Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2012 г. по делу № А36-3269/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2012 г. Полный текст решения изготовлен 31 января 2012 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиной С.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью малое предприятие "Импульс" о признании незаконными действий Отделения по Чаплыгинскому району УФК по Липецкой области по возврату исполнительного листа № 01426 от 14.04.2009 г. и обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению,
при участии третьего лица - администрации сельского поселения Буховского сельсовета Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
при участии в заседании:
от заявителя: Колаев В.Е. - представитель по доверенности;
от ответчика: Лазарева Е.Д. - по доверенности <...>;
от третьего лица: не явился;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью малое предприятие "Импульс" (далее - ООО МП "Импульс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Чаплыгинскому району УФК по Липецкой области по возврату исполнительного листа № 01426 от 14.04.2009 г. и обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению, а также взыскании 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик ранее письменным отзывом заявленные требования оспорил (см. л.д. 88 - 91). Кроме того, представителем УФК по Липецкой области сообщено о прекращении деятельности Отделения по Чаплыгинскому району УФК по Липецкой области путем реорганизации в форме присоединения (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 08.08.2011 г. л.д. 72). В силу положений ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (акт от 29.07.2011 г. № 12). Таким образом, УФК РФ по Липецкой области является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица, присутствующий до объявленного перерыва, в данное судебное заседание не явился. Учитывая положения ст. 123, 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя администрации сельского поселения Буховского сельсовета Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
Ранее в материалы дела поступил письменный отзыв, которым третье лицо против удовлетворения требования возражало, указав, что ответчик не является главным распорядителем средств бюджета сельского поселения и финансовым органом местного самоуправления сельского поселения (см. л.д. 120).
Заявитель настаивает на необходимости удовлетворения требования. На вопрос суда о реальном восстановлении нарушенного права подобным судебным актом, полагает, что оно будет восстановлено самим фактом принятия исполнительного листа органом Федерального казначейства.
Представитель ответчика вновь пояснила, что администрация сельского поселения на уровне местного бюджета является единственным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципального казенного учреждения. В этой связи исполнительный лист должен был быть направлен взыскателем в администрацию сельского поселения.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Липецкой области на основании решения от 25.12.2008 г. по делу № А36-2601/2008 выдан исполнительный лист № 01426 от 14.04.2009 г. о взыскании 1 311 617 руб. 20 коп. затрат, понесенных на благоустройство пруда с администрации сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в пользу ООО МП "Импульс" (см. л.д. 10).
В целях исполнения решения суда ООО МП "Импульс" направило в адрес Отделение по Чаплыгинскому району УФК Липецкой области для исполнения указанный исполнительный документ для взыскания суммы долга с администрации сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
Отделение 10.06.2011 г. возвратило ООО МП "Импульс" без исполнения исполнительный документ № 01426 от 14.04.2009 г., указав, что лицевые счета организации, указанной в представленном исполнительном листе в качестве должника в Отделении УФК по Липецкой области отсутствуют (см. л.д. 8).
Заявитель квалифицирует данные действия, как действия по возврату исполнительного листа применительно к положениям ч. 3 ст. 242.1 БК РФ, считает, что они противоречат требованиям действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом действие (бездействие) может быть признано незаконным только при наличии одновременно двух условий, а именно, в случае несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), п. 3 ст. 239 и п. 2 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ (в системной взаимосвязи с п. 11 ст. 161 БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального бюджетного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как следует из пояснений ответчика, со ссылкой на ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", лицевой счет должнику - администрации сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета в Отделении УФК не открывался.
Постановлением администрации сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области от 14.01.2011 г. № 2 "Об утверждении регламента организации работы администрации сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района по исполнению требований исполнительных документов о взыскании средств бюджета сельского поселения по денежным обязательствам бюджетных учреждений сельского поселения Буховский сельсовет" (см. л.д. 92 - 98) утвержден соответствующий регламент организации работы администрации. Данный регламент утвержден в рамках исполнения требований главы 24.1. БК РФ с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
В частности в регламенте, аналогично п. 5 ст. 242.5 БК РФ установлено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
В рамках рассматриваемого спора именно администрация сельского поселения является на уровне местного бюджета единственным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждения по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также главным распорядителем средств соответствующего бюджета. По указанной причине суд не может принять ссылку заявителя на сложившуюся арбитражную практику, включая правовые позиции ВАС РФ, поскольку предметом рассмотрения соответствующих дел являлся порядок исполнения судебных актов о взыскании задолженности в отношении субъектов Российской Федерации всех уровней, за исключением органов местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, а не пункт 12 статьи 245.

В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, в соответствии с п. 12 ст. 245 БК РФ исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве".
По запросу суда было установлено, что такие счета в ГРКЦ г. Липецка не открывались.
Учитывая изложенное, заявителю надлежало обратиться с требованиями к основному должнику и, в силу п. 1 ст. 242.5 БК РФ, направить исполнительный лист в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, которым является администрация сельского поселения Буховский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
В ходе всего судебного разбирательства суд предлагал заявителю представить доказательства обращения за исполнением судебного акта надлежащему лицу. Но относимые и допустимые доказательства в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ так и не были представлены.
Поскольку ООО МП "Импульс" не соблюден предписанный законодательством порядок предъявления к взысканию исполнительного документа, Отделение обоснованно возвратило Обществу исполнительный лист без исполнения, не нарушив тем самым его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подобные вопросы о порядке предъявления к исполнению исполнительных листов о взыскании денежных средств с администраций сельских поселений был предметом обсуждений вышестоящих судебных инстанций постановление ФАС ЦО от 03.06.2011 г. по делу № А-08-4980/2010-17, постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 19.06.2009 г. по делу № А14-432/2009/10/30.
Отдельно суда полагает необходимым обратить на следующее.
Как указывалось ранее, в письме о возврате исполнительного листа от 10.06.2011 г. имеется ссылка на п. 14 Административного регламента, согласно которому в рассматриваемом случае исполнительный лист вообще не принимался к исполнению, в связи с чем, фактически имело место не действие по возврату исполнительного листа применительно к положениям ч. 3 ст. 242.1 БК РФ, а действия, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа.
В соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а также обязывает восстановить нарушенное право заявителя.
Ограничивая способ восстановления нарушенного права стороны исключительно обязанием принять исполнительный лист органом УФК, учитывая наличие на лицевых счетах бюджета (02) и (03) денежных средств, расходуемых исключительно по целевому назначению, в случае удовлетворения иска, суд вынужден был бы принять неисполнимое решении, которое не достигнет реальной цели защиты нарушенного права. Более того, в рамках рассмотрения настоящего спора это имеет существенное значение, поскольку 14 апреля 2012 года истекает трехлетний срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. Учитывая приведенные положения, оснований для взыскания (возврата) государственной пошлины в пользу заявителя - ООО МП "Импульс" не имеется.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью малое предприятие "Импульс" о признании незаконными действий Отделения по Чаплыгинскому району УФК по Липецкой области по возврату исполнительного листа № 01426 от 14.04.2009 г. и обязании казначейства принять указанный исполнительный лист к исполнению - отказать.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в Девятнадцатый апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, ул. Платонова, 8 через Арбитражный суд Липецкой области, по истечении данного срока в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции в г. Брянске.

Судья
БЕССОНОВА Е.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2012 по делу № А36-3269/2011
<В удовлетворении требований общества о признании незаконными действий уполномоченного органа по возврату исполнительного листа отказано, поскольку обществом не соблюден предписанный законодательством порядок предъявления к взысканию исполнительного документа>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru