Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2012 г. № 22

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ

Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в соответствии с законом Алтайского края от 11 ноября 2002 года № 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" и Концепцией защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 года № 499, рекомендациями, изложенными в постановлении Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года № 29, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2011 году стала работа по правовому просвещению граждан, контроль за соблюдением прав несовершеннолетних, а также лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организационно-методическая работа с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного, рассмотрение обращений граждан.
Изучены уставная деятельность и условия проживания в социальных учреждениях стационарного обслуживания населения, медицинских учреждениях, проблема, связанная с исполнением судебных решений о взыскании алиментов. С целью совершенствования законодательства Уполномоченным подготовлены предложения, направленные в органы государственной власти Российской Федерации и Алтайского края.
Для создания в Алтайском крае системы правовой помощи и просвещения Уполномоченным осуществлялась деятельность по реализации Плана мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2010 года № 269-р. В течение года совместно с органами государственной власти Алтайского края проведен ряд конкурсов по правовому просвещению, подготовлены и изданы два номера бюллетеня Уполномоченного "Права. Свободы. Человек", в серии "Библиотечка Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае" опубликованы тексты нормативных документов, продолжено индивидуальное консультирование граждан по вопросам реализации их конституционных прав.
Важную роль в работе по защите прав и интересов жителей Алтайского края занимают представители (доверенные лица) Уполномоченного, многие из которых вошли в состав комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю, в состав Общественных советов при территориальных органах Главного управления МВД России по Алтайскому краю.
Общее количество обращений к Уполномоченному о нарушении прав граждан по сравнению с предыдущим годом увеличилось с 2265 до 2440, в том числе о нарушении прав несовершеннолетних со 186 до 257. 14 процентов обращений - о нарушении жилищных прав граждан, в т.ч. в области жилищно-коммунального хозяйства, 12 процентов - о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 11 процентов - жалобы на правоохранительные органы.
Деятельность Уполномоченного в 2011 году осуществлялась во взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
В соответствии со статьей 20 закона Алтайского края от 11 ноября 2002 года № 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова о его деятельности в 2011 году.
2. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае:
продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, привлекая социальные учреждения, средства массовой информации для различных целевых групп граждан и общественные организации;
содействовать в пределах своих полномочий обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края;
систематически размещать информацию о деятельности на официальном сайте Уполномоченного, обобщать и распространять опыт работы представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
3. Алтайскому краевому Законодательному Собранию обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.
4. Рекомендовать Администрации Алтайского края:
осуществлять системное информирование населения о деятельности органов власти, исполнении государственных и муниципальных функций, о видах, формах и процедуре оказания государственных и муниципальных услуг, а также повышение квалификации государственных и муниципальных служащих с целью исключения безответственности и правового нигилизма в их деятельности;
оказать поддержку деятельности публичных центров правовой информации при муниципальных библиотеках;
организовать обучение граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья компьютерной грамотности;
обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Администрации Алтайского края и официальные средства массовой информации о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
обсудить вопрос о состоянии информирования жителей о своей деятельности, деятельности управлений, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, о видах, формах и процедуре оказания услуг, входящих в их компетенцию, и мерах по его улучшению;
рассмотреть на сессиях представительных органов вопросы реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года, и законодательства о предоставлении бесплатной юридической помощи;
поставить на особый контроль вопрос о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике.
7. Снять с контроля постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года № 29 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2010 году".
8. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".

Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
И.И.ЛООР





ДОКЛАД
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ"

Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в 2011 году, о его оценке ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, привлечение внимания всех ветвей и уровней власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, содействие усилению гарантий государственной правовой защиты жителей края.


Несмотря на большое количество освобожденных из-под стражи в связи с невиновностью или применением после суда меры наказания, не связанной с лишением свободы в 2010 году (о чем отмечалось в докладе Уполномоченного), число таких случаев в 2011 году не уменьшилось и составило 1200 (44%) подследственных. Из этого числа почти половине обвиняемых вынесены судами приговоры, не связанные с лишением свободы. И здесь возникает очевидный вопрос, относящийся к сфере прав человека. Предварительное заключение под стражу должно рассматриваться как мера исключительного характера, применяемая только в том случае, когда другие меры пресечения рассматриваются как недостаточные. Иными словами, эти люди могли бы не проходить тюремный курс обучения, если бы суды подходили к решению этих вопросов более внимательно, с учетом личности и обстоятельств совершенного деяния.
В зданиях некоторых судов Управлением Судебного департамента приняты меры для улучшения условий содержания подозреваемых и обвиняемых, однако они недостаточны для того, чтобы сказать, что проблема решена. Особенно она обострилась при сокращении числа изоляторов временного содержания ОВД.
Поступают жалобы на ненадлежащее извещение о судебном разбирательстве, несвоевременное изготовление и высылку судебных актов гражданам. В результате приходится разъяснять порядок направления заявления о восстановлении срока для обжалования, что приводит к затягиванию судебного разбирательства и дополнительной нагрузке на суд.

Реализация прав граждан на исполнение судебных решений

Службой судебных приставов проводится важная работа по исполнению судебных актов и актов других органов, являющаяся завершающим этапом в деятельности граждан по защите своих прав. Вступившие в силу решения суда должны быть исполнены, только это позволит говорить о доверии к государственной власти, которая обязана защищать людей.
Между ФССП и Уполномоченным заключено соглашение, устанавливающее принципы взаимодействия. Вошло в практику работы проведение совместных приемов граждан по личным вопросам в городах и районах края, на которых сотрудниками принимаются решения, а гражданам даются необходимые консультации по правовым вопросам и оказывается практическая помощь, причем не только по вопросам исполнения судебных решений, но и многим другим.
Характеризуя поступившую корреспонденцию, стоит отметить, что в 2011 году к Уполномоченному поступило 83 жалобы по вопросам неисполнения решений судов, что больше чем в предыдущем. Из них 46 жалоб на бездействие судебных приставов, что на 21 больше прошлого года.
К сожалению, довольно часты случаи, когда судебные приставы не настойчиво добиваются исполнения судебных решений, а люди годами ждут их исполнения. В процессе рассмотрения жалоб в порядке контроля иногда приходится несколько раз направлять запросы о ходе исполнительных действий. Проблема исполнения судебных решений кроется не только в неэффективной работе судебных приставов. Часто причиной является отсутствие у ответчиков имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также длительный розыск места нахождения должника. Количество прекращенных производств по этим основаниям довольно высоко.
Порою права граждан на судебную защиту нарушаются судебными приставами не только по незнанию действующего законодательства, но и из-за ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.
Житель города Новоалтайска в жалобе к Уполномоченному сообщил, что судебный пристав постоянно откладывает исполнительное производство, незаконно сняла арест с имущества должника, оцененное на крупную сумму. По сообщению Управления ФССП доводы заявителя подтвердились в полном объеме. Начальнику отдела судебных приставов указано на необходимость осуществления надлежащего контроля над деятельностью подчиненных лиц. Дело остается на контроле у Уполномоченного. Хочется надеяться, что в конечном итоге судебное решение будет исполнено.
Сложнейшим вопросом остается реализация судебных решений о взыскании алиментов. Количество обращений по этой тематике выросло почти в 2 раза. Не желая содержать своих детей, из-за отсутствия реальной ответственности, отдельные граждане скрывают свои доходы, место работы, а исполнительные производства оканчиваются. В прошлом году возбуждено около 40 тысяч исполнительных производств, больше половины из них переходящих с прошлых лет.
Одним из действенных рычагов воздействия на должников, обязанных выплачивать алименты на содержание детей, является привлечение их к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. По таким фактам возбуждено и направлено в суды более тысячи дел, по 726 из которых вынесены обвинительные приговоры. К административной ответственности в рамках исполнения судебных решений о взыскании алиментов привлечено 1532 лица. Опасно, что количество родителей, не выплачивающих алименты детям, имеет тенденцию к росту.
Вошли в систему работы встречи представителей органов местного самоуправления, службы судебных приставов, Уполномоченного, священнослужителей с алиментщиками. Как показала практика, после таких бесед многие должники действительно берутся за ум. Поэтому оказание содействия в защите прав детей в части взыскания алиментов является одним из важных направлений нашей совместной работы.
В современных условиях судебная защита крайне важна. Важна она не только своим существованием, а действенностью и применимостью к реальной жизни. Уполномоченный убежден, что знание болевых точек в этой сфере должно способствовать исправлению системных ошибок. Замалчивание проблем ведет к умалению роли органов власти в обществе, к волоките и большим финансовым потерям, которые складываются из бесполезных походов в суд участников судопроизводства.

Работа представителей (доверенных лиц)
Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае

Построение правового государства - процесс длительный и трудоемкий. Необходимость повышения правовой культуры населения должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов и поддержана средствами массовой информации. Здесь важна активная работа и объединение усилий всех заинтересованных сторон. Этому способствует деятельность представителей (доверенных лиц) Уполномоченного, что является важным условием повышения эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления и жителями края.
Доверенные лица принимают участие в работе сессий представительных органов, публичных слушаниях, встречах с населением.
Для предупреждения нарушений действующего законодательства, по инициативе представителя в Каменском районе В.В.Германа проверены учетные дела ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете в сельсоветах в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по результатам высказаны замечания, которые устраняются. При содействии представителя в Поспелихинском районе В.Г.Полухина в районной библиотеке со школьниками старших классов прошла интеллектуальная игра "Человек, государство, закон", занятие на тему "Ты имеешь право" по вопросам прав избирателей прошли в селах района. Доверенное лицо Уполномоченного в Ребрихинском районе Е.С.Филонов выступил перед руководителями образовательных учреждений на тему о реализации детьми с ограниченными возможностями здоровья права на образование, а на заседании муниципального родительского совета - с сообщением о мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае.
Большую работу по правовому просвещению молодежи ведут представители Уполномоченного в вузах края. Опыт их работы свидетельствует о том, что этот институт является эффективным средством приобретения молодежью навыков защиты своих прав, практического приобщения студентов к правам человека.
Неоценимую помощь в работе Уполномоченного оказывают представители в образовательных учреждениях. Активно работают по правовому просвещению представители Уполномоченного в городах Барнауле Л.А.Владимирова, Заринске Л.В.Исакова, Камне-на-Оби И.В.Безукладникова, в Ребрихинском районе Т.Ю.Беллер, в Косихинском районе Н.В.Ильиных и многие другие.
Свою работу по защите прав граждан представители осуществляют в тесном взаимодействии с работниками правоохранительных органов, органами местного самоуправления и социальной защиты населения, других ведомств.
Аппаратом Уполномоченного им оказывается организационная и методическая поддержка: рассылается нормативно-правовая и справочная литература, налажена телефонная, почтовая, электронная связь, оказывается постоянная консультативная помощь.
Положительно зарекомендовала себя практика совещаний по обмену опытом. Интересно и познавательно они прошли в Поспелихе (В.Г.Полухин и Г.В.Ишимова), Благовещенке (М.А.Бобина и А.И.Жумигина), Павловском районе (А.А.Моисеев), Бийске (А.П.Космынин и А.А.Глазырина) и городе Барнауле (В.А.Лихоманова).
Активное участие в работе совещаний принимали главы районов и руководители администраций (А.А.Гинц и В.И.Головешкин, П.П.Шрейдер и В.Ф.Краутер, А.С.Тарасенко, Л.Н.Зубович, П.Д.Фризен и А.Ф.Сираш, Л.Г.Григоричева), сотрудники прокуратуры. В октябре 2011 года в таком же мероприятии приняли участие председатель АКЗС И.И.Лоор, заместитель начальника, начальник полиции ГУВД А.А.Лаас, председатель краевой Избирательной комиссии И.Л.Акимова, начальник Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.В.Яковлев, сотрудники ТФОМС и государственной жилищной инспекции. На совещаниях обсуждены вопросы реализации права граждан на получение информации, взаимодействия представителей Уполномоченного с муниципальными органами власти, работы органов внутренних дел, реформы в здравоохранении и другие.
За заслуги в общественной работе представители Уполномоченного А.Д.Теплов - Краснощековский район и Г.А.Нестеренко - город Рубцовск были награждены Почетной грамотой АКЗС, а Благодарственным письмом - Л.А.Владимирова - представитель в образовательных учреждениях города Барнаула.
Благодарностью Уполномоченного отмечены Г.Н.Тырышкин - представитель в городе Белокурихе, Т.А.Огнева (Тальменский район), М.А.Бобина (Благовещенский район), О.А.Назарова (Чарышский район), Н.Л.Адам (МОУ г. Славгорода).
Бескорыстный труд представителя (доверенного лица) реально помогает выполнять одну из функций Уполномоченного - участие в правовом просвещении жителей края. В этом убеждаешься, когда работаешь вместе с Н.Т.Ермаковой в Солонешенском районе, З.И.Братусь и И.В.Панкив в городе Славгороде, А.П.Касмыниным в Бийске, представителем в образовательных учреждениях города Яровое Г.В.Козловой, А.М.Силкиным в Красногорском районе, Н.Ю.Колиной в Шелаболихинском районе, другими.
Работа представителей (доверенных лиц) является неотъемлемой частью деятельности Уполномоченного. Конструктивно сотрудничая с органами государственной власти и местного самоуправления, представители оказывают действенную помощь гражданам на местах.

Заключение

Представленный доклад не претендует на исчерпывающий анализ ситуации в области прав человека в Алтайском крае.
Уполномоченный и его аппарат в 2012 году продолжит работу:
- по защите и восстановлению прав граждан;
- по правовому просвещению;
- по осуществлению контроля за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими организациями и должностными лицами прав жителей края;
- по осуществлению мониторинга положения дел с правами и свободами человека и решение поставленных в докладе задач.
Уполномоченный надеется, что обозначенные в докладе проблемы привлекут внимание государственных и муниципальных структур, а высказанные предложения и рекомендации будут востребованы в их деятельности, на понимание и сотрудничество со всеми, от кого зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае.

Уполномоченный по правам человека
в Алтайском крае
Ю.А.ВИСЛОГУЗОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Алтайская правда", № 27-28, 04.02.2012


Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.02.2012 № 22
"О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году"

Постановление
Доклад "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году"
Взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления. Межрегиональное сотрудничество в области защиты прав человека
Право на информацию
Правовое просвещение населения, взаимодействие с общественными объединениями
Реализация права на обращение
О соблюдении жилищных прав
Право на социальную защиту и социальное обеспечение
Право на труд
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на благоприятную окружающую среду
Соблюдение и защита прав детей
Соблюдение прав человека в органах внутренних дел
Реализация прав человека в местах лишения свободы
Право на судебную защиту
Реализация прав граждан на исполнение судебных решений
Работа представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru