Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу № А54-1455/2011

(извлечение)

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Рязанской области (далее - ответчик), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - П.А.Ю., общества с ограниченной ответственностью "Энергосвет", общества с ограниченной ответственностью "Кристи" о признании решения о государственной регистрации от 13.04.2007 № 332А недействительным, а действия по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц № 10776215001390 от 13.04.2007 о внесении ООО "Энергосвет" в реестр юридических лиц незаконным.
В обоснование заявленного требования инспекция ссылается на то, что в ходе мероприятий налогового контроля в рамках выездной проверки, проводимой в отношении ООО "Карадон", ООО "Рендвел", ООО "Эрл.Ту.р" Межрайонной ИФНС России № 2 установлено, что ООО "Энергосвет" (ИНН 6213007883) состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области с 13.04.2007, зарегистрировано по юридическому адресу: 391110, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Вокзальная, д. 12. Учредителем и руководителем являлся П.А.Ю.
Согласно протоколу допроса от 16.09.2010 № 12-08/644 П.А.Ю. отрицает факт регистрации им указанной организации, осуществления полномочий директора.
В соответствии с экспертным заключением от 01.03.2011 № 457 подписи на регистрационном деле ООО "Энергосвет" выполнены не П.А.Ю., а другим лицом.
Согласно протоколу допроса главного бухгалтера ООО "Фаворит" от 25.11.2010 собственником здания по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, г. Рыбное, ул. Вокзальная, д. 12 является ООО "Фаворит". Договор аренды помещения по указанному адресу с ООО "Энергосвет" не заключался, гарантийное письмо для регистрации не выдавалось.
Заявитель указывает на то, что ООО "Энергосвет" основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств для осуществления экономической деятельности не имело.
Заявитель считает, что регистрация общества "Энергосвет" произведена в нарушение требований статей 9, 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку для регистрации представлены недостоверные сведения и документы, подписанные неустановленными лицами.
Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области заявлено ходатайство о восстановлении срока три месяца, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обжалования решений государственных органов. Налоговая инспекция ссылается на то, что об обстоятельства регистрации ООО "Энергосвет" стало известно в ходе выездных проверок, проведенных в отношении ООО "Эрл.Ту.р" (акт от 14.01.2010 № 12-05/522дсп, решение по результатам проверки от 14.03.2011 № 12-05/6880дсп.
Ходатайство судом рассмотрено и при отсутствии возражений ответчика удовлетворено.
Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области требование не признает, ссылаясь на то, что все необходимые документы для регистрации были представлены в соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оснований для отказа в государственной регистрации не было.
Третьи лица в заседание не явились, отзыва по делу не представили.
Из материалов дела судом установлено: 11.04.2007 П.А.Ю. обратился в Межрайонную ИФНС России № 6 по Рязанской области с заявлением по Форме № Р11001 о регистрации общества с ограниченной ответственностью "Энергосвет" по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, г. Рыбное, ул. Вокзальная, д. 12.
В заявлении имеется удостоверенная нотариусом запись о том, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
К заявлению приложены квитанция об уплате госпошлины, решение учредителя ООО "Энергосвет" - П.А.Ю. от 11.04.2007 № 1 об учреждении общества, назначении директором общества П.А.Ю., акт от 11.04.2007 № 1 о передаче имущества в уставный капитал ООО "Энергосвет", устав ООО "Энергосвет".
По указанным обстоятельствам у сторон спора нет.
На основании представленных документов 13.04.2007 Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области принято решении от 13.04.2007 № 332А о регистрации юридического лица при создании - Общества с ограниченной ответственностью "Энергосвет".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" в единый государственный реестр юридических лиц 13.04.2007 внесена запись о создании юридического лица ООО "Энергосвет" за основным государственным регистрационным номером 1076215001390.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.06.2011 № 7142 общество "Энергосвет" прекратило свою деятельность 03.06.2008 в связи с реорганизацией в форме слияния, правопреемником является ООО "Кристи".
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 13 указанного закона представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на 13.04.2007) основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что регистрация произведена на основании полного пакета документов, представленных в надлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, учитывая, что регистрирующему органу не предоставлено право проведения правовой экспертизы представленных документов, суд пришел к выводу, что у Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ООО "Энергосвет".
Довод заявителя о том, что на государственную регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные сведения, не может являться основанием для удовлетворения заявления, так как признание недействительной государственной регистрации не относится к правовым последствиям представления в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения.
Из положений Закона № 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации влечет иные правовые последствия.
Закон № 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления государственной регистрации документов.
По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Следовательно, правовые последствия представления недостоверных сведений о юридическом лице заключаются в необходимости применения пунктов 1 и 2 статьи 25 Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании материалов дела судом установлено, что решение о государственной регистрации вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответственно права и интересы заявителя решением о регистрации не нарушены.
Основания, предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК, для признания незаконными решения о государственной регистрации общества и действий по внесению сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствуют.
Указанный вывод соответствует постановлениям ФАС Центрального округа от 21.04.2009 по делу № А54-2909/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.12.2010 по делу № А45-6098/2010.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области от 13.04.2007 № 332А о государственной регистрации юридического лица при его создании - Общества с ограниченной ответственностью "Энергосвет", проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказать.
2. В признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи № 1076215001390 от 13.04.2007 о внесении Общества с ограниченной ответственностью "Энергосвет" в реестр юридических лиц, проверенных на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.08.2011 по делу № А54-1455/2011
<В удовлетворении исковых требований о признании решения о государственной регистрации недействительным отказано, поскольку недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru