АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2012 г. по делу № А36-4450/2011
"16" января 2012 г. (решение изготовлено в полном объеме)
"11" января 2012 г. (оглашена резолютивная часть решения)
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Уколова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.
рассмотрев в судебном заседании заявление администрации Добринского муниципального района Липецкой области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Липецкой области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель Сафонов А.В. по доверенности от 28.12.2011 г.,
от заинтересованного лица: представитель Уваров М.А. доверенность от 22.11.2011 г.,
установил:
Администрация Добринского муниципального района Липецкой области обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество - здание детского сада - яслей адресу: Липецкая области, Добринский район, п. Петровский.
В предварительном и судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявлении, ссылаясь на то, что лицо, передавшее данный объект в муниципальную собственность, ликвидировано.
Представитель заинтересованного лица отзывом и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, полагая отказ в государственной регистрации законным.
С согласия представителей сторон суд после выслушивания позиций сторон перешел в стадию судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
В адрес главы Добринского муниципального района Липецкой области от директора Петровского госсемхоза 05.06.2002 г. поступило письмо № 145 о принятии в муниципальную собственность объектов социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе здания детского сада - яслей, расположенных по адресу: Липецкая область, Добринский район, п. Петровский (л.д. 7).
Решением Добринского районного Совета депутатов от 23.09.2003 г. № 284-рс в муниципальную собственность района приняты объекты социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе и детский сад - ясли (л.д. 8 - 9).
Актом приема-передачи объекта социальной инфраструктуры сельскохозяйственной организации в муниципальную собственность от 25.12.2003 г. данный объект передан в муниципальную собственность Добринского района (л.д. 10 - 12).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 15.09.2009 г. в отношении ГСХ "Петровский" завершено конкурсное производство.
24.09.2009 г. ГСХ "Петровский" исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявлением от 13.09.2011 г. должностные лица заявителя обратились к заинтересованному лицу о государственной регистрации права муниципальной собственности на здание детского сада - яслей.
Сообщением от 11.10.2011 г. (л.д. 16 - 17) заинтересованное лицо отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество со ссылкой на то, что отсутствует заявление правообладателя на переход права и отсутствие согласия собственника на отчуждение объекта недвижимости.
Полагая, что отказ в государственной регистрации противоречит ст. ст. 131
, 551
ГК РФ и ст. ст. 17
, 18
, 20
Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон и исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно ст. 13
Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12
настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 200
АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201
АПК РФ).
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается представителями сторон, обращение заявителя к Управлению 13.09.2011 г. в качестве приложений имело только акт приема-передачи объекта - детского сада - ясли в муниципальную собственность и справку от 31.12.2003 г. о балансовой и остаточной стоимости объекта. Иных документов к заявлению не прилагалось, что следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию.
В силу ст. 13
ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно ст. 16
Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу ст. 17
Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 20
Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом
;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона
перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона
сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом
для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи
, пунктом 5 статьи 25.2
, пунктом 2 статьи 25.3
настоящего Федерального закона.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, заявитель не представил документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ для государственной регистрации. К заявлению от 13.09.2011 г. были приложены только акт приема-передачи от 25.12.2003 г. и справка от 31.12.2003 г. о балансовой и остаточной стоимости детского сада. Иные документы, имеющиеся у заявителя, государственному регистратору не передавались.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает в действиях регистрирующего органа нарушений закона или иных правовых актов.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167
- 170
, 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований, заявленных администрацией Добринского муниципального района Липецкой области отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока и может быть обжаловано в этот период в суд апелляционной инстанции, после чего в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции. Жалобы подаются через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья
С.М.УКОЛОВ