Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 07 октября 2011 г. по делу № 03-23/2011

Новгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,
при секретаре Ф.,
с участием представителя прокурора Захаровой Н.Е.,
с участием представителей Новгородской областной Думы Г.,
с участием представителя Губернатора Новгородской области Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области № 140-ОЗ от 12 июля 2007 г. "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области" (далее - Областной закон от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ),

установил:

04 июля 2007 г. постановлением Новгородской областной Думы № 293-ОД принят Областной закон "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области", который 12 июля 2007 г. подписан губернатором Новгородской области и 17 июля 2007 г. официально опубликован в газете "Новгородские ведомости" № 9.
26 мая 2010 г. постановлением Новгородской областной Думы № 1419-ОД принят Областной закон "О внесении изменения в статью 1-1 областного закона "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области", который 01 июня 2010 г. подписан губернатором Новгородской области и 09 июня 2010 г. опубликован в газете "Новгородские ведомости" № 17.
Статьей 1-1 Областного закона от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ (в редакции Областного закона 01 июня 2010 г. № 762-ОЗ) предусмотрено, что лицам, замещающим муниципальные должности в Новгородской области, осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, уставом муниципального образования могут устанавливаться указанные в настоящей статье гарантии (пункт 1).
В случае установления уставом муниципального образования гарантий, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, их предоставление осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования в порядке, установленном представительным органом соответствующего муниципального образования (пункт 2).
Главе муниципального образования в случае досрочного прекращения полномочий по следующим основаниям: 1) преобразование или упразднение муниципального образования; 2) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом, осуществляются выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования (пункт 3).
Депутатам, руководителю (председателю), заместителю руководителя (председателя) представительного органа муниципального образования, осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, в случае досрочного прекращения полномочий по следующим основаниям: 1) преобразование или упразднение муниципального образования; 2) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом, производятся выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования (пункт 4).
Председателю, секретарю избирательной комиссии муниципального образования, осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, в случае досрочного прекращения полномочий по следующим основаниям: 1) расформирование избирательной комиссии муниципального образования судом, если основанием для расформирования стало решение избирательной комиссии муниципального образования, принятое вопреки мнению председателя, секретаря избирательной комиссии муниципального образования и закрепленное в протоколе о принятии избирательной комиссией муниципального образования решения, послужившего основанием для расформирования избирательной комиссии муниципального образования; 2) преобразование или упразднение муниципального образования, производятся выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования (пункт 5).
Руководителю, заместителю руководителя контрольного органа муниципального образования, осуществляющим свою деятельность на постоянной (штатной) основе, производятся выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, установленного представительным органом соответствующего муниципального образования, в случае досрочного прекращения полномочий вследствие преобразования или упразднения муниципального образования (пункт 6).
14 сентября 2011 г. прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать пункты 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ (в редакции Областного закона от 01 июня 2010 г. № 762-ОЗ) противоречащими закону и недействующими со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор области ссылается на то, что областная Дума, предусматривая в оспариваемой норме Областного закона гарантии лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе, превысила предоставленные ей федеральным законодательством полномочия, кроме того, оспариваемая норма противоречит трудовому законодательству.
В судебном заседании представитель прокурора З. заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель Губернатора Новгородской области Н. согласилась с заявлением прокурора по указанным им мотивам.
Представитель Новгородской областной Думы Г., возражая против удовлетворения заявления, указала на то, что оспариваемая норма Областного закона принята областной Думой с соблюдением требований федерального законодательства, в пределах предоставленных областной Думе полномочий, и не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения представителя прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) следует, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ), следует, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, не могут противоречить федеральному законодательству (часть 3 статьи 6 Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Согласно статье 5 (часть 9) Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников (часть 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как следует из части 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Установление прямых или косвенных преимуществ в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, исходя из статей 3 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что вопросы трудового законодательства, включая установление гарантий отдельным категориям работников, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе, должны приниматься в соответствии с федеральным законодательством.
Как видно из материалов дела, оспариваемая норма Областного закона принята при отсутствии федерального законодательства, предоставляющего субъекту Российской Федерации право устанавливать гарантии лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе, в виде выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае досрочного прекращения их полномочий по основаниям, указанным в оспариваемой норме.
При таких обстоятельствах установление областной Думой лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе, указанных выше гарантий (преимуществ) выходит за пределы ее полномочий, а потому оспариваемая норма Областного закона противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, положения Трудового кодекса Российской Федерации, которые разграничивают полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 6), предусматривают предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165).
В данном же случае, оспариваемая норма Областного закона предоставляет гарантии лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе, в случае досрочного прекращения их полномочий.
Ссылка представителя областной Думы на ряд постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, несостоятельна, так как в них не содержится выводов относительно установления гарантий лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной (штатной) основе.
Несостоятельна и ссылка представителя областной Думы на то, что в данном случае нормы Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению. Поскольку деятельность граждан по замещению муниципальных должностей субъекта Российской Федерации непосредственно связана с реализацией их права на труд, то данная сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что в оспариваемой части Областной закон от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Областной закон Новгородской области от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области" в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 и статьей 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородской области удовлетворить.
Признать пункты 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области" (в редакции Областного закона от 01 июня 2010 г. № 762-ОЗ) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором принесения кассационного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Новгородского
областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Мотивированное решение
составлено 13 октября 2011 г.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новгородского областного суда от 07.10.2011 по делу № 03-23/2011
О признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 3, 4, 5 и 6 статьи 1-1 Областного закона Новгородской области от 12 июля 2007 г. № 140-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в Новгородской области"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru