Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2011 г. по делу № 06-03/03-11

Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти Новиков Ю.К., главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Карамшук А.Г., при участии:
от муниципального учреждения здравоохранения "Г" города Рыбинска (далее - МУЗ "Г") - главный врач С.Н.Ю., юрисконсульт муниципального учреждения "Ц" Б.О.С. (по доверенности);
от ООО "Я" - Р.Л.А. (по доверенности);
рассмотрев дело № 06-03/03-11, возбужденное по признакам нарушения МУЗ "Г" части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

основанием для возбуждения настоящего дела послужило обращение ООО "Я" о правомерности объединения Заказчиком товаров, входящих в общий класс, но относящихся к разным подклассам и разным видам Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 (далее - Номенклатура товаров, работ, услуг), в один лот при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования для нужд МУЗ "Г".
На заседании Комиссии представитель ООО "Я" пояснил, что впервые при проведении аукциона на приобретение товаров медицинского назначения Заказчик, пользуясь Номенклатурой товаров, работ, услуг, включил в состав одного лота весь ассортимент товара, предлагаемого к поставке.
Представители МУЗ "Г" не признали нарушения антимонопольного законодательства и пояснили следующее. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Вместе с тем Закон о размещении заказов не содержит требований к порядку формирования лотов, что представляет заказчику дополнительную самостоятельность в решении данного вопроса. Предметом объявленного аукциона является право заключения муниципального контракта на товары, непосредственно связанные между собой, то есть предмет аукциона являлся комплексным, имеющим единую функциональную направленность - использование для оказания медицинской помощи. Продукция, которая предполагалась к поставке, относится к одному виду (классу) продукции - 311000 "Медицинское и хирургическое оборудование, ортопедические приспособления", в связи с чем федеральный орган исполнительной власти отнес их к одной группе товаров Номенклатуры. Объединение товаров в один лот позволит обеспечить не только своевременную поставку всего комплекса необходимых товаров, но и рациональное расходование бюджетных средств - чем крупнее партия товара, тем больше возможность снижения цены.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
Законом о размещении заказов и Законом о защите конкуренции определены цели размещения заказов: обеспечение единства экономического пространства на территории России, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров.
Согласно частям 1, 2 статьи 22, статьи 34 Закона о размещении заказов заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом ограничений, установленных законодательством.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров при проведении торгов приводит или может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку, исходя из положений конкурсной документации и требований Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.
Следовательно, формируя лоты, заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную связь включаемых в них товаров, работ и услуг, чтобы не допустить ограничения числа возможных участников размещения заказа.
Из материалов дела следует, что Заказчиком открытого аукциона в электронной форме является МУЗ "Г". Согласно Извещению о проведении открытого аукциона Заказчиком определен предмет контракта - поставка медицинского и хирургического оборудования для нужд МУЗ "Г". Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.05.2011. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе - 13.05.2011. Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.05.2011. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4652471,00 руб. Количество (объем) поставляемого товара - в соответствии со Спецификацией (приложение к информационной карте документации об аукционе в электронной форме). Согласно Спецификации к документации об аукционе в электронной форме несколько видов продукции объединены в один лот (всего 110 позиций).
Доводы представителей МУЗ "Г" о том, что основанием для объединения товаров в один лот явилось то, что предмет аукциона являлся комплексным, имеющим единую функциональную направленность - использование для оказания медицинской помощи, а также то, что все товары относятся к одному классу продукции - 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления" Номенклатуры товаров, работ, услуг, Комиссией не могут быть приняты по следующим основаниям.
В силу положений Закона о размещении заказов, по мнению Комиссии, предметом торгов являются товары, указанные в лоте, а не его направленность, указывающая на цель использования поставляемых товаров (для оказания медицинской помощи).
В данном случае, согласно Спецификации к открытому аукциону, предметом аукциона являются товары, указанные в лоте, а именно: шприц инъекционный с иглой, зонд силиконовый для остановки кровотечения из вен пищевода (по типу Блекмора), набор для пункции плевральной полости, система трансфузионная для переливания крови и кровезаменителей однократного применения, скальпель стерильный одноразовый, перчатки анатомические (хирургические), пластырь, устройство для регулирования направления инфузионных потоков, электроды одноразовые для ЭКГ, бинт марлевый медицинский, термометр медицинский, тонометр, стетофонендоскоп врачебный и др., всего 100 позиций.
Вместе с тем Комиссия считает, что товары, включенные в состав лота, имеют различные функциональные свойства (функция - значение, назначение чего-либо (Большой толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург, "Норинт", 2000 г.)) и не связаны технологически между собой.
К примеру:
- перчатки анатомические (хирургические) используются для предотвращения попадания возбудителей инфекции в рану с кожи рук медперсонала при операциях и различных манипуляциях и от вредного воздействия на кожу рук при работе с дезинфицирующими свойствами, токсичными веществами (Малая медицинская энциклопедия. - М., http://dic.academic.ru/);
- шприцы являются хирургическим инструментом для инъекций - введения жидкостей подкожно, внутримышечно или в кровеносный сосуд (Научно-технический энциклопедический словарь, http://dic.academic.ru/);
- тонометр имеет совершенно иную функциональную направленность - прибор, служащий для измерения давления (крови, внутриглазного давления, тонического напряжения мышц) (Большой толковый словарь русского языка, Санкт-Петербург, "Норинт", 2000 г.).
Также согласно Спецификации к аукциону, самим Заказчиком определены технические, функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара, в том числе:
- игла биопсийная 16G одноразовая, стерильная - игла для автоматической биопсийной системы Fast gun, гильотинного типа, предназначена для проведения биопсии мягких тканей с целью получения образца ткани для гистологических исследований...;
- набор для пункции плевральной полости - назначение: пункция плевральной полости с целью удаления различных жидкостей, воздуха при пневмотораксе или для введения медикаментов...;
- мини Спайк Плюс канюля или аналог - аспирационная фильтр-канюля для многократного забора медикаментов из флаконов...;
- зонд силиконовый для остановки кровотечения из вен пищевода (по типу Блекмора) - предназначен для лечения больных с кровотечением из варикозно-расширенных вен при портальной гипертензии в хирургических отделениях клиник и больниц.
Следовательно, данные товары не являются однородными по своему потребительскому назначению, не взаимозаменяемы и могут использоваться (функционировать) самостоятельно. Производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в лот.
По мнению Комиссии, Номенклатура товаров, работ, услуг не связана с формированием размещаемого заказа (лотов). Одноименность предназначена для целей ограничения количества размещаемых заказов в квартал (заключенных контрактов (договоров) по "малым закупкам до 100000 руб." и по результатам запросов котировок соответственно). То, что продукция включена в одну группу по одноименности, вовсе не означает, что ее можно объединять только в один лот. При формировании лотов необходимо обращать внимание на другой фактор - технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, включаемых в состав лота, чтобы при проведении торгов не допустить ограничения конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
С учетом имеющихся в деле материалов, пояснений участвующих в деле лиц Комиссия приходит к выводу о том, что действия МУЗ "Г", выразившиеся в объединении в один лот товаров, не связанных между собой технологически и функционально, привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, что является нарушением требований части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать муниципальное учреждение здравоохранения "Г" города Рыбинска нарушившим часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать муниципальному учреждению здравоохранения "Г" города Рыбинска предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.Г.ПАУТОВ

Члены Комиссии:
Ю.К.НОВИКОВ
С.В.ГАВРИЛОВ
А.Г.КАРАМШУК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 13.05.2011 по делу № 06-03/03-11
<О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинского и хирургического оборудования, выразившемся в неправомерном объединении в один лот товаров, имеющих различные функциональные свойства и не связанных технически между собой>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru