Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу № 33-12785/2011

Судья Бушмина А.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Лазорина Б.П.
судей: Кондаковой Т.А., Крайневой Н.А.
при секретаре: М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 декабря 2011 года
кассационную жалобу представителя Министерства социальной политики по Нижегородской области по доверенности К.Е.
на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года по гражданскому делу
по иску прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в интересах С. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П., объяснения участвующих лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Прокурор Автозаводского района г. Нижнего Новгорода обратился в суд с иском в интересах С. к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными действий, обязании предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.
С., <...> года рождения, согласно удостоверению от 15.02.2002 года является ветераном-участником Великой Отечественной войны на основании статей 14, 17 ФЗ "О ветеранах".
С. проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с ноября 1944 г. по март 1947 года. Имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию.
С. зарегистрирован и проживает по адресу <...>.
Распоряжением администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода от 06.04.2010 года № 370-р участник ВОВ С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области от 14.07.2011 года № 9037/11 С. не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со ст. 17 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения.
Однако при получении статуса инвалида ВОВ согласно ст. 14 ФЗ "О ветеранах", ветеран ВОВ приобретает права и льготы, установленные для инвалидов ОВО, включая и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Таким образом, С. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Прокурор просил суд:
признать незаконным действия ответчика, выразившиеся в не включении С. в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 г.,
обязать ответчика предоставить С. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1 188 000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода К.Р. исковые требования поддержала.
В судебное заседание С. не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности К.Т. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности М.С. иск не признал, пояснил, что поскольку истец относится к ветеранам ВОВ по п.п. "з", п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", то на него распространяются меры социальной поддержки, изложенные в статье 17 данного Закона. Считает, что истец имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 ФЗ. Истец проживает в квартире, которая не является служебной, поэтому не имеет права на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебное заседание представитель Администрация Автозаводского района г. Нижнего Новгорода не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражения, в которых против удовлетворения заявленных требований возражает.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года постановлено:
Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода в интересах С. удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившиеся в не включении С. в список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 г.
Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ветерану Великой Отечественной войны С. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере 1 188 000 рублей.
В кассационной жалобе представителя Министерства социальной политики по Нижегородской области по доверенности К.Е. поставлен вопрос об отмене судебного решения по доводам того, что истец относится к ветеранам ВОВ по п.п. "з", п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки указанной категории граждан изложены в статье 17 данного Закона. Данные граждане имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. С. является инвалидом вследствие общего заболевания и не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы заявителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в интересах С. требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С. является участником Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников ВОВ, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а именно: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 не менее шести месяцев (л.д. 19).
Истец имеет инвалидность второй группы вследствие общего заболевания (л.д. 21).
Истец имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной Войны серии <...>, в котором указано: "С. ветеран-участник Великой отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьями 17, 14 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 21).
Судом установлено, что С. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <...>, общая площадь жилого помещения составляет 38,8 кв. м. (л.д. 26, 20). Указанная квартира по 1/5 доле каждому принадлежит С., С. В.К. Е.В., В.М., В.Н. (л.д. 28 - 34). Количество зарегистрированных по данному адресу составляет 5 человек (л.д. 24 - 27).
Постановлением администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода от 06.04.2010 года № 370р истец поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д. 17).
Согласно информации Министерства социальной политики Нижегородской области от 14.07.2011 года № 9037/11 С. не включен в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, так как обеспечение жильем лиц данной категории в соответствии со статьей 17 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, осуществляется исключительно в случае их выселения из служебного жилого помещения (л.д. 41 - 42).
Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).
Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона "О ветеранах").
Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" после внесения Федеральным законом от 2 января 2000 года № 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года № 2448).
В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона "О ветеранах", как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались. Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной защиты.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов преобразована в систему социальной поддержки.
Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.
Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.
Согласно пункту 6 статьи 23.2. Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 года № 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что на С. распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные статьей 14 ФЗ "О ветеранах", в силу пункта 2 статьи 15 ФЗ "О ветеранах", которая подлежит применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 89-О основан на правильном толковании вышеперечисленных нормативных актов.
Материалами дела бесспорно установлено, что С. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные статьями 17 и 14 Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов Великой Отечественной войны.
Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах", статьями 3 и 6 Закона Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", пунктом 1 Постановления "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" от 24 марта 2010 года № 148, пунктами 3.7.10 и 3.7.11 Положения о Министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 года № 148 суд обоснованно возложил на ответчика обязанность включить истца в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (в том числе жилого дома) и обеспечить С. денежной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что С. имеет право на социальную поддержку только в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О ветеранах" (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (инвалид войны) основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы отмену решения не влекут, поскольку сводятся к иному толкованию норм материального права, с которыми по вышеизложенным мотивам судебная коллегия согласиться не может.
Таким образом, безусловных нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной политики по Нижегородской области по доверенности К.Е. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2011 по делу № 33-12785/2011
Иск прокурора, предъявленный к Министерству социальной политики области в интересах ветерана-участника Великой Отечественной войны, о признании незаконными действий министерства, выразившихся в невключении гражданина в сводный список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, и об обязании министерства предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение данного помещения удовлетворен правомерно, поскольку предоставление жилья на основании статьи 17 Федерального закона "О ветеранах" (только в случае выселения гражданина из занимаемого им служебного жилого помещения) не является мерой социальной поддержки по обеспечению жилым помещением инвалидов войны либо инвалидов боевых действий, так как противоречит действующему законодательству.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru