Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 30 ноября 2011 года

Обзор
типичных ошибок, допускаемых представительными органами
муниципальных образований при подготовке и принятии уставов
муниципальных образований и муниципальных правовых актов
о внесении в них изменений

Анализ практики государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении в них изменений (далее по тексту - МПА) за 9 месяцев 2011 года, проведенный Управлением Министерства юстиции РФ по Оренбургской области, установил ряд наиболее часто встречающихся ошибок, допускаемых представительными органами муниципальных образований при подготовке и принятии уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений).
1. При представлении документов на регистрацию типичными ошибками, повлекшими оставление МПА без рассмотрения, являются:
- представление МПА, состоящих более чем из одного листа, в непрошитом, непронумерованном виде и не скрепленных печатью представительного органа муниципального образования (или скрепленных печатью администрации);
- отсутствие подписи главы муниципального образования;
- отсутствие на магнитном носителе документов, представленных на бумажных носителях;
- непредставление в регистрирующий орган оригинала устава (при регистрации изменений в устав) либо оригинала свидетельства о регистрации устава (при регистрации нового устава).
Зачастую органы местного самоуправления сельских поселений в силу того, что глава муниципального образования исполняет одновременно полномочия главы администрации, а также председателя Совета депутатов, все документы, включая доверенности и сведения об опубликовании (об обнародовании), представляют их от имени главы администрации либо председателя Совета депутатов, вместо представления от имени главы муниципального образования, как того требует Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
2. По прежнему наиболее часто встречающейся ошибкой, служащей основанием для отказа в государственной регистрации МПА, является нарушение установленного Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) порядка принятия МПА, а именно, несоблюдение предусмотренного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между датой опубликования (обнародования) проекта МПА и датой принятия решения представительным органом муниципального образования. Несмотря на то, что уставы многих муниципальных образований содержат нормы, устанавливающие сроки проведения публичных слушаний с момента обнародования (опубликования) проекта, зачастую эти сроки ими не соблюдаются.
Кроме этого, органы местного самоуправления не всегда верно толкуют нормы федерального законодательства в части упрощенной процедуры принятия МПА о внесении изменений в устав, если такие изменения вносятся исключительно в целях приведения в соответствие закрепляемых в уставе вопросов местного значения, а также полномочий по их решению. В таких случаях проведение публичных слушаний не требуется. Поэтому многие представители органов местного самоуправления ошибочно полагают, что если публичные слушания не проводятся, то нет и необходимости опубликования (обнародования) проекта МПА.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Однако, одновременное опубликование (обнародование) с проектами МПА порядка учета предложений по проекту, а также порядка участия граждан в его обсуждении требуется законом не всегда.
В случае если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами, одновременное официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту, а также порядка участия граждан в его обсуждении не требуется.
При этом необходимо помнить, что проведение публичных слушаний не требуется только в определенных законодателем случаях, во всех остальных случаях публичные слушания должны проводиться в обязательном порядке.
3. В части оснований для отказов в регистрации по причине несоответствия федеральному законодательству наиболее типичными ошибками продолжают оставаться:
- несоответствие перечня вопросов местного значения, полномочий по решению вопросов местного значения и иных норм МПА требованиям динамично изменяющегося федерального законодательства;
- ошибки в разграничении и установлении полномочий органов местного самоуправления.
В ряде случаев представляемые на регистрацию МПА включают в себя нормы федерального законодательства, имеющие общую смысловую нагрузку, и включение их в устав требует изложения более адаптированных (конкретных) норм.
К примеру, абзац 1 части 2 статьи 24 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает, что основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования. Практически все уставы содержат общую формулировку данной нормы, однако, сам перечень оснований, а также процедура отзыва в уставах отсутствуют.
Такая же ситуация складывается и с пунктом 1 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, который устанавливает, что решение о самороспуске представительного органа муниципального образования принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Прописывая данную норму в МПА, следует не забывать и про сам порядок принятия решения.
Таким образом, если законодатель обязывает установить ту или иную норму в МПА, то МПА должен либо содержать норму либо иметь прямое указание на иной МПА, регулирующий данный вопрос.
Кроме того, в представляемых на регистрацию уставах в нарушение части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ отсутствуют нормы, устанавливающие должностное лицо, которое будет исполнять полномочия главы муниципального образования в случае досрочного сложения своих полномочий.
В большинстве случаев нормы уставов муниципальных образований, определяя должностное лицо, исполняющее полномочия главы муниципального образования (при досрочном сложении им своих полномочий), возлагают на него полномочия главы муниципального образования только в части руководства администрацией муниципального образования, оставляя при этом вопрос о возложении полномочий главы МО по руководству работой представительного органа в уставе неурегулированным (в случае, если глава МО исполняет полномочия председателя Совета депутатов).
4. При принятии МПА допускаются нарушения правил юридической техники, в частности:
- отсутствие реквизитов федеральных законов;
- различный подход к делению МПА на структурные единицы (части, пункты, под пункты);
- несоблюдение последовательности, вносимых изменений.

Ведущий специалист-эксперт
отдела законодательства субъекта РФ,
ведения федерального регистра
и регистрации уставов
муниципальных образований
Оренбургской области
О.Н.ВЕРЕЩАГИНА




Официальная публикация в СМИ:
"Муниципальный вестник Оренбуржья", № 11, ноябрь, 2011


Информация Управления Министерства юстиции РФ по Оренбургской области от <30.11.2011>
"Обзор типичных ошибок, допускаемых представительными органами муниципальных образований при подготовке и принятии уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru