АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу № А14-4264/2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения оглашена "12" июля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено "19" июля 2011 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Р" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области от 27 апреля 2011 года № 20-11/41.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал, против их удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность своих действий.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил.
1 августа 2009 года ООО "Р" заключило лицензионное соглашение на предоставление неисключительных ограниченных прав на программное обеспечение Microsoft (далее - лицензионное соглашение) <...> с MICROSOFT IRELA№ D OPERA№ IO№ S LIMITED, Ирландия. Срок действия указанного лицензионного соглашения - до 24.09.2010.
По данному лицензионному соглашению 10.11.2009 заявителем оформлен паспорт сделки № 0911009/1481/0314/4/0 (далее - ПС) в филиале АКБ СБ РФ (ОАО).
В рамках вышеуказанного лицензионного соглашения нерезидент оказал услуги на сумму 49 500,00 долларов США согласно акту приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559, счету-инвойсу от 05.08.2010 № 115057559 ООО "Р" 22.09.2010 перечислило на счет инопартнера денежные средства в размере 49 500,00 долларов США (платежное поручение от 22.09.2010 № 10).
В ходе проверки соблюдения норм валютного законодательства при рассмотрении поступивших в налоговый орган в отношении ООО "Р" из уполномоченного банка документов, касающихся осуществления заявителем внешнеторговой деятельности по исполнению лицензионного соглашения от 01.08.2009 с Компанией MICROSOFT IRELA№ D OPERA№ IO№ S LIMITED (Ирландия), главным контролером-ревизором ТУ ФС ФБН в Воронежской области непосредственно в действиях общества установлено наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25
КоАП РФ: в нарушение пункта 2.4 главы 2
Положения Центрального Банка РФ № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" справка о подтверждающих документах от 22.11.2010, а также акт приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559 представлены обществом в уполномоченный банк (далее по тексту - банк ПС) с просрочкой на 99 календарных дней.
По итогам проверки в отношении заявителя административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.04.2011 № 20-11/41. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Р", надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, что подтверждается материалами дела. По результатам рассмотрения материалы проверки ТУ ФС ФБН в Воронежской области 27 апреля 2011 года вынесено постановление № 20-11/41 о привлечении ООО "Р" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25
КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассматривалось в отсутствие законного представителя ООО "РЕТ", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения, что подтверждается материалами дела. При этом судом учтено, что ходатайств о переносе даты рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в связи с необходимостью присутствия представителя ООО "Р" не заявлялось.
Не оспаривая факт совершения правонарушения, ООО "Р" в обоснование заявленных требований указывает на отсутствие в его действиях существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и просит суд применить статью 2.9
КоАП РФ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган указывает на совершение ООО "Р" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25
КоАП РФ, формальность состава правонарушения и наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выразившемся в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В силу части 4
АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом
.
В соответствии с частью 1 статьи 207
АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом
рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом
, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе
об административных.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24
Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон
№ 173-ФЗ).
Согласно пунктам 1
, 2
, 4 статьи 5
Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом
, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В порядке статьи 7
Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом
и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 2.1
Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (в редакции, действовавшей на момент установленного представления и фактического представления документов) (далее - Положение
), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением
, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (подтверждающие документы).
В соответствии с пунктом 2.4
Положения, резидент представляет в банк, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), документы, указанные в пункте 2.2
настоящего Положения (подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах), в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15-и календарных дней после окончания месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Указанием
Центрального Банка РФ от 10.12.2007 № 1950-у (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2007 № 10804) к формам учета по валютным операциям для резидентов отнесены: справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2
Инструкции № 117-И (от 15.06.2004 "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"), справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3
Инструкции № 117-И; справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2
Положения № 258-П.
Документом, подтверждающим оказание услуги, является акт приема-передачи результатов и в рассматриваемой ситуации таковым является акт приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559.
Таким образом, общество должно было выполнить обязанность по представлению необходимых документов в уполномоченный банк не позднее 15.08.2010, однако фактически представило их банку только 22.11.2010, то есть с нарушением установленного срока на 99 дней.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25
КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и не оспорено заявителем, что в нарушение вышеназванных требований Положения
ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П общество представило справку о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, а также акт приема-передачи по лицензионному соглашению в уполномоченный банк со значительным нарушением установленного законодательством срока представления подтверждающих документов и информации (99 дней), что более чем в шесть раз превышает указанный срок, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25
КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1
КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65
АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
ООО "Р" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области валютного регулирования и наличия объективных причин, безусловно препятствующих соблюдению установленного Положением
Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П срока формы учета по валютным операциям.
Проверка ООО "Р" проведена ТУ ФС ФБН в Воронежской области в пределах компетенции административного органа, с учетом требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административное наказание наложено с соблюдением требований статей 25.1
, 29.7
КоАП РФ с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в минимально возможном размере.
Оснований для применения ст. 2.9
КоАП РФ суд не усматривает.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП
РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный государством порядок управления, а несвоевременное представление в уполномоченный банк форм учета валютных операций резидентов препятствует нормальной деятельности уполномоченного банка как агента валютного контроля. Применительно к спорной ситуации неисполнение обществом установленных требований влечет негативные последствия для деятельности Центрального банка Российской Федерации, поскольку представляемые ему сведения необходимы для качественной выработки валютной и внешнеэкономической политики и принятия решений на экономическую ситуацию в стране, на что обоснованно указано административным органом. Информация, содержащаяся в документах, представляемых уполномоченному банку как агенту валютного контроля, требуется для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
О высокой степени особого внимания со стороны государства на правонарушения в сфере валютного законодательства, посягающие на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствуют установленный КоАП
РФ значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, допущенная заявителем просрочка представления справки о подтверждающих документах является существенной (99 дней) и превышает установленный законом срок более, чем в шесть раз, что безусловно свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Р" к исполнению публично-правовых обязанностей, законодательно возложенных на хозяйствующих субъектов, осуществляющих валютные операции. С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 4 статьи 208
АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 211
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области от 27 апреля 2011 года № 20-11/41 о привлечении общества с ограниченной ответственность "Р" (ОГРН: <...>) к административной ответственности отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента принятия в апелляционном порядке.