Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу № А14-4264/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена "12" июля 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено "19" июля 2011 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Р" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области от 27 апреля 2011 года № 20-11/41.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал, против их удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на правомерность своих действий.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил.
1 августа 2009 года ООО "Р" заключило лицензионное соглашение на предоставление неисключительных ограниченных прав на программное обеспечение Microsoft (далее - лицензионное соглашение) <...> с MICROSOFT IRELA№ D OPERA№ IO№ S LIMITED, Ирландия. Срок действия указанного лицензионного соглашения - до 24.09.2010.
По данному лицензионному соглашению 10.11.2009 заявителем оформлен паспорт сделки № 0911009/1481/0314/4/0 (далее - ПС) в филиале АКБ СБ РФ (ОАО).
В рамках вышеуказанного лицензионного соглашения нерезидент оказал услуги на сумму 49 500,00 долларов США согласно акту приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559, счету-инвойсу от 05.08.2010 № 115057559 ООО "Р" 22.09.2010 перечислило на счет инопартнера денежные средства в размере 49 500,00 долларов США (платежное поручение от 22.09.2010 № 10).
В ходе проверки соблюдения норм валютного законодательства при рассмотрении поступивших в налоговый орган в отношении ООО "Р" из уполномоченного банка документов, касающихся осуществления заявителем внешнеторговой деятельности по исполнению лицензионного соглашения от 01.08.2009 с Компанией MICROSOFT IRELA№ D OPERA№ IO№ S LIMITED (Ирландия), главным контролером-ревизором ТУ ФС ФБН в Воронежской области непосредственно в действиях общества установлено наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ: в нарушение пункта 2.4 главы 2 Положения Центрального Банка РФ № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" справка о подтверждающих документах от 22.11.2010, а также акт приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559 представлены обществом в уполномоченный банк (далее по тексту - банк ПС) с просрочкой на 99 календарных дней.
По итогам проверки в отношении заявителя административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 20.04.2011 № 20-11/41. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ООО "Р", надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, что подтверждается материалами дела. По результатам рассмотрения материалы проверки ТУ ФС ФБН в Воронежской области 27 апреля 2011 года вынесено постановление № 20-11/41 о привлечении ООО "Р" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассматривалось в отсутствие законного представителя ООО "РЕТ", надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения, что подтверждается материалами дела. При этом судом учтено, что ходатайств о переносе даты рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в связи с необходимостью присутствия представителя ООО "Р" не заявлялось.
Не оспаривая факт совершения правонарушения, ООО "Р" в обоснование заявленных требований указывает на отсутствие в его действиях существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и просит суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный орган указывает на совершение ООО "Р" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, формальность состава правонарушения и наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выразившемся в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В силу части 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 173-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В порядке статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно пункту 2.1 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (в редакции, действовавшей на момент установленного представления и фактического представления документов) (далее - Положение), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие в числе прочего факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (подтверждающие документы).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения, резидент представляет в банк, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения (подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах), в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15-и календарных дней после окончания месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Указанием Центрального Банка РФ от 10.12.2007 № 1950-у (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2007 № 10804) к формам учета по валютным операциям для резидентов отнесены: справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции № 117-И (от 15.06.2004 "О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"), справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции № 117-И; справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения № 258-П.
Документом, подтверждающим оказание услуги, является акт приема-передачи результатов и в рассматриваемой ситуации таковым является акт приема-передачи от 31.07.2010 № 115057559.
Таким образом, общество должно было выполнить обязанность по представлению необходимых документов в уполномоченный банк не позднее 15.08.2010, однако фактически представило их банку только 22.11.2010, то есть с нарушением установленного срока на 99 дней.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и не оспорено заявителем, что в нарушение вышеназванных требований Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П общество представило справку о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, а также акт приема-передачи по лицензионному соглашению в уполномоченный банк со значительным нарушением установленного законодательством срока представления подтверждающих документов и информации (99 дней), что более чем в шесть раз превышает указанный срок, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которых оно основывает свои требования и возражения.
ООО "Р" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области валютного регулирования и наличия объективных причин, безусловно препятствующих соблюдению установленного Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 № 258-П срока формы учета по валютным операциям.
Проверка ООО "Р" проведена ТУ ФС ФБН в Воронежской области в пределах компетенции административного органа, с учетом требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административное наказание наложено с соблюдением требований статей 25.1, 29.7 КоАП РФ с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в минимально возможном размере.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный государством порядок управления, а несвоевременное представление в уполномоченный банк форм учета валютных операций резидентов препятствует нормальной деятельности уполномоченного банка как агента валютного контроля. Применительно к спорной ситуации неисполнение обществом установленных требований влечет негативные последствия для деятельности Центрального банка Российской Федерации, поскольку представляемые ему сведения необходимы для качественной выработки валютной и внешнеэкономической политики и принятия решений на экономическую ситуацию в стране, на что обоснованно указано административным органом. Информация, содержащаяся в документах, представляемых уполномоченному банку как агенту валютного контроля, требуется для осуществления контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций. Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
О высокой степени особого внимания со стороны государства на правонарушения в сфере валютного законодательства, посягающие на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, допущенная заявителем просрочка представления справки о подтверждающих документах является существенной (99 дней) и превышает установленный законом срок более, чем в шесть раз, что безусловно свидетельствует о пренебрежительном отношении ООО "Р" к исполнению публично-правовых обязанностей, законодательно возложенных на хозяйствующих субъектов, осуществляющих валютные операции. С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области от 27 апреля 2011 года № 20-11/41 о привлечении общества с ограниченной ответственность "Р" (ОГРН: <...>) к административной ответственности отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента принятия в апелляционном порядке.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2011 по делу № А14-4264/2011
Так как проверка заявителя была проведена административным органом в пределах своей компетенции, с учетом требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административное наказание было наложено с соблюдением требований ст. ст. 25.1, 29.7 КоАП, а также с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в минимально возможном размере, суд отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления органа финансово-бюджетного надзора.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru