КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. № 84-р
1. В целях реализации постановления
Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" утвердить прилагаемый Комплекс
мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 16.02.2012 № 84-р
КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2012 ГОДУ
Раздел 1. Текущее состояние системы общего образования Чувашской Республики
Основные направления развития системы общего образования в Чувашской Республике определены в соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" (далее - инициатива "Наша новая школа"), планом действий по модернизации системы общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, и Федеральной целевой программой
развития образования на 2011 - 2015 годы.
В целях реализации инициативы "Наша новая школа" в Чувашской Республике приняты следующие нормативные правовые акты:
государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. № 589);
Республиканская целевая программа
развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293);
план
действий по модернизации системы общего образования в Чувашской Республике на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. № 40-р).
В Чувашской Республике ведется целенаправленная работа по реализации всех направлений инициативы "Наша новая школа".
В настоящее время в республике функционируют 481 дневное общеобразовательное учреждение, 11 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 15 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, одно специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, одно оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В дневных общеобразовательных учреждениях обучаются 125,9 тыс. детей, в том числе 52,2 - в сельской местности, 73,7 - в городской местности. Еще 2,5 тыс. детей обучаются в вечерних общеобразовательных учреждениях.
Одной из главных задач системы общего образования является создание комфортной среды для обучения школьников. Существенному улучшению материально-технической базы школ способствовало участие республики в приоритетном национальном проекте "Образование" (далее - ПНПО), комплексном проекте модернизации образования и в других федеральных программах. В целом на модернизацию системы общего образования (строительство и ремонт учреждений, обновление учебно-спортивной базы, мебели, столового оборудования, приобретение школьных автобусов) направлено 3,3 млрд. рублей. В результате этого в сравнении с 2005 годом подушевой норматив на реализацию основной общеобразовательной программы на одного школьника увеличился в 6 раз. Таким образом, реализация ПНПО позволила качественно улучшить материально-техническую базу школ для дальнейшей модернизации системы общего образования.
Создан новый организационно-экономический механизм путем введения с 2001 года нормативного подушевого финансирования (далее - НПФ), перевода образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, на новую систему оплаты труда с 2009 года.
Осуществляется реструктуризация сети, формируется система независимой оценки качества образования (с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года - новая форма аттестации выпускников 9 классов) и др.
Внедрение прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления в сфере образования способствовало проведению оптимизации штатных расписаний, рациональному использованию ресурсов. Благодаря введению НПФ произошло изменение методов планирования и механизмов распределения бюджетных средств, что позволило повысить уровень экономической эффективности расходов на образование, улучшить качество бюджетной образовательной услуги общего образования. Бюджет образовательного учреждения рассчитывается с применением норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося, основой расчета является стандартная стоимость реализации образовательной программы. Введение новой системы оплаты труда, ориентированной на результат, позволило обеспечить зависимость зарплаты от качества образовательной услуги, создание мотивационной среды для качественной работы и повышение заинтересованности педагогических работников в повышении квалификации.
За последние годы проведена реструктуризация более 60 процентов школ, наполняемость классов в городских школах в 2011 году составила 25,36 чел., в сельских - 14,65 чел. Точками роста стали 138 базовых школ, которые обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная и спортивная база.
Широкое развитие получает взаимодействие базовых школ с другими школами и учреждениями профессионального образования. В 2011/12 учебном году более 2/3 старшеклассников занимаются по профильным программам. В современные образовательные центры в сельской местности ежедневно на 352 автобусах подвозятся более 14 тыс. детей из 1038 деревень.
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественным образованием. На сегодня в Чувашской Республике на 8,4 учащегося приходится один компьютер, в 138 ресурсных центрах - один компьютер на 5 - 8 школьников. Все образовательные учреждения подключены к интрасети Чувашия, а доступ в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в городской местности - 1,5 Мбит/с, в сельской - 512 кбит/с, а средняя скорость внутри интрасети Чувашия - 6 Мбит/с. Среднее значение объема трафика на одну школу составляет 5,7 Гб/мес. (город - 7, село - 5), за год потребление возросло более чем в 5 раз. Все школы имеют сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики.
Активно начали внедряться универсальные (единые) электронные карты, электронные расписания, журналы, дневники. Домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, около 87 процентов учащихся и 65 процентов учителей имеют дома компьютеры.
Информационные образовательные ресурсы активно используются для оказания доступных качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ реализуются проекты инклюзивного, интеграционного и дистанционного образования.
В настоящий момент в Чувашии дистанционно обучаются 162 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 84 общеобразовательных учреждения. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования.
Проведена значительная работа по формированию современного корпуса педагогов и управленцев. 95 процентов учителей имеет высшее образование, 76 процентов - различные квалификационные категории, из них 18 процентов - высшую, 46 процентов - первую. Доля учителей, имеющих стаж работы до 5 лет, составляет 7 процентов, учителей пенсионного возраста - 13 процентов.
Педагоги республики вовлечены в постоянную инновационную образовательную деятельность, которая стала еще более насыщенной с началом реализации ПНПО. Ставка на лидеров (на лучших учителей, лучшие школы), различные гранты, конкурсы, президентские стипендии позволили выявить новые эффективные образовательные практики и тиражировать их. В конкурсных процедурах ПНПО участвовало около 62 процентов школ и почти 40 процентов учителей.
Одним из важнейших направлений инициативы "Наша новая школа" обозначено создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей. Для развития юных талантов в республике создана сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, профильные смены в лагерях, разработаны индивидуальные программы для одаренных детей, с ними занимаются ведущие ученые и педагоги, в том числе в дистанционной форме, и др. В 2010 году каждый второй школьник участвовал в различных интеллектуальных, творческих состязаниях. За последние 5 лет 139 школьников стали победителями и призерами всероссийских предметных олимпиад.
Ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. Чувашская Республика в числе первых среди регионов России ввела в учебную программу школ третий час физкультуры, для обеспечения 6 - 8-часовой двигательной активности в неделю также проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Регулярно обновляется спортивная база. В рамках реализации ПНПО на эти цели направлено более 60 млн. рублей.
├───┼──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────────────┤
│10.│Распределение средств субсидий│ │апрель -│ │ │Минобразования │
│ │федерального бюджета,│ │ май │ │ │Чувашии │
│ │предусмотренных на│ │ │ │ │ │
│ │осуществление мер,│ │ │ │ │ │
│ │направленных на│ │ │ │ │ │
│ │энергосбережение в системе│ │ │ │ │ │
│ │общего образования │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────────────┤
│11.│Организация проведения курсов│ март │ │октябрь│ │Минобразования │
│ │повышения квалификации│ │ │ │ │Чувашии │
│ │педагогических работников│ │ │ │ │ │
│ │образовательных учреждений│ │ │ │ │ │
│ │муниципальных и городских│ │ │ │ │ │
│ │округов │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────────────┤
│12.│Поставка оборудования,│ │ │ июль -│ │Минобразования │
│ │автобусов и литературы для│ │ │ август│ │Чувашии │
│ │образовательных учреждений │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────────────┤
│13.│Контроль за целевым и│ │ │ │октябрь -│Минобразования │
│ │эффективным использованием│ │ │ │ декабрь │Чувашии, │
│ │автобусов и оборудования│ │ │ │ │Минфин Чувашии │
│ │образовательными учреждениями │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────────────────┼───────┴────────┴───────┴─────────┼───────────────┤
│14.│Ежемесячный мониторинг│ ежемесячно │Минобразования │
│ │заработной платы │ │Чувашии, │
│ │ │ │органы местного│
│ │ │ │самоуправления │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤
│15.│Информационное сопровождение│еженедельное обновление информации│Минобразования │
│ │хода реализации мероприятий по│ на сайтах Минобразования Чувашии │Чувашии, │
│ │модернизации региональной│ и школ республики │Минкультуры │
│ │системы общего образования ├──────────────────────────────────┤Чувашии │
│ │ │ежемесячные публикации в печатных │ │
│ │ │ средствах массовой информации │ │
├───┼──────────────────────────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤
│16.│Подготовка и сдача отчетов об│ ежеквартально │Минобразования │
│ │использовании средств│ │Чувашии │
│ │федерального бюджета,│ │ │
│ │предоставленных на│ │ │
│ │модернизацию региональной│ │ │
│ │системы общего образования в│ │ │
│ │2012 году, в Министерство│ │ │
│ │образования и науки Российской│ │ │
│ │Федерации │ │ │
└───┴──────────────────────────────┴──────────────────────────────────┴───────────────┘