Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2011 г. по делу № А29-2574/2011

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Геотехнология" (ОГРН: 1021100736722)
к Комитету лесов Республики Коми (ОГРН: 1071101000230),
о признании незаконным и об отмене постановления от 24 марта 2011 года № 146
при участии:
от заявителя: не явился,
от административного органа: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Геотехнология" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Комитета лесов Республики Коми от 24 марта 2011 года № 146 о привлечении организации к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган возражает против заявленных требований. Доводы ответчика подробно изложены в отзыве на заявление, поступившем в суд 12 мая 2011 года, в котором Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов) ссылается на правомерность вынесенного постановления, просит требования заявителя отклонить.
По ходатайству представителя Комитета лесов судом было вынесено определение о приостановлении производства по данному делу до вступления в законную силу другого арбитражного дела, а именно: дела № А29-2572/2011, на основании положений статей 143 - 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ).
Поскольку решение арбитражного суда по делу № А29-2572/2011 вступило в законную силу, определением суда от 21 ноября 2011 года производство по данному делу было возобновлено, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, были устранены.
Представители заявителя и административного органа в судебное заседание не явились, ответчик ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (см. письмо от 30 ноября 2011 года).
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
14 марта 2011 года Прокуратурой города Ухты Республики Коми (далее - Прокуратура г. Ухты) вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Геотехнология" (далее - ООО "Геотехнология", Общество) дела об административном правонарушении по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП РФ).
В указанном постановлении отражено, что Прокуратурой г. Ухты проведена проверка соблюдения законодательства в сфере лесопользования в части выполнения условий договоров аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры ООО "Геотехнология". Проведенной проверкой установлено, что Общество на основании договора аренды лесного участка от 31 июля 2008 года № С0990526/22/08-АЗ осуществляет пользование лесным участком общей площадью 3,28 га, расположенным на территории Государственного учреждения Республики Коми "Ухтинское лесничество" (далее - ГУ РК "Ухтинское лесничество") в кварталах N№ 224, 225 и 226 Ухтинского участкового лесничества.
На основании пункта 1.3 вышеуказанного договора лесной участок передан арендатору для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: для бурения и эксплуатации скважины 11Ю с подъездными дорогами (1,62 га); для бурения и эксплуатации скважины 17Ю с подъездными дорогами (1,41 га); для бурения и эксплуатации скважины 20Ю с подъездными дорогами (0,25 га).
Согласно пункту 6.4.3 договора аренды лесного участка № С0990526/22/08-АЗ арендатор (Общество) обязан приступить к использованию участка земель лесного фонда после установления границ этого участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право аренды (зарегистрированный в установленном порядке договор аренды), и наличии проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение экспертизы; со дня принятия решения о предоставлении лесного участка в аренду в течение 6 месяцев необходимо представить на рассмотрение комиссии проект освоения лесов и зарегистрированный в установленном порядке договор аренды лесного участка. В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды лесного участка срок его действия с 31 июля 2008 года до 31 июля 2009 года. В дальнейшем данный договор продлен на основании дополнительного соглашения к нему от 31 июля 2009 года сроком до 1 января 2012 года.
Исходя из информации, представленной ГУ РК "Ухтинское лесничество", ООО "Геотехнология" до момента вынесения постановления от 14 марта 2011 года не имело проекта освоения лесов и заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов к вышеуказанному договору аренды.
Данные фактические обстоятельства Обществом не оспариваются.
Неоформление Обществом проекта освоения лесов, непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению им условий договора аренды лесного участка от 31 июля 2008 года № С0990526/22/08-АЗ в части выполнения данных обязательств образует, по мнению Прокуратуры г. Ухты, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
Дело об административном правонарушении Прокуратурой г. Ухты направлено для рассмотрения по существу в Комитет лесов.
24 марта 2011 года Комитетом лесов было вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (часть 1).
Из статьи 25.4 КоАП РФ следует, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (часть 1). Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2).
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 28.4 КоАП РФ).
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 марта 2011 года вынесено в присутствии представителя Общества С.А., действующего по доверенности от 11 января 2011 года.
Доверенность, выданная С.А. 11 января 2011 года для представления интересов Общества, не содержит полномочий указанного представителя на участие в конкретном административном деле, предоставленные полномочия носят общий характер. Соответственно, данная доверенность не может служить доказательством извещения законного представителя о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 марта 2011 года. Надлежащие доказательства извещения Общества о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, Прокурором г. Ухты не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя ООО "Геотехнология" о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 марта 2011 года в целях обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются, в том числе вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела и о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, по которым в случае необходимости выносится определение.
Из материалов дела видно, что постановление по делу об административном правонарушении от 24 марта 2011 года вынесено с участием представителя Общества по доверенности С.В., которая законным представителем Общества также не является.
Доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества о времени и месте рассмотрения дела в материалах дела отсутствуют. Участие представителя С.В. в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Геотехнология" не исключает обязанности административного органа, в данном случае - Комитета лесов, по уведомлению (извещению) законного представителя ООО "Геотехнология" о рассмотрении административного дела.
Перечисленные процессуальные нарушения, допущенные заявителем, являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности. Возможность устранения допущенных нарушений отсутствует.
Таким образом, следует признать, что постановление ответчика от 24 марта 2011 года № 146 принято незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Геотехнология" удовлетворить.
2. Постановление Комитета лесов Республики Коми от 24 марта 2011 года № 146 признать незаконным и отменить.
3. Настоящее решение может быть обжаловано в течение десятидневного срока со дня принятия (изготовления в полном объеме) во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров).

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2011 по делу № А29-2574/2011
<Исковые требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил использования лесов удовлетворены, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru