Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2011 г. по делу № А33-18708/2010

Резолютивная часть решения объявлена "02" марта 2011 года
В полном объеме решение изготовлено "10" марта 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения "Крытый каток "Умка", ОГРН 1032401504552, ИНН 2457054552
к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края
о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2010 № 1610-11 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: А.О. Ериженко на основании доверенности № 19-10/10 от 13.10.2010
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

муниципальное бюджетное учреждение "Крытый каток "Умка" (далее - заявитель, МБУ "Крытый каток "Умка"), ОГРН 1032401504552, ИНН 2457054552 обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2010 № 1610-11 о назначении административного наказания.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (почтовое уведомление № 66004959205574).
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что оспариваемый акт вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Прокуратурой г. Норильска проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства МБУ "Крытый каток "Умка" по адресу: г. Норильск, район Талнах, ул. Космонавтов, д. 15А.
По результатам проверки установлено, что в течение 2 - 4 кварталов 2009 года, 1 квартала 2010 года МБУ "Крытый каток "Умка" осуществляло негативное воздействие на окружающую среду - размещение отходов 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, 1 класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак и отходов первого класса опасности. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки МБУ "Крытый каток "Умка" не производило.
Усмотрев в действиях МБУ "Крытый каток "Умка" административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, заместитель прокурора г. Норильска Е.Г. Васильева вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением о назначении административного наказания от 22.11.2010 № 1610-11 МБУ "Крытый каток "Умка" привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 22.11.2010 № 1610-11, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд исследовал материалы дела и, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207 - 211).
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе, возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Судом установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заместителем прокурора г. Норильска Васильевой Е.Г. Следовательно, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу подпункта 2 пункта 3.6 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории края, за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов).
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, вправе, в том числе государственные инспектора по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края В.В. Токавчук Следовательно, постановление о назначении административного наказания от 22.11.2010 № 1610-11 вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах представленных полномочий. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административной правонарушении (телеграмма от 16.11.2010).
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного предпринимателю правонарушения состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются, в том числе платность размещения отходов.
По пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О указано, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно пункту 1.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (далее по тексту - Инструктивно-методические указания от 26.01.1993), плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны.
По пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний от 26.01.1993 плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов.
Согласно пункту 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими, в том числе такие виды вредного воздействия как размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на хозяйствующих субъектов только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2009 № 14561/08.
Как следует из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, прокуратурой г. Норильска установлено бездействие МБУ "Крытый каток "Умка", выразившееся в неосуществлении платежей за размещение отходов в установленные законодательством сроки.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пунктам 1, 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Изложенное свидетельствует о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2009 № 14561/08.
Вместе с тем, из материалов административного дела не следует, что МБУ "Крытый каток "Умка" занималось размещением отходов, а также осуществляло какие-либо иные виды обращения с опасными веществами, в соответствии с понятиями Закона "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 2 статьи 28.4 КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное прокурором, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, дата его составления.
Из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении видно, что в нем отсутствует дата вынесения. На 1 странице постановления указан только месяц и год - май 2010 года. Указание на 4 странице постановления - 18.05.2010 свидетельствует о дате разъяснения лицу, привлекаемому к административной ответственности, его прав и выдачи копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заместителем прокурора г. Норильска Е.Г. Васильевой с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Следовательно, доказательство совершения вменяемого МБУ "Крытый каток "Умка" правонарушения получено административным органом с нарушением требований действующего законодательства. Событие вменяемого административного правонарушения административным органом не доказано, соответственно в действиях МБУ "Крытый каток "Умка" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания от 22.11.2010 № 1610-11 вынесено с нарушением требований действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 22.11.2010 № 1610-11 подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края,

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 1610-11 о назначении административного наказания от 22 ноября 2010 года, вынесенное Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в отношении муниципального бюджетного учреждения "Крытый каток "Умка", ОГРН 1032401504552, ИНН 2457054552.
Разъяснить, что решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.03.2011 по делу № А33-18708/2010
<Отсутствие в протоколе об административном правонарушении даты его составления является нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, подлежит отмене>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru