Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2011 г. по делу № А33-8781/2011

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 1 сентября 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Коммунальник"
к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
об оспаривании ненормативного акта и возложении обязанности устранить нарушения прав;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Широглазова М.Г. на основании доверенности от 20.05.2011;
от ответчика: Обединой Е.А. на основании доверенности № 3 от 11.01.2011
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Коммунальник" (далее - ОАО "Коммунальник", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа, содержащегося в уведомлении от 11.05.2011 № 21111, в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1 и обязании направить в 10-дневный срок проект договора купли-продажи нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1.
Заявление принято к производству суда. Определением от 08 июня 2011 года возбуждено производство по делу.
29.08.2011 поступило заявление об уточнении требований, в соответствии с которым заявитель просит:
- признать незаконным содержащийся в уведомлении Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 11.05.2011 № 21111 отказ в реализации преимущественного права ОАО "Коммунальник" на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1;
обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости упомянутого нежилого помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке, направить ОАО "Коммунальник" проект договора купли-продажи названного помещения в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Заявленное уточнение принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика требования оспорили по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ОАО "Коммунальник" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402673590.
Заявитель, являясь арендатором муниципального имущества - нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1, обратился к ответчику с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества от 12.04.2011 № 15545.
Ответчик уведомлением от 11.05.2011 № 21111 "Об отказе в реализации преимущественного права" отказал заявителю с указанием на невозможность "сделать вывод о владении и/или пользовании имуществом непрерывно в течение двух и более лет до 05.08.2008".
Заявитель считает действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска незаконными, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке. При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ).
Учитывая содержание статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик обязан доказать соответствие оспариваемого акта закону, в данном случае, наличие оснований для отказа заявителю в преимущественном праве.
Ответчиком не представлены суду доказательства того, что заявитель не владеет и не пользуется арендуемым помещением непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
16.08.1995 между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Красноярска и ОАО "Коммунальник" заключен договор аренды № 2880, по условиям пунктов 1.1 и 1.2 которого арендатор принимает в аренду нежилое помещение на ул. Белинского, 1 для использования под приемный пункт стирки белья общей площадью 34,2 кв. м. на срок с 01.04.1994 по 31.12.1996.
Дополнительными соглашениями № 7 от 19.03.1999, № 9 от 08.05.2001, № 11 от 11.12.2001, б/н от 14.01.2003, № 15 от 13.01.2004, № 25 от 17.01.2010 срок действия договора продлен до 14.11.2011.
Дополнением № 10 от 01.11.2001 изменена редакция пункта 1.1 договора аренды, согласно которой арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение на 1-ом этаже, блок № 1, реестровый № СТР00078, общей площадью 16.3 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1. Дополнением № 20 от 18.06.2007 на основании данных технического паспорта изменена редакция пункта 1.1 договора аренды, согласно которой арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение № 364 общей площадью 16 кв. м. (реестровый № СТР09016), расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1.
Таким образом, заявителем представлены в дело договор аренды муниципального имущества, дополнительные соглашения, из содержания которых следует соответствие заявителя требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Фактическое владение нежилым помещением по договору аренды ответчиком не оспаривается, что следует из представленного в материалы дела отзыва. Уточнение предмета договора в части уменьшения площади арендуемого помещения не является основанием для отказа в реализации преимущественного права.
Также ответчиком не представлено доказательств наличия иных оснований, исключающих возможность заявителя воспользоваться преимущественным правом в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
Следовательно, отказ ответчика не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (части 2, 3 статьи 9, Федерального закона № 159-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах ответчик не доказал наличия оснований, исключающих возможность заявителя воспользоваться преимущественным правом в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку требования заявителя об устранении ответчиком допущенных нарушений прав и законных интересов соответствуют частям 2, 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ОАО "Коммунальник" уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей по платежному поручению от 19.05.2011 № 528.
Учитывая результат рассмотрения настоящего дела государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Коммунальник" (ОГРН 1022402673590) удовлетворить.
Признать незаконным содержащийся в уведомлении департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 11.05.2011 № 21111 отказ в реализации преимущественного права ОАО "Коммунальник" на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского, 1.
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска совершить действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения № 364 площадью 16,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Белинского; принять решение об условиях приватизации указанного нежилого помещения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить ОАО "Коммунальник" проект договора купли-продажи названного помещения в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу открытого акционерного общества "Коммунальник" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.09.2011 по делу № А33-8781/2011
<Заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения удовлетворено, поскольку ответчиком не предоставлены доказательства, исключающие возможность заявителя воспользоваться указанным правом>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru