Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 июня 2011 г. № 02-10/73-11

Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бутенко Игоря Васильевича - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: Ерошкиной Марины Андреевны - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Людмилы Михайловны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, рассмотрев дело № 02-10/73-11 по признакам нарушения ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф" части 2 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", установила:
В отдел контроля монополистической деятельности Томского УФАС России от начальника отдела экономического анализа поступила служебная записка о том, что хозяйствующие субъекты, занимающие не менее 60% оптового рынка нефтепродуктов, это - ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф", осуществили согласованные действия, в результате которых прекратился отпуск нефтепродуктов на оптовый рынок Томской области, и что, как следствие, привело к остановке деятельности многих независимых АЗС. В Томское УФАС России обратились хозяйствующие субъекты ООО "Л", индивидуальный предприниматель И.Е.А., ООО "С" с просьбой пояснить ситуацию на рынке оптовой продажи нефтепродуктов в апреле 2011 г., а именно: отсутствие в г. Томске на рынке бензинов марки АИ-92, АИ-95.
В отношении ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф" было возбуждено дело № 02-10/73-11 по признакам нарушения ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Последствия таких соглашений не имеют юридического значения, важно их воздействие на состояние конкуренции на товарном рынке. Запрет на такие соглашения установлен не только в отношении иных соглашений (согласованных действий), негативное воздействие которых на состояние конкуренции - свершившийся факт, но и в отношении тех, которые только потенциально могут привести к такому эффекту.
В период рассмотрения дела Томским УФАС России были сделаны запросы № ЛР/5362 независимым АЗС "Об исполнении заявок на поставку нефтепродуктов в апреле 2011 года" и получены ответы от ООО "К", ООО "С", индивидуальных предпринимателей И., Щ., М., ООО "П", ООО "Н" следующего содержания:
в апреле месяце 2011 года ЗАО "Г" и ОАО "Т" ВНК прекратили оптовую продажу ГСМ, устные заявки на поставку ГСМ не принимались, заявки на поставку нефтепродуктов в письменном виде хозяйствующими субъектами не подавались.
В заседание комиссии представитель ЗАО "Г" представил документы, характеризующие посуточное поступление автомобильных бензинов А-80, АИ-92, АИ-95 на территорию Томской области и посуточный отпуск автомобильных бензинов А-80, АИ-92, АИ-95 за период с 01.01.2011 по 01.06.2011 по трем категориям получателей:
а) для реализации на собственных АЗС;
б) предназначенный для последующей оптовой и розничной реализации иными хозяйствующими субъектами;
в) прочие (мелкооптовые партии, предназначенные для конечного потребления), и пояснил следующее:
что в рассматриваемый период (апрель 2011) осуществляло поставку нефтепродуктов в рамках договорных обязательств. Все существенные условия договоров поставок, включая объемы поставок, согласованы с покупателями в спецификациях, исходя из фактической возможности исполнить обязательство и в полном объеме. Обращения независимых участников рынка в антимонопольный орган по поводу отказа им в поставке нефтепродуктов считает необоснованными, поскольку исполнены все обязательства по поставке нефтепродуктов.
ЗАО "Г" полагает, что причинами возникших проблем с временным отсутствием нефтепродуктов в Томской области в апреле 2011 г. послужило ограничение в производстве бензинов, не соответствующих требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, а также возросший спрос на нефтепродукты, реализуемые через АЗС, в связи с распространением в СМИ информации о ситуации с нефтепродуктами в Алтайском крае.
Представитель ОАО "Ф" пояснил, что отгрузки высокооктановых бензинов марок АИ-92, АИ-95, которые составляют 62% от общего объема отгрузок нефтепродуктов в Томскую область, в апреле 2011 г. увеличились на 108% (увеличение на 2676 т) по сравнению с апрелем 2010 г. Ситуация с нехваткой нефтепродуктов в регионе могла быть вызвана следующими причинами, требующими детальной оценки:
1. Сокращением поставок нефтепродуктов со стороны прочих производителей (поставщиков) в Томскую область.
2. "Перетоком" нефтепродуктов с нефтебаз и АЗС Томской области в соседние регионы с более высоким уровнем мелкооптовых розничных цен.
3. Накоплением нефтепродуктов независимыми трейдерами на нефтебазах Томской и соседних областей в расчете на рост рыночных цен для увеличения доходности от сделок купли-продажи товара.
Представитель ОАО "Т" ВНК представил документы, характеризующие посуточное поступление автомобильных бензинов А-80, АИ-92, АИ-95 на территорию Томской области и посуточный отпуск автомобильных бензинов А-80, АИ-92, АИ-95 за период с 01.01.2011 по 01.06.2011 по трем категориям получателей:
а) для реализации на собственных АЗС;
б) предназначенный для последующей оптовой и розничной реализации иными хозяйствующими субъектами;
в) прочие (мелкооптовые партии, предназначенные для конечного потребления), и пояснил следующее:
при формировании ежемесячных заявок на поставку нефтепродуктов своим поставщикам общество ориентируется на увеличение спроса на нефтепродукты. Все заявки от контрагентов удовлетворялись до тех пор, пока не начался складываться дефицит нефтепродуктов из-за ажиотажного спроса на АЗС/АЗК и отсутствия возможности приобрести нефтепродукты у сторонних поставщиков вследствие отсутствия у последних возможности их поставить. Анализ мелкооптовой реализации за январь - апрель 2011 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года показал существенный прирост реализации нефтепродуктов в адрес конечных потребителей (в адрес независимых АЗС увеличение составило 76%). Объемы мелкооптовой реализации увеличились на 57%. В апреле текущего года, в связи с ажиотажным спросом на бензины, отпускаемые в розницу через сеть АЗС, сложилась ситуация с нехваткой ресурсов для обеспечения собственных АЗС, в связи с чем были уменьшены мелкооптовые продажи бензинов.
Представитель ОАО "Р" пояснил, что данные об объемах поставок нефтепродуктов за январь - апрель 2011 в сравнении с аналогичным периодом 2010 года показывают увеличение объема поставок на рынок Томской области как по видам нефтепродуктов, так и общего объема. В связи с вступлением в силу отдельных требований Технического регламента полностью прекращены поставки бензина Нормаль-80. Объективной причиной, послужившей основанием для обращения в УФАС России независимых мелкооптовых покупателей, является рост внутреннего потребления и увеличение спроса на нефтепродукты в целом. Причиной дефицита нефтепродуктов явились:
- вступление в силу очередного этапа Технического регламента и запрет выпуска в оборот на внутренний рынок автобензинов, соответствующих 2-му классу; недостаточность производственных мощностей для выпуска всего объема производимых бензинов соответствующими необходимому экологическому классу (выше 3-го);
- рост внутреннего потребления и увеличения спроса на АЗС/АЗК;
- применительно к сокращению бензинов, реализуемых ОАО "Р" в регионы через собственные сбытовые предприятия, указано на существенное увеличение объемов реализации нефтепродуктов через товарно-сырьевую биржу.
Кроме того, причина топливного кризиса не в сговоре ВИНКов, а в дефиците топлива "Евро-3" в связи недостаточностью мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Общее снижение производства автобензинов в 2011 году на НПЗ Компании по сравнению с 2010 годом составило около 1 млн тонн, то есть минус 15%. Объем автобензинов, соответствующих требованиям Техрегламента и разрешенных к обороту на внутреннем рынке в 2011 году, сократился более чем на 2 млн тонн по сравнению с объемом производства автобензинов, разрешенных к обороту в 2010 году (минус 33%). В результате проводимой сдержанной ценовой политики поставка топлива другими нефтяными компаниями в отдельные регионы Российской Федерации оказалась экономически непривлекательной, и, как следствие, в этих регионах (в т.ч. Томской области) образовался дефицит моторного топлива.
Представитель ООО "Б" пояснил, что поставки для ОАО "Т" ВНК производят стабильно. Какие-либо действия со стороны Общества, направленные на сокращение объемов реализации нефтепродуктов в адрес ОАО "Т" ВНК, не производились. В сравнении: в январе - апреле 2010 г. в Томскую область было поставлено бензина АИ-92 - 23116,53 т, а в январе - апреле 2011 г. - 27793,7 т, увеличение составило 20%.
Нефтепродукты, поставляемые в адрес ОАО "Т" ВНК, вырабатываются Обществом на ОАО "А". НПЗ в настоящее время работает на предельной мощности и, несмотря на реализацию собственником программ реконструкции НПЗ, направленную в том числе на выполнение требований Технического регламента, не может обеспечить соответствие всего объема производимых моторных топлив установленным требованиям по качеству и срокам, поскольку нуждается в глубокой модернизации. На фоне роста внутреннего потребления и увеличения спроса на нефтепродукты в целом порождается дефицит производства моторных топлив, соответствующих требованиям Технологического регламента по отношению к общему спросу на автобензины, в том числе и в Томской области.
Комиссия, изучив представленные документы, установила, что в апреле месяце 2011 года объемы поставок нефтепродуктов на рынок Томской области не снижались. В связи с увеличением розничной продажи бензиновых топлив в апреле месяце на АЗС ОАО "Т" ВНК и ЗАО "Г" была снижена мелкооптовая продажа бензиновых топлив. Обращений по неисполнению договорных обязательств по договорам поставки с ОАО "Т" ВНК и ЗАО "Г" от независимых АЗС в Томское УФАС России не поступало.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. О согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Для признания действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными в ч. 1 ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливаются два критерия, одновременное выполнение которых является обязательным:
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товаров, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Действия хозяйствующих субъектов не являются согласованными, если будет отсутствовать хотя бы одно из вышеуказанных условий.
Таким образом, согласованными могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, на конкретном товарном рынке, попадающие под критерии и способные привести к результатам, определенным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласованность таких действий Комиссия усматривает в наличии и осознании каждым из субъектов взаимного влияния друг на друга, влияние на общие условия обращения автомобильного бензина, реализуемого на территории Томской области.
Результатом отсутствия в Томской области в апреле месяце 2011 г. бензинов АИ-92, АИ-95 у независимых АЗС послужило уменьшение поставок бензинов АИ-80 и АИ-92 в адрес ОАО "Т" ВНК, в связи с чем уменьшились мелкооптовые продажи. В связи с нехваткой нефтепродуктов в регионе в апреле ЗАО "Г" также увеличило объем розничной продажи бензина, тем самым уменьшив объемы оптовой продажи.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и пояснения представителей участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что объективные причины для согласованных действий ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф" в апреле 2011 года отсутствуют.
С учетом вышеизложенного Комиссией сделан вывод о том, что в действиях ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф" отсутствует согласованность, следовательно, в их действиях отсутствует нарушение части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 1 статьи 48 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Производство по делу № 02-10/73-11, возбужденному в отношении ОАО "Т" ВНК, ОАО "Р", ООО "Д" и ЗАО "Г", ОАО "Ф", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение федерального антимонопольного органа (его территориального органа) может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
Л.М.РЫЖКОВА
М.А.ЕРОШКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Томского УФАС РФ от 14.06.2011 № 02-10/73-11
<О прекращении производства по делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru