора определены характеристики арендуемого участка лесного фонда (согласованы номера кварталов и выделов - в кварталах (выделах) N№ 62ч. - 65ч., 76, 77ч. - 80ч., 81 - 84, 102ч., 103, 104ч. - 107ч., 108, 109, 123, 124ч. - 126ч., 127ч. - 132ч., 147ч., 148 - 153, 156 - 159, 167 - 170, 175 - 179, 188 - 190, 193 - 199, 210 - 212, 214ч., 215ч., 216 - 220, 221ч., 237 - 240, 241ч., 253 - 256, 257ч., 266ч., 267, 268ч. - 271ч., 272 - 274, 284, 285ч., - 289ч.; ежегодный объем лесопользования 176,3 тыс.куб., в том числе 173,0 тыс.куб. по хвойному хозяйству.
Стороны договорились, что все споры по выполнению, изменению, досрочному прекращению договора рассматриваются в Арбитражном суде Красноярского края (пункт 9.3. договора).
В силу раздела 8 договора срок его действия привязан к моменту регистрации в регистрационной палате.
Государственная регистрация договора произведена Регистрационной палатой по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края 28.08.2002 за номером регистрации 24:16.20:4.2002:68.
При подписании договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 по акту передачи от 06.08.2002 (приложение № 1) ответчику передан в аренду обусловленный договором участок лесного фонда площадью 75470 га, расположенный в Пановском лесничестве Кодинского лесхоза.
21.05.2008 общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром" обратилось в Агентство лесного хозяйства по Красноярскому краю с заявкой от 08.05.2008 № 080508д2/91с о перезаключении договора аренды участка лесного фонда в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Заявка зарегистрирована под вх. № 20/л-2906.
22.05.2008 Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края издан приказ от 22.05.2008 № 706, согласно которому постановлено в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пунктом 3.5., подпунктом 7 пункта 4.4. Положения об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2006 № 398-п, переоформить договор аренды участков лесного фонда от 06.08.2002 № 35, заключенного между федеральным государственным учреждением "Кодинский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром-Трейдинг", на договор аренды лесного участка; заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" договор аренды лесного участка площадью 75470 га, расположенного в кварталах N№ 62ч. - 65ч., 76, 77ч. - 80ч., 81 - 84, 102ч., 103, 104ч. - 107ч., 108, 109, 123, 124ч. - 126ч., 127ч. - 132ч., 147ч., 148 - 153, 156 - 159, 167 - 170, 175 - 179, 188 - 190, 193 - 199, 210 - 212, 214ч., 215ч., 216 - 220, 221ч., 237 - 240, 241ч., 253 - 256, 257ч., 266ч., 267, 268ч. - 271ч., 272 - 274, 284, 285ч. - 289ч. Пановского участкового лесничества краевого государственного учреждения "Кодинское лесничество", имеющего номер государственной регистрации 24:16.20:4.2002:68, в течение 30 дней с момента предоставления краевым государственным учреждением "Кодинское лесничество" соответствующих материалов для его переоформления.
Считая бездействие Агентства лесной отрасли Красноярского края, выразившееся в непереоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 5 на договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 № 48, неправомерным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, нарушающим права и законные интересы заявителя (создающим препятствия для использования лесов в целях заготовки древесины), последний обратился в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).


При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С 01.01.2007 на территории Российской Федерации введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Из части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края.
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ закрепляется передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В силу пункта 3.4. положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края в компетенцию агентства входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе: выступление продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Соответственно, Агентство лесной отрасли Красноярского края в части предоставления лесных участков в аренду, переоформления договоров аренды участков лесного фонда (приведения договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ) является уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 24.07.2002 № 12 о результатах лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда между федеральным государственным учреждением "Кодинский лесхоз" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" (предыдущее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром-Трейдинг") (арендатор) заключен договор на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35, по условиям которого (пункт 2.1.) арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет участок лесного фонда в Пановском лесничестве общей площадью 75470 га.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 2 статьи 4 Закона № 201-ФЗ).
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 4 Закона № 201-ФЗ).
04 октября 2007 года Министерством природных ресурсов Российской Федерации был издан Приказ № 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" (далее - Порядок), согласно которому лица, использующие участки лесного фонда, должны обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков, в том числе, в аренду, с заявлением о переоформлении договоров на договоры аренды лесных участков.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду (пункт 3 Порядка).
Во исполнение приведенных требований Закон № 201-ФЗ общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром" 21.05.2008 представило в Агентство лесного хозяйства по Красноярскому краю заявку от 08.05.2008 № 080508д2/91с о перезаключении договора аренды участка лесного фонда в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
Согласно пункту 6 Порядка срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (далее - решение).
Судом установлено, что заявка от 08.05.2008 № 080508д2/91с общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" рассмотрена, по обращению общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края принято решение (приказ от 22.05.2008 № 706) о переоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35. Приказом Агентства лесной отрасли администрации Красноярского края от 22.05.2008 № 706 предписано заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" договор аренды лесного участка в течение 30 дней с момента предоставления краевым государственным учреждением "Кодинское лесничество" соответствующих материалов для его переоформления, в пункте 2 приказа указаны существенные условия договора аренды относительно предмета договора аренды лесного участка.
В силу пункта 9 Порядка решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Несмотря на принятие решения о переоформлении (издание приказа от 22.05.2008 № 706), соответственно, наличие основания переоформления договора от 06.08.2002 № 35, агентство такой договор не подписало, агентство обязано переоформить договор аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Причины бездействия агентство обосновывает тем, что спорный участок до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, заявителем не исполнена обязанность по внесению арендной платы.
Суд отклоняет возражения Агентства лесной отрасли Красноярского края о невозможности переоформить договор аренды в связи с тем, что участок не поставлен на кадастровый учет.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
По итогам оценки содержания договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 5, приказа от 22.05.2008 № 706, положений Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" суд приходит к выводу, что при переоформлении договора аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации предмет договора аренды не изменяется, в том числе остаются прежними площадь и границы лесного участка. Межевание, проведенное уполномоченной организацией, не изменяет предмет договора аренды лесного участка. При приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Обязанность арендатора по внесению арендной платы, как и корреспондирующее право требования арендатора существуют независимо от того, ставится ли вопрос о переоформлении договора аренды (статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также необходимо отметить, что Федеральный закон № 201-ФЗ не устанавливает оснований для отказа в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договора, заключенные в соответствии с требованиями, установленными Лесным кодексом Российской Федерации в новой редакции.
Решение (приказ) № 706 о переоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 на договор аренды уполномоченным органом было принято.
Суд считает ошибочной позицию Агентства лесной отрасли Красноярского края о том, что установленный статьей 4 Федерального закона № 201-ФЗ срок является пресекательным, а его пропуск влечет отказ в переоформлении прав на арендуемый участок заявителю, поскольку из содержания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не усматривается, что по истечении названного срока правообладатель участка лесного фонда не может обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Более, того названная норма не предусматривает правовых последствий пропуска такого срока.
Из смысла и содержания вышеприведенных норм права в их взаимосвязи следует, что во исполнение требований Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 действующие договоры аренды участков лесных фондов должны быть приведены в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, для чего определен срок, в течение которого данные действия должны быть произведены, однако это не означает, что по истечении этого срока действующие договоры не могут быть переоформлены.
Поскольку вышеназванные нормы устанавливают, что ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть изменены, суд приходит к выводу о том, что в случае необращения правообладателя в управомоченный государственный орган с заявлением о приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, арендные правоотношения между сторонами такого договора сохраняются.
Из представленных материалов дела, представителей лиц, участвующих в деле, следует, что договор аренды от 06.08.2002 № 35 в настоящий момент является действующим, в установленном законом порядке (судебном, внесудебном) не расторгался.
Кроме того, материалами дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром" выполнило требования, предусмотренные законодательством, своевременно и в установленный статьей 4 Федерального закона № 201-ФЗ срок представив заявку от 08.05.2008 № 080508д2/91с, а Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края приняло решение (приказ от 22.05.2008 № 706) о переоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35, но договор не заключило, что свидетельствует о бездействии уполномоченного органа.
Между тем, договор аренды участка лесного фонда в силу вышеназванных норм не может существовать в первоначальном виде (изменению подлежит не только изменение наименования договора, а также в договоре подлежат установлению в предусмотренном порядке: вид использования лесов в соответствие со статьями 25, 29 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации; срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
По правилам статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Бездействие Агентства лесной отрасли Красноярского края в данном случае ограничивает права лесопользователя на надлежащее (в соответствии с требованиями лесного законодательства) оформление правоустанавливающих документов на лесной участок, необходимых для его использования при осуществлении предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что общество с ограниченной ответственностью "Руслеспром" выполнило требования, предусмотренные положениями Закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, Порядка № 258, 21.05.2008 представило необходимые для переоформления договора документы, а агентство 22.05.2008 приняло решение № 706 о переоформлении договора, суд приходит к выводу о несоответствии бездействия Агентства лесной отрасли Красноярского края, выразившегося в уклонении от переоформления (незаключении) договора аренды, требованиям Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральному закону от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и нарушении таким бездействием прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром".
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года № 324, утвердившее форму договора аренды лесного участка и действовавшее на момент приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2010 № 283, приказом Минсельхоза Российской Федерации от 12.02.2010 № 48 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка, в качестве способа восстановления нарушенных прав суд в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым обязать Агентство лесной отрасли Красноярского края устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" путем осуществления действий по переоформлению договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" на договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 № 48.
По правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд с заявлением по настоящему делу заявителем оплачена государственная пошлина в размере 4 000 руб. по чеку-ордеру от 30.12.2010 операция 877438529.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организациями уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Требование заявителя об устранении допущенного нарушения прав не является самостоятельным требованием, а является способом восстановления нарушенных прав, в связи с чем государственная пошлина за указанное требование уплате не подлежит.
Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 201, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Агентства лесной отрасли Красноярского края в части непереоформления договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35.
Обязать Агентство лесной отрасли Красноярского края устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" путем осуществления действий по переоформлению договора на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от 06.08.2002 № 35 с обществом с ограниченной ответственностью "Руслеспром" на договор аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.02.2010 № 48.
Заявление проверено на соответствие требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Взыскать с Агентства лесной отрасли Красноярского края (ОГРН 1072466002091, ИНН 2466146986) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Руслеспром" (ОГРН 1023802003170, ИНН 3817017656) 2 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Руслеспром" из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 30.12.2010 (операция 877438529).
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.КУРБАТОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу № А33-571/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11.03.2011 по делу № А33-571/2011
<Заявленные требования о признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, выразившегося в непереоформлении договора аренды участков лесного фонда для заготовки древесины на договор аренды лесного участка, удовлетворены, поскольку истцом были выполнены требования, предусмотренные положениями Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, Приказа Минсельхоза от 04.10.2007 № 258>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru