УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
ПРИКАЗ
от 30 мая 2011 г. № 164
О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
(в ред. Приказа
Управления Роспотребнадзора по Пермскому
краю от 01.09.2011 № 292/1)
В целях обеспечения соблюдения законности при осуществлении деятельности по установлению санитарно-защитных зон для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и нанесении их органами местного самоуправления как зон ограничений на карты территорий приказываю:
1. Внедрить с 1 июня 2011 г. в деятельность Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее - Управление), ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" методические рекомендации
"Порядок проектирования санитарно-защитных зон, их установление и обеспечение нанесения их органами местного самоуправления как зон ограничений на планы территорий" (далее - Методические рекомендации) (приложение).
2. Начальнику отдела надзора по коммунальной гигиене Управления А.А.Никулину, начальникам территориальных отделов Управления (Андриивой Г.Н., Пономареву А.А., Казакову А.Б., Шакирову М.С., Зомареву А.М., Бахматову А.Б.), главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" Семенову В.И.:
2.1. Обеспечить исполнение возложенных функций по установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с Методическими рекомендациями
.
2.2. Довести настоящие Методические рекомендации
до сведения органов местного самоуправления.
(пп. 2.2 в ред. Приказа
Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 01.09.2011 № 292/1)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.3. Рекомендовать проектным организациям использовать настоящие Методические рекомендации
при установлении и изменении санитарно-защитных зон объектов и производств III, IV и V классов опасности.
(пп. 2.3 введен Приказом
Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 01.09.2011 № 292/1)
3. Начальникам территориальных отделов Управления (Андриивой Г.Н., Пономареву А.А., Казакову А.Б., Шакирову М.С., Зомареву А.М., Бахматову А.Б.) подготовить соглашения с органами местного самоуправления о взаимодействии при установлении санитарно-защитных зон объектов.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Заместитель руководителя
В.А.ХОРОШАВИН
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по Пермскому краю,
Главный государственный
санитарный врач
по Пермскому краю
Сбоев А.С.
30 мая 2011 г. № 164
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"О ПОРЯДКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАНЕСЕНИЯ ИХ КАК ЗОН ОГРАНИЧЕНИЙ НА ДЕЖУРНЫЕ
ПЛАНЫ ТЕРРИТОРИЙ"
В соответствии с п. 4.5
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ промышленных объектов и производств может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности - по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
В соответствии с Изменениями № 3 подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
4.4. Натурные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и уровнем физического воздействия на атмосферный воздух проводятся:
а) за качеством атмосферного воздуха по химическим веществам;
б) за уровнем шума физических факторов воздействия (шум, ЭМИ, вибрации и т.д.).
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Объем наблюдений должен обеспечить среднегодовую характеристику уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся:
- для аэропортов, аэродромов, вертодромов - по лимитирующему фактору (шум), количество измерений определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта;
- для групп промышленных предприятий, в состав которых входят объекты 1, 2-го классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества 1-го класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью - всего 20 натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно);
- для крупных химических, нефтехимических комплексов, металлургических комбинатов с полным технологическим циклом (от добычи руды до выплавки металла) - всего 20 натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).
4.5. Функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.
Режим использования земельных участков в границах СЗЗ определен в главе V
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
4.6. В составе проекта по организации СЗЗ предприятия разрабатывается проект благоустройства и озеленения.
Планировочная организация СЗЗ и территории предприятия, их благоустройство и озеленение состоит из следующих мероприятий:
- сохранение существующих зеленых насаждений;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- озеленение и благоустройство береговой зоны водных объектов.
В проекте должны быть отражены следующие вопросы:
- уточняются намеченные функциональное, строительное, ландшафтное зонирование и планировка территории, отражается на карте наличие существующих зеленых насаждений и планируемых к посадке;
разрабатываются мероприятия по максимальному сохранению и эффективному использованию в защитных целях существующих зеленых насаждений с определением работ по их реконструкции;
- составляется пояснительная записка, в которой кратко излагается содержание проекта.
4.7. Проект окончательной санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов включает информацию, содержащуюся в проекте расчетной СЗЗ, которая дополняется результатами натурных наблюдений и реализации мероприятий по защите населения от воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и физического воздействия.
В соответствии с Руководством по оценке риска для здоровья населения результаты натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха в 95% случаев наблюдений не должны превышать предельно допустимые концентрации.
Результаты инструментальных замеров шумовой нагрузки не должны превышать предельно допустимые уровни звука.
В соответствии с п. 3.6
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в случае несовпадения размера расчетной СЗЗ и полученной на основании натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру СЗЗ принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.
Раздел 5. Отображение размера и границы санитарно-защитной
зоны на карте градостроительного зонирования
1. СЗЗ являются зонами с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1
Градостроительного кодекса РФ).
2. Границы СЗЗ отображаются на картах (схемах) территориального планирования муниципальных образований (ст. 19
ГР РФ).
3. Для предприятий, сооружений и других объектов, расположенных в границах муниципального образования город Пермь:
санитарно-эпидемиологические заключения и решения Главного государственного санитарного врача или его заместителя об установлении размеров и границ СЗЗ для объектов 3-5-го классов опасности, а также постановления Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера и границы СЗЗ для объектов 1-го и 2-го классов опасности в копиях, вторые экземпляры проекта границ СЗЗ как на бумажном носителе, так и в электронном виде на оптическом носителе в формате dxf, shape в течение семи дней со дня утверждения передаются в администрацию города Перми в рамках информационного взаимодействия для нанесения границ СЗЗ на дежурный план и размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (ст. 56
, 57
Градостроительного кодекса РФ) и Земельную кадастровую палату по Пермскому краю в установленном порядке для отображения ограничений.
Раздел 6. Режим использования земельных участков
в границах СЗЗ
В соответствии с п. 3.2
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, если в границах СЗЗ расположено жилье, должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств обеспечивают разработку плана-графика расселения жителей. План расселения жителей утверждается руководителем предприятия и согласовывается органами местного самоуправления.
В случае невозможности расселения жителей за пределы СЗЗ в течение года должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств обеспечивают разработку программы медико-профилактических мероприятий для лиц, проживающих в пределах СЗЗ.
Контроль за выполнением принятых на себя обязательств по расселению жителей за границы СЗЗ, реализацией медико-профилактических мероприятий и проведением натурных наблюдений осуществляется органами Роспотребнадзора.
Проект СЗЗ с санитарно-эпидемиологическим заключением и экспертным заключением должен храниться на предприятии и предъявляться по требованию надзорных органов.
В соответствии с п. 2.4
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла устанавливается единая расчетная и окончательная СЗЗ с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую СЗЗ.