АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. № 22
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ
Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2011 году, Алтайское краевое Законодательное Собрание отмечает, что деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в соответствии с законом
Алтайского края от 11 ноября 2002 года № 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" и Концепцией
защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 1 декабря 2006 года № 499, рекомендациями, изложенными в постановлении
Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года № 29, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края.
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного в 2011 году стала работа по правовому просвещению граждан, контроль за соблюдением прав несовершеннолетних, а также лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организационно-методическая работа с представителями (доверенными лицами) Уполномоченного, рассмотрение обращений граждан.
Изучены уставная деятельность и условия проживания в социальных учреждениях стационарного обслуживания населения, медицинских учреждениях, проблема, связанная с исполнением судебных решений о взыскании алиментов. С целью совершенствования законодательства Уполномоченным подготовлены предложения, направленные в органы государственной власти Российской Федерации и Алтайского края.
Для создания в Алтайском крае системы правовой помощи и просвещения Уполномоченным осуществлялась деятельность по реализации Плана мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Администрации Алтайского края от 10 августа 2010 года № 269-р. В течение года совместно с органами государственной власти Алтайского края проведен ряд конкурсов по правовому просвещению, подготовлены и изданы два номера бюллетеня Уполномоченного "Права. Свободы. Человек", в серии "Библиотечка Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае" опубликованы тексты нормативных документов, продолжено индивидуальное консультирование граждан по вопросам реализации их конституционных прав.
Важную роль в работе по защите прав и интересов жителей Алтайского края занимают представители (доверенные лица) Уполномоченного, многие из которых вошли в состав комиссий по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания в учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю, в состав Общественных советов при территориальных органах Главного управления МВД России по Алтайскому краю.
Общее количество обращений к Уполномоченному о нарушении прав граждан по сравнению с предыдущим годом увеличилось с 2265 до 2440, в том числе о нарушении прав несовершеннолетних со 186 до 257. 14 процентов обращений - о нарушении жилищных прав граждан, в т.ч. в области жилищно-коммунального хозяйства, 12 процентов - о реализации права на социальное обеспечение и социальную защиту, 11 процентов - жалобы на правоохранительные органы.
Деятельность Уполномоченного в 2011 году осуществлялась во взаимодействии с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
В соответствии со статьей 20
закона Алтайского края от 11 ноября 2002 года № 70-ЗС "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае" Алтайское краевое Законодательное Собрание постановляет:
1. Принять к сведению доклад
Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузова о его деятельности в 2011 году.
2. Рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае:
продолжить работу по правовому просвещению и информированию населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, привлекая социальные учреждения, средства массовой информации для различных целевых групп граждан и общественные организации;
содействовать в пределах своих полномочий обеспечению гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Алтайского края;
систематически размещать информацию о деятельности на официальном сайте Уполномоченного, обобщать и распространять опыт работы представителей (доверенных лиц) Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
3. Алтайскому краевому Законодательному Собранию обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Алтайского краевого Законодательного Собрания о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.
4. Рекомендовать Администрации Алтайского края:
осуществлять системное информирование населения о деятельности органов власти, исполнении государственных и муниципальных функций, о видах, формах и процедуре оказания государственных и муниципальных услуг, а также повышение квалификации государственных и муниципальных служащих с целью исключения безответственности и правового нигилизма в их деятельности;
оказать поддержку деятельности публичных центров правовой информации при муниципальных библиотеках;
организовать обучение граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья компьютерной грамотности;
обеспечить в пределах полномочий систематическое информирование граждан через официальный сайт Администрации Алтайского края и официальные средства массовой информации о принимаемых нормативных правовых актах Алтайского края.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
обсудить вопрос о состоянии информирования жителей о своей деятельности, деятельности управлений, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования, о видах, формах и процедуре оказания услуг, входящих в их компетенцию, и мерах по его улучшению;
рассмотреть на сессиях представительных органов вопросы реализации Основ
государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года, и законодательства о предоставлении бесплатной юридической помощи;
поставить на особый контроль вопрос о соблюдении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике.
7. Снять с контроля постановление
Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 февраля 2011 года № 29 "О деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2010 году".
8. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
Председатель Алтайского краевого
Законодательного Собрания
И.И.ЛООР
ДОКЛАД
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2011 ГОДУ"
Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае (далее - Уполномоченный) в 2011 году, о его оценке ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, привлечение внимания всех ветвей и уровней власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, содействие усилению гарантий государственной правовой защиты жителей края.
Несмотря на большое количество освобожденных из-под стражи в связи с невиновностью или применением после суда меры наказания, не связанной с лишением свободы в 2010 году (о чем отмечалось в докладе Уполномоченного), число таких случаев в 2011 году не уменьшилось и составило 1200 (44%) подследственных. Из этого числа почти половине обвиняемых вынесены судами приговоры, не связанные с лишением свободы. И здесь возникает очевидный вопрос, относящийся к сфере прав человека. Предварительное заключение под стражу должно рассматриваться как мера исключительного характера, применяемая только в том случае, когда другие меры пресечения рассматриваются как недостаточные. Иными словами, эти люди могли бы не проходить тюремный курс обучения, если бы суды подходили к решению этих вопросов более внимательно, с учетом личности и обстоятельств совершенного деяния.
В зданиях некоторых судов Управлением Судебного департамента приняты меры для улучшения условий содержания подозреваемых и обвиняемых, однако они недостаточны для того, чтобы сказать, что проблема решена. Особенно она обострилась при сокращении числа изоляторов временного содержания ОВД.
Поступают жалобы на ненадлежащее извещение о судебном разбирательстве, несвоевременное изготовление и высылку судебных актов гражданам. В результате приходится разъяснять порядок направления заявления о восстановлении срока для обжалования, что приводит к затягиванию судебного разбирательства и дополнительной нагрузке на суд.
Реализация прав граждан на исполнение судебных решений
Службой судебных приставов проводится важная работа по исполнению судебных актов и актов других органов, являющаяся завершающим этапом в деятельности граждан по защите своих прав. Вступившие в силу решения суда должны быть исполнены, только это позволит говорить о доверии к государственной власти, которая обязана защищать людей.
Между ФССП и Уполномоченным заключено соглашение, устанавливающее принципы взаимодействия. Вошло в практику работы проведение совместных приемов граждан по личным вопросам в городах и районах края, на которых сотрудниками принимаются решения, а гражданам даются необходимые консультации по правовым вопросам и оказывается практическая помощь, причем не только по вопросам исполнения судебных решений, но и многим другим.
Характеризуя поступившую корреспонденцию, стоит отметить, что в 2011 году к Уполномоченному поступило 83 жалобы по вопросам неисполнения решений судов, что больше чем в предыдущем. Из них 46 жалоб на бездействие судебных приставов, что на 21 больше прошлого года.
К сожалению, довольно часты случаи, когда судебные приставы не настойчиво добиваются исполнения судебных решений, а люди годами ждут их исполнения. В процессе рассмотрения жалоб в порядке контроля иногда приходится несколько раз направлять запросы о ходе исполнительных действий. Проблема исполнения судебных решений кроется не только в неэффективной работе судебных приставов. Часто причиной является отсутствие у ответчиков имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также длительный розыск места нахождения должника. Количество прекращенных производств по этим основаниям довольно высоко.
Порою права граждан на судебную защиту нарушаются судебными приставами не только по незнанию действующего законодательства, но и из-за ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.
Житель города Новоалтайска в жалобе к Уполномоченному сообщил, что судебный пристав постоянно откладывает исполнительное производство, незаконно сняла арест с имущества должника, оцененное на крупную сумму. По сообщению Управления ФССП доводы заявителя подтвердились в полном объеме. Начальнику отдела судебных приставов указано на необходимость осуществления надлежащего контроля над деятельностью подчиненных лиц. Дело остается на контроле у Уполномоченного. Хочется надеяться, что в конечном итоге судебное решение будет исполнено.
Сложнейшим вопросом остается реализация судебных решений о взыскании алиментов. Количество обращений по этой тематике выросло почти в 2 раза. Не желая содержать своих детей, из-за отсутствия реальной ответственности, отдельные граждане скрывают свои доходы, место работы, а исполнительные производства оканчиваются. В прошлом году возбуждено около 40 тысяч исполнительных производств, больше половины из них переходящих с прошлых лет.
Одним из действенных рычагов воздействия на должников, обязанных выплачивать алименты на содержание детей, является привлечение их к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. По таким фактам возбуждено и направлено в суды более тысячи дел, по 726 из которых вынесены обвинительные приговоры. К административной ответственности в рамках исполнения судебных решений о взыскании алиментов привлечено 1532 лица. Опасно, что количество родителей, не выплачивающих алименты детям, имеет тенденцию к росту.
Вошли в систему работы встречи представителей органов местного самоуправления, службы судебных приставов, Уполномоченного, священнослужителей с алиментщиками. Как показала практика, после таких бесед многие должники действительно берутся за ум. Поэтому оказание содействия в защите прав детей в части взыскания алиментов является одним из важных направлений нашей совместной работы.
В современных условиях судебная защита крайне важна. Важна она не только своим существованием, а действенностью и применимостью к реальной жизни. Уполномоченный убежден, что знание болевых точек в этой сфере должно способствовать исправлению системных ошибок. Замалчивание проблем ведет к умалению роли органов власти в обществе, к волоките и большим финансовым потерям, которые складываются из бесполезных походов в суд участников судопроизводства.
Работа представителей (доверенных лиц)
Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
Построение правового государства - процесс длительный и трудоемкий. Необходимость повышения правовой культуры населения должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов и поддержана средствами массовой информации. Здесь важна активная работа и объединение усилий всех заинтересованных сторон. Этому способствует деятельность представителей (доверенных лиц) Уполномоченного, что является важным условием повышения эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления и жителями края.
Доверенные лица принимают участие в работе сессий представительных органов, публичных слушаниях, встречах с населением.
Для предупреждения нарушений действующего законодательства, по инициативе представителя в Каменском районе В.В.Германа проверены учетные дела ветеранов Великой Отечественной войны, состоящих на учете в сельсоветах в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по результатам высказаны замечания, которые устраняются. При содействии представителя в Поспелихинском районе В.Г.Полухина в районной библиотеке со школьниками старших классов прошла интеллектуальная игра "Человек, государство, закон", занятие на тему "Ты имеешь право" по вопросам прав избирателей прошли в селах района. Доверенное лицо Уполномоченного в Ребрихинском районе Е.С.Филонов выступил перед руководителями образовательных учреждений на тему о реализации детьми с ограниченными возможностями здоровья права на образование, а на заседании муниципального родительского совета - с сообщением о мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае.
Большую работу по правовому просвещению молодежи ведут представители Уполномоченного в вузах края. Опыт их работы свидетельствует о том, что этот институт является эффективным средством приобретения молодежью навыков защиты своих прав, практического приобщения студентов к правам человека.
Неоценимую помощь в работе Уполномоченного оказывают представители в образовательных учреждениях. Активно работают по правовому просвещению представители Уполномоченного в городах Барнауле Л.А.Владимирова, Заринске Л.В.Исакова, Камне-на-Оби И.В.Безукладникова, в Ребрихинском районе Т.Ю.Беллер, в Косихинском районе Н.В.Ильиных и многие другие.
Свою работу по защите прав граждан представители осуществляют в тесном взаимодействии с работниками правоохранительных органов, органами местного самоуправления и социальной защиты населения, других ведомств.
Аппаратом Уполномоченного им оказывается организационная и методическая поддержка: рассылается нормативно-правовая и справочная литература, налажена телефонная, почтовая, электронная связь, оказывается постоянная консультативная помощь.
Положительно зарекомендовала себя практика совещаний по обмену опытом. Интересно и познавательно они прошли в Поспелихе (В.Г.Полухин и Г.В.Ишимова), Благовещенке (М.А.Бобина и А.И.Жумигина), Павловском районе (А.А.Моисеев), Бийске (А.П.Космынин и А.А.Глазырина) и городе Барнауле (В.А.Лихоманова).
Активное участие в работе совещаний принимали главы районов и руководители администраций (А.А.Гинц и В.И.Головешкин, П.П.Шрейдер и В.Ф.Краутер, А.С.Тарасенко, Л.Н.Зубович, П.Д.Фризен и А.Ф.Сираш, Л.Г.Григоричева), сотрудники прокуратуры. В октябре 2011 года в таком же мероприятии приняли участие председатель АКЗС И.И.Лоор, заместитель начальника, начальник полиции ГУВД А.А.Лаас, председатель краевой Избирательной комиссии И.Л.Акимова, начальник Главного управления по здравоохранению и фармацевтической деятельности В.В.Яковлев, сотрудники ТФОМС и государственной жилищной инспекции. На совещаниях обсуждены вопросы реализации права граждан на получение информации, взаимодействия представителей Уполномоченного с муниципальными органами власти, работы органов внутренних дел, реформы в здравоохранении и другие.
За заслуги в общественной работе представители Уполномоченного А.Д.Теплов - Краснощековский район и Г.А.Нестеренко - город Рубцовск были награждены Почетной грамотой АКЗС, а Благодарственным письмом - Л.А.Владимирова - представитель в образовательных учреждениях города Барнаула.
Благодарностью Уполномоченного отмечены Г.Н.Тырышкин - представитель в городе Белокурихе, Т.А.Огнева (Тальменский район), М.А.Бобина (Благовещенский район), О.А.Назарова (Чарышский район), Н.Л.Адам (МОУ г. Славгорода).
Бескорыстный труд представителя (доверенного лица) реально помогает выполнять одну из функций Уполномоченного - участие в правовом просвещении жителей края. В этом убеждаешься, когда работаешь вместе с Н.Т.Ермаковой в Солонешенском районе, З.И.Братусь и И.В.Панкив в городе Славгороде, А.П.Касмыниным в Бийске, представителем в образовательных учреждениях города Яровое Г.В.Козловой, А.М.Силкиным в Красногорском районе, Н.Ю.Колиной в Шелаболихинском районе, другими.
Работа представителей (доверенных лиц) является неотъемлемой частью деятельности Уполномоченного. Конструктивно сотрудничая с органами государственной власти и местного самоуправления, представители оказывают действенную помощь гражданам на местах.
Заключение
Представленный доклад не претендует на исчерпывающий анализ ситуации в области прав человека в Алтайском крае.
Уполномоченный и его аппарат в 2012 году продолжит работу:
- по защите и восстановлению прав граждан;
- по правовому просвещению;
- по осуществлению контроля за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими организациями и должностными лицами прав жителей края;
- по осуществлению мониторинга положения дел с правами и свободами человека и решение поставленных в докладе задач.
Уполномоченный надеется, что обозначенные в докладе проблемы привлекут внимание государственных и муниципальных структур, а высказанные предложения и рекомендации будут востребованы в их деятельности, на понимание и сотрудничество со всеми, от кого зависит соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае.
Уполномоченный по правам человека
в Алтайском крае
Ю.А.ВИСЛОГУЗОВ