Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2011 г. по делу № 03-26/2011

Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,
при секретаре З.,
с участием представителя прокурора Нистратовой Н.В. и представителя Новгородской областной Думы Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 25 Областного закона Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области",

установил:

Постановлением Новгородской областной Думы от 26 мая 2010 г. № 1400-ОД принят Областной закон Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области" (далее - Областной закон от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ), который подписан Губернатором области 01 июня 2010 г. и опубликован 09 июня 2010 г. в газете "Новгородские ведомости", № 17.
Частью 3 статьи 25 (Гарантии для Уполномоченного по правам ребенка) Областного закона от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ предусмотрено, что уполномоченному по правам ребенка гарантируется выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае упразднения должности.
Расходы на выплату компенсации производятся из средств областного бюджета.
16 сентября 2011 г. прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать часть 3 статьи 25 Областного закона от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ противоречащей закону и недействующей со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор области ссылается на то, что областная Дума, устанавливая в нарушение трудового законодательства в Областном законе право уполномоченного по правам ребенка на получение единовременного денежного пособия в случае упразднения должности, вышла за пределы своих полномочий в части установления гарантий лицу, замещающему государственную должность Новгородской области.
В судебном заседании представитель прокурора Нистратова Н.В. заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель Новгородской областной Думы Г., не соглашаясь с заявлением, указала на то, что оспариваемая норма Областного закона, устанавливающая гарантии уполномоченному по правам ребенка в Новгородской области, принята областной Думой в пределах своих полномочий, и не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения представителя прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "ж", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, детства, трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) усматривается, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 г. № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка.
В силу статьи 5 (часть 9) Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников (часть 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как следует из части 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Установление прямых или косвенных преимуществ в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, исходя из статей 3 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что вопросы трудового законодательства, включая установление гарантий отдельным категориям работников (лицам, замещающим государственную должность субъекта России, в том числе Уполномоченного по правам ребенка в субъекте России), находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Какие-либо прямые или косвенные преимущества в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, устанавливаются исключительно федеральным законом. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе уполномоченному по правам ребенка в субъекте России, должны приниматься в соответствии с федеральным законом. При отсутствии такого федерального законодательства, органы государственной власти субъектов России не вправе самостоятельно устанавливать гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, оспариваемая норма Областного закона от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ принята при отсутствии федерального законодательства, предоставляющего субъекту Российской Федерации право устанавливать гарантии в виде выплаты лицу, замещающему государственную должность субъекта Российской Федерации (уполномоченному по правам ребенка), единовременного денежного пособия в случае упразднения должности и прекращения в связи с этим исполнения профессиональных обязанностей.
При таких обстоятельствах установление областной Думой высшему должностному лицу субъекта России - уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области, не предусмотренной федеральным законодательством указанной выше гарантии (преимущества), выходит за пределы ее полномочий.
Ссылка представителя областной Думы на то, что в данном случае не подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, несостоятельна, поскольку деятельность граждан по замещению государственных должностей субъектов Российской Федерации непосредственно связана с реализацией их права на труд, поэтому данная сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает установленным, что в оспариваемой части Областной закон Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области" противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Областной закон Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области" в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 и ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородской области удовлетворить.
Признать часть 3 статьи 25 Областного закона Новгородской области от 01 июня 2010 г. № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области" противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором принесения кассационного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, а именно с 18 октября 2011 г.

Судья
Новгородского областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Мотивированное решение
составлено 17 октября 2011 г.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского областного суда от 10.10.2011 по делу № 03-26/2011
О признании недействующей и противоречащей федеральному закону части 3 статьи 25 Областного закона Новгородской области от 01.06.2010 № 755-ОЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru