Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2011 г. по делу № 3-120/11

Хабаровский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Медведева В.В.
с участием прокурора Титовой Н.В.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Хабаровского края о признании пп. 1 - 5, 7 приложения № 2 к постановлению Правительства Хабаровского края от 29.11.2010 № 337-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр, противоречащими законодательству и недействующими.

установил:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании пп. 1 - 5, 7 приложения № 2 к постановлению Правительства Хабаровского края от 29.11.2010 № 337-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр, противоречащими законодательству и недействующими.
В обоснование заявленных требований указал, что пунктами 1 - 5, 7 приложения № 2 к Постановлению № 337-пр, в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр, установлены значения коэффициента, учитывающего площадь земельного участка для отдельно расположенных объектов недвижимости (Кn), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельного, участка в зависимости от площади земельного участка и вида его разрешенного использования, в том числе для размещения рекламных конструкций, производственных объектов сельскохозяйственного назначения, полигонов бытовых отходов, служащих для удовлетворения нужд города, кладбищ, под антенные поля, объекты торговли, что противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), поскольку коэффициент дифференцирован внутри одного вида разрешенного (функционального) использования земельного участка в зависимости от размера (площади) арендуемого участка.
Так, например, при единой кадастровой стоимости земельного участка, а также едином значении коэффициента по виду разрешенного использования и зонирования территории, арендная плата для объектов торговли (п. 7 приложение № 2 к Постановлению № 337-пр в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр) площадью менее 50 кв.м. рассчитывается без применения понижающего коэффициента 0,014, следовательно, арендная плата устанавливается в большем размере, чем для аналогичных земельных участков площадью более 50 кв.м.
В результате применения значений коэффициента, предусмотренных приложением № 2 к Постановлению № 337-пр, в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр, создаются дискриминационные условия предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, которые выражаются в установлении различной платы за аренду земли внутри одного вида ее функционального использования для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке и влекут за собой ограничение конкуренции, поскольку хозяйствующие субъекты Правительством края заведомо ставятся в неравные условия в зависимости от площади арендуемого земельного участка под объекты недвижимости.
В судебном заседании прокурор Титова Н.В. поддержала требования, изложенные в заявлении в полном объеме.
Представители Правительства Хабаровского края М. и Ш. с заявленными требованиями не согласились, пояснив суду, что согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "25.20.2001" следует читать "25.10.2001".

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.20.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства края от 30.12.2009 № 411-пр утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края.
Согласно пункту 2.2 Положения, ставка арендной платы рассчитывается по формуле, которая предусматривает, в том числе, применение коэффициента, учитывающего площадь земельного участка для отдельно расположенных объектов недвижимости (Кп), следовательно, применение спорного коэффициента предусмотрено правовым актом Хабаровского края, изданным в соответствии с установленной федеральным законодательством компетенцией органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В оспариваемом приложении № 2 к постановлению № 337-пр установлены значения коэффициента Кп для г.Комсомольска-на-Амуре.
Таким образом, прокурор не оспаривая возможность применения спорного коэффициента, установленного постановлением Правительства края от 30.12.2009 № 411-пр, оспаривает значения коэффициента, приведенные приложением № 2 к постановлению № 337-пр.
В силу разъяснений данных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Подпункты 8 и 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ предусматривают, что земельное законодательство основывается, в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает при установлении коэффициентов ставок арендной платы учет не только видов разрешенного использования и местоположения земельных участков, но и других факторов. Одним из таких факторов является уровень доходности земельного участка, который положен в основу градации коэффициента, установленного в приложении № 2 к постановлению № 337-пр.
Аналогичные выводы подтверждаются и судебной практикой.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Правительством Хабаровского края 29.11.2010 принято постановление № 337-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", пп. 2 п. 1 которого на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2011 год установлены значения коэффициента, учитывающего площадь земельного участка для отдельно расположенных объектов недвижимости (Кп), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.
В Постановление № 337-пр, опубликованное в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 11 (100) от 30.11.2010 г., внесены изменения Постановлением Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр (далее - Постановление № 184-пр), которое опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" № 6 (107) от 12.07.2011.
Пунктами 1 - 5, 7 приложения № 2 к Постановлению № 337-пр, в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр, установлены значения коэффициента, учитывающего площадь земельного участка для отдельно расположенных объектов недвижимости (Кп), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельного, участка в зависимости от площади земельного участка и вида его разрешенного использования, в том числе для размещения рекламных конструкций, производственных объектов сельскохозяйственного назначения, полигонов бытовых отходов, служащих для удовлетворения нужд города, кладбищ, под антенные поля, объекты торговли, что противоречит ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), поскольку коэффициент дифференцирован внутри одного вида разрешенного (функционального) использования земельного участка в зависимости от размера (площади) арендуемого участка.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Из правового анализа федерального законодательства следует, что дифференциация ставки арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков. В частности вышеприведенная норма федерального законодательства определяет, что критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование.
Между тем, дифференциация ставок арендной платы в зависимости от площади земельного участка какого-либо самостоятельного экономического содержания лишена, поскольку площадь земельного участка сама по себе на доходность такого участка какого-либо влияния оказывать не может. Органами государственной власти субъекта, принявшими оспариваемый акт, и обязанными в силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства, послужившие основанием для его принятия, его законности (в данном случае его соответствия принципу экономической обоснованности, закрепленному в федеральном законодательстве как императивному началу при определении ставки арендной платы), не представлено каких-либо доказательств влияния размера (площади) земельного участка на его доходность.
На основании изложенного, установление дифференцированной ставки арендной платы по площади земельного участка противоречит установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципу экономической обоснованности.
Кроме того, установление дифференцированной ставки арендной платы в зависимости от площади земельного участка не может не ставить в неравное экономическое положение арендаторов таких участков при определении экономической нагрузки по арендным платежам на единицу арендуемых земель (1 кв. м), при этом нагрузка существенно увеличивается при аренде земельных участков меньшей площади по сравнению с участками большей площади, соответственно, возникают условия, способствующие постановке в неравные экономические условия различных субъектов одних и тех же видов экономической деятельности, что недопустимо с позиций федерального законодательства о защите конкуренции.
Суд находит заслуживающим внимания довод прокурора о том, что такая дифференцированная ставка арендной платы способствует нарушению прав субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку они, как правило арендуют участки небольшой площади и нагрузка по арендной плате на единицу такого участка существенно выше, чем у субъектов, арендующих участки большей площади, что и ставит их неравное положение как субъектов аналогичных видов экономической деятельности, нарушает закрепленные в федеральном законодательстве принципы поддержки малого и среднего предпринимательства, его конкурентоспособности при осуществлении экономической деятельности с использованием арендуемых земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства; объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз, складов; предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Доводы представителя Правительства края на проведенное Правительством финансово-экономическое обоснование размера ставок, суд не может принять, поскольку, представленное в судебное заседание обоснование не отвечает требованиям к такого рода документам и содержит голословные цифры.
Кроме того, основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 19.08.2011), вступившей в действие с 01.09.2011, дополнены новым принципом - запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Доводы представителя Правительства края о необходимости в данном судебном заседании установить действия, которые приводят или могут привести к последствиям для товарного рынка, суд находит не соответствующими нормам ГПК РФ, в частности ст. 251 ГПК РФ, поскольку оспариваются не действия, а нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Хабаровского края удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения п.п. 1 - 5, 7 приложения № 2 к постановлению Правительства Хабаровского края от 29.11.2010 № 337-пр "Об установлении на 2011 год значений коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в редакции постановления Правительства края от 20.06.2011 № 184-пр.
Обязать Правительство Хабаровского края опубликовать сообщение о решении по данному делу в средствах массовой информации, в которых опубликован данный нормативный акт.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток, через Хабаровский краевой суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 16.11.2011 № 58-Г11-28 данное решение оставлено без изменения.

Решение Хабаровского краевого суда от 16.09.2011 по делу № 3-120/11
<О признании недействующими пунктов 1 - 5, 7 Значений коэффициента, учитывающего площадь земельного участка для отдельно расположенных объектов недвижимости (Кп), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2011 год, установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 29.11.2010 № 337-пр (ред. от 20.06.2011)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru