Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. № 3-22/2011

Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Купаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 6 и 7 статьи 4 Закона Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области", а также отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением № 1 к указанному Закону,

установил:

15 февраля 2007 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области", который подписан Губернатором Сахалинской области 22 июля 2007 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" от 2 марта 2007 года в № 36-37(2763-2764) (далее - Закон № 12-ЗО).
В дальнейшем в указанный Закон вносились изменения и дополнения Законами Сахалинской области от 18 октября 2007 года № 99-ЗО, от 3 марта 2008 года № 12-ЗО, от 11 декабря 2008 года № 111-ЗО, от 13 февраля 2009 года № 6-ЗО, от 27 марта 2009 года № 20-ЗО, от 26 октября 2009 года № 85-ЗО, от 7 декабря 2009 года № 103-ЗО, от 1 апреля 2010 года № 17-ЗО, от 29 апреля 2010 года № 25-ЗО, от 11 июня 2010 года № 46-ЗО, от 17 июня 2011 года № 52-ЗО.
Частью 1 статьи 4 Закона № 12-ЗО установлено, что должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам с учетом положений Федерального закона и Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы", составляют перечни должностей гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей гражданской службы (приложение 1 к настоящему Закону).
В приложении № 1 к Закону № 12-ЗО предусмотрен Реестр должностей государственной гражданской службы Сахалинской области (далее - Реестр).
Согласно части 6 статьи 4 Закона № 12-ЗО при соотношении должностей гражданской службы Сахалинской области и должностей федеральной государственной гражданской службы учитываются:
1) задачи и функции соответствующих государственных органов Сахалинской области и государственных органов Российской Федерации;
2) категории, группы должностей гражданской службы Сахалинской области и должностей федеральной государственной гражданской службы;
3) квалификационные требования к должностям гражданской службы Сахалинской области и должностям федеральной государственной гражданской службы.
Частью 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО установлено, что до принятия федерального закона или Указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральных государственных гражданских служащих и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленных настоящим Законом, должности гражданской службы в аппарате Сахалинской областной Думы (раздел 4 приложения № 1 к настоящему Закону), в аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области (раздел 1 приложения № 1 к настоящему Закону), в органах исполнительной власти Сахалинской области (разделы 2, 3 приложения № 1 к настоящему Закону), в аппарате избирательной комиссии Сахалинской области (раздел 5 приложения № 1 к настоящему Закону), в аппаратах мировых судей (раздел приложения № 1 к настоящему Закону) приравниваются к установленным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации) соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (раздел 3 Указа Президента Российской Федерации), Аппарата Правительства Российской Федерации (раздел 4 Указа Президента Российской Федерации), федерального министерства (раздел Указа Президента Российской Федерации), в аппарате районного суда (подраздел 3 раздела 14 Указа Президента Российской Федерации), в федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля и надзора (глава 2 раздела 9 Указа Президента Российской Федерации), аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (раздел 19 Указа Президента Российской Федерации).
23 июня 2011 года исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 6 и 7 статьи 4, пункта 4 части 8 статьи 18 в части слов "65 лет" Закона Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области", а также отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением № 1 к указанному Закону, а именно:
подраздел 4 раздела 1 "Перечень должностей в Правительстве Сахалинской области и аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области" в части слов "главный специалист 1 разряда (01-4-2-029)", "главный специалист 2 разряда (01-4-2-030)", "главный специалист 3 разряда (01-4-2-031)";
подраздел 3 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" в части слов "начальник управления (02-3-1-005)", "заместитель начальника управления (02-3-2-006)", "начальник управления (02-3-2-007)", "заместитель начальника управления (02-3-2-008)", "начальник отдела (02-3-2-009)", "начальник отдела (02-3-2010)";
подраздел 4 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" в части слов "главный специалист 1 разряда (02-4-2-022)", "главный специалист 2 разряда (02-4-2-023)", "главный специалист 3 разряда (02-4-4-024)", "старший государственный инспектор (05-4-4-031)", "государственный инспектор (05-4-4-032)";
подраздел 3 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (03-3-2-005)", "начальник отдела (03-3-2-006)";
подраздел 4 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" в части слов "главный специалист 1 разряда (03-4-2-016)", "главный специалист 2 разряда (03-4-2-017)", "главный специалист 3 разряда (03-4-2-018)", "старший государственный инспектор (03-4-4-025)", "государственный инспектор (03-4-4-026)";
подраздел 2 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (04-3-2-003)", "начальник отдела (04-3-2-004)";
подраздел 3 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" в части слов "старший государственный инспектор (04-4-4-0190)", "государственный инспектор (04-4-4-020)";
подраздел 2 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (05-3-2-003)";
подраздел 3 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" в части слов "старший государственный инспектор (05-4-4-015)", "государственный инспектор (05-4-4-016)";
подраздел 2 раздела 6 "Перечень должностей в государственных инспекциях Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (06-3-2-003)";
подраздел 3 раздела 6 в части слов "старший государственный инспектор (06-4-4-015)", "старший государственный инспектор-инженер (06-1-4-015.1)", "государственный инспектор (06-4-4-016)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)".
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что при утверждении Законом № 12-ЗО Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области не соблюдены требования Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - ФЗ № 79) и Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Реестр федеральной службы), а именно, подраздел 4 раздела 1 Реестра в части установления должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (01-4-2-029)", "главный специалист 2 разряда (01-4-2-030)", "главный специалист 3 разряда (01-4-2-031)" в главной группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" противоречит подразделу 4 раздела 4 Реестра федеральной службы, в котором в должностях категории "обеспечивающие специалисты" такие должности отсутствуют. Подраздел 3 раздела 2 Реестра в части отнесения должностей "начальник управления (02-3-1-005)", "заместитель начальника управления (02-3-2-006)", "начальник управления (02-3-2-007)", "заместитель начальника управления (02-3-2-008)", "начальник отдела (02-3-2-009)", "начальник отдела (02-3-2010)" к должностям категории "специалисты" противоречит подразделу 1 раздела 5 Реестра федеральной службы, относящим указанные должности к главной группе должностей категории "руководители". Подраздел 4 раздела 2 Реестра в части установления в главной группе должностей "обеспечивающие специалисты" должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (02-4-2-022)", "главный специалист 2 разряда (02-4-2-023)", "главный специалист 3 разряда (02-4-4-024)" противоречит подразделу 4 раздела 5 Реестра федеральной службы, в котором в должностях категории "обеспечивающие специалисты" указанные должности отсутствуют; этот же подраздел Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (05-4-4-031)", "государственный инспектор (05-4-4-032)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" противоречит главе 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, относящим эти должности к категории "специалисты". Подраздел 3 раздела 3 Реестра в части отнесения должностей "начальник отдела (03-3-2-005)", "начальник отдела (03-3-2-006)" к главной группе должностей категории "специалисты" противоречит подразделу 1 раздела 8, подразделу 1 раздела 9 Реестра федеральной службы, относящим эти должности к категории "руководители". Подраздел 4 раздела 3 Реестра в части установления в главной группе должностей "обеспечивающие специалисты" должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (03-4-2-016)", "главный специалист 2 разряда (03-4-2-017)", "главный специалист 3 разряда (03-4-2-018)" противоречит подразделу 3 раздела 8 Реестра федеральной службы, в котором в категории должностей "обеспечивающие специалисты" отсутствуют должности с такими наименованиями; этот же подраздел Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (03-4-4-025)", "государственный инспектор (03-4-4-026)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" противоречит главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы, относящим указанные должности к старшей группе должностей категории "специалисты". Подраздел 2 раздела 4 Реестра в части отнесения к главной группе должностей категории "специалисты" должностей "начальник отдела (04-3-2-003)", "начальник отдела (04-3-2-004)" противоречит подразделу 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, который относит эти должности к ведущей группе должностей категории "руководители". Подраздел 3 раздела 4 Реестра в части отнесения к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" должностей "старший государственный инспектор (04-4-4-0190)", "государственный инспектор (04-4-4-020)" противоречит главе 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, относящим эти должности к старшей группе должностей категории "специалисты". Подраздел 2 раздела 5 Реестра в части отнесения к главной группе должностей категории "специалисты" должности "начальник отдела (05-3-2-003)" противоречит подразделу 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, относящему эту должность к ведущей группе должностей категории "руководитель". Подраздел 3 раздела 5 Реестра в части отнесения к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" должностей "старший государственный инспектор (05-4-4-015)", "государственный инспектор (05-4-4-016)" противоречит главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы, относящей эти должности к старшей группе должностей категории "специалисты". Подраздел 2 раздела 6 Реестра в части отнесения должности "начальник отдела (06-3-2-003)" к главной группе должностей категории "специалисты" противоречит подразделу 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, относящему такую должность к ведущей группе должностей категории "руководители". Подраздел 3 раздела 6 Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (06-4-4-015)", "старший государственный инспектор-инженер (06-4-4-015.1)", "государственный инспектор (06-4-4-016)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" противоречит главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы, относящей эти должности к категории "специалисты". Кроме того, поставив требование о признании недействующими частей 6 и 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО, прокурор сослался на противоречие указанных положений пункту 4 статьи 2 ФЗ № 58, поскольку, регулируя в них вопрос соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, Сахалинская областная Дума вышла за пределы предоставленных полномочий. Кроме того, по мнению прокурора, из содержания части 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО следует, что типовые должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации (то есть не только Сахалинской области) установлены Законом № 12-ЗО, что не соответствует действительности. В этой связи, прокурор указывает на то, что данная норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование, а потому подлежит признанию недействующей.
Представители Губернатора Сахалинской области Лещева Е.А. и Мишаков В.В. не возражали против признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 6 и 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО, в остальной части просили в удовлетворении требований прокурору отказать, сославшись на то, что субъект Российской Федерации обладает самостоятельностью в формировании реестров должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в части установления наименований, должностей и отнесения их к тем или иным категориям и группам должностей. Обратили внимание на то, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 419-ФЗ признан утратившим силу с 11 января 2011 года абзац 3 части 4 статьи 8 ФЗ № 58, касавшийся вопроса определения соотношения между должностями федеральной государственной гражданской службы и типовыми должностями государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, что, по их мнению, свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации на самостоятельное учреждение той или иной должности государственной гражданской службы в зависимости от определенной ими структуры государственных органов субъектов Российской Федерации. Не согласились также с требованием прокурора о признании недействующим пункта 4 части 8 статьи 18 в части слов "65 лет" Закона № 12-ЗО, в связи с тем, что Законом Сахалинской области от 17 июня 2011 года № 52-ЗО в указанную норму внесены соответствующие изменения.
Представитель Сахалинской областной Думы Викторова В.И. также не возражала против признания недействующими частей 6 и 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО, изначально частично согласилась с признанием недействующими отдельных положений Реестра, в дальнейшем поддержала позицию представителей Губернатора Сахалинской области и просила в удовлетворении заявления прокурору в указанной части отказать.
Определением Сахалинского областного суда от 20 июля 2011 года производство по делу прекращено в части требования исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 4 части 8 статьи 18 в части слов "65 лет" Закона № 12-ЗО на основании пункта 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - ФЗ № 58) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 названного Федерального закона закреплен принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, в качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 8 ФЗ № 58 должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений названного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и данного Реестра.
Из приведенных положений федерального законодательства следует, что в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при утверждении субъектами Российской Федерации Реестров должностей государственной гражданской службы и учреждении должностей должны соблюдаться требования о соответствии их наименований, категорий и групп наименованиям, категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы с учетом структуры государственных органов.
Однако, судом установлено, что при учреждении отдельных должностей в Реестре должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением № 1 к Закону Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области", вышеуказанные требования не соблюдены.
Так, подразделом 4 раздела 1 Реестра "Перечень должностей в Правительстве Сахалинской области и аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области" в главной группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" установлены должности с наименованиями "главный специалист 1 разряда (01-4-2-029)", "главный специалист 2 разряда (01-4-2-030)", "главный специалист 3 разряда (01-4-2-031)", что противоречит подразделу 4 раздела 4 "Перечень должностей в Аппарате Правительства Российской Федерации" Реестра федеральной службы, в котором в должностях категории "обеспечивающие специалисты" такие должности отсутствуют.
В подразделе 3 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" Реестра должности "начальник управления (02-3-1-005)", "заместитель начальника управления (02-3-2-006)", "начальник управления (02-3-2-007)", "заместитель начальника управления (02-3-2-008)", "начальник отдела (02-3-2-009)", "начальник отдела (02-3-2010)" отнесены к должностям категории "специалисты", что противоречит подразделу 1 раздела 5 "Перечень должностей в федеральных министерствах" Реестра федеральной службы, в соответствии с которым указанные должности числятся в главной группе должностей категории "руководители".
Подразделом 4 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" Реестра в главной группе должностей "обеспечивающие специалисты" установлены должности с наименованиями "главный специалист 1 разряда (02-4-2-022)", "главный специалист 2 разряда (02-4-2-023)", "главный специалист 3 разряда (02-4-4-024)", что противоречит подразделу 4 раздела 5 "Перечень должностей в федеральных министерствах" Реестра федеральной службы, в котором в должностях категории "обеспечивающие специалисты" указанные должности отсутствуют.
В подразделе 2 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" Реестра должности "начальник отдела (04-3-2-003)", "начальник отдела (04-3-2-004)" отнесены к главной группе должностей категории "специалисты", что противоречит подразделу 1 раздела 8 "Перечень должностей в федеральных службах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации" Реестра федеральной службы, в соответствии с которым указанные должности числятся в ведущей группе должностей категории "руководители".
В подразделе 3 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" Реестра должности "старший государственный инспектор (04-4-4-0190)", "государственный инспектор (04-4-4-020)" отнесены к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты", что противоречит главе 1 "Отдельные должности в государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля или надзора" раздела 8 Реестра федеральной службы, относящей указанные должности к старшей группе должностей категории "специалисты".


В этой связи, в указанной части суд удовлетворяет требования прокурора и признает данные положения Реестра противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемые положения Реестра применялись и порождали правовые последствия.
С доводами представителей Сахалинской областной Думы и Губернатора Сахалинской области о самостоятельности субъекта Российской Федерации в формировании реестров должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в части установления наименований должностей и отнесения их к тем или иным категориям и группам, согласиться нельзя, поскольку по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на учреждение должностей государственной гражданской службы субъектов не исключает необходимости соблюдения при их учреждении требований федерального законодательства, установленных частью 2 статьи 10 ФЗ № 79 и Указом Президента от 31 декабря 2005 года № 1574. Иное означало бы умаление единства правовых и организационных основ федеральной государственной службы Российской Федерации и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
В остальной части суд отказывает прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Так, по мнению прокурора, подраздел 4 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (05-4-4-031)", "государственный инспектор (05-4-4-032)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" противоречит главе 1 "Отдельные должности в государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, на которые возложены функции государственного контроля или надзора" раздела 8 Реестра федеральной службы, в котором эти должности числятся в категории "специалисты".
Однако, раздел 8 предусматривает "Перечень должностей в федеральных службах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации", тогда как оспариваемые прокурором должности находятся в Перечне должностей в министерствах Сахалинской области.
В этой связи, суд не усматривает противоречия главе 1 раздела 8 Реестра федеральной службы, поскольку эти перечни должностей, исходя из структуры государственных органов, нельзя признать соотносимыми и сопоставимыми.
Обосновывая противоречие подраздела 3 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" Реестра в части отнесения должностей "начальник отдела (03-3-2-005)", "начальник отдела (03-3-2-006)" к главной группе должностей категории "специалисты", прокурор сослался на подраздел 1 раздела 8, подраздел 1 раздела 9 Реестра федеральной службы, относящим эти должности к категории "руководители".
С указанным выводом согласиться нельзя, поскольку в разделе 8 и 9 Реестра федеральной службы предусмотрен Перечень должностей в федеральных службах, государственных комитетах и федеральных агентствах, тогда как оспариваемые прокурором должности находятся в Перечне должностей в департаментах Сахалинской области.
Поэтому должности в указанных органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации также нельзя признать соотносимыми и сопоставимыми.
При этом суд исходит из того, что в ведении субъекта Российской Федерации находится организация государственной гражданской службы субъекта, что предусматривает его самостоятельность в установлении не только системы государственных органов субъекта, но и их структуры с определением различных наименований органов в зависимости от возложенных на них задач, функций, полномочий, сфер деятельности, важности принимаемых ими решений и иных критериев.
Учитывая изложенное, суд не может согласиться с мнением прокурора о возможности применения указанных разделов Реестра федеральной службы по аналогии, поскольку в данном случае недопустимо вмешательство в самостоятельность субъектов.
По указанным основаниям суд не соглашается и с выводами прокурора о том, что подраздел 4 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" в части установления в главной группе должностей "обеспечивающие специалисты" должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (03-4-2-016)", "главный специалист 2 разряда (03-4-2-017)", "главный специалист 3 разряда (03-4-2-018)" противоречит подразделу 3 раздела 8 Реестра федеральной службы, а этот же подраздел Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (03-4-4-025)", "государственный инспектор (03-4-4-026)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" - главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы.
По аналогичным основаниям суд считает необоснованными выводы прокурора о противоречии: подраздела 2 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" Реестра в части отнесения к главной группе должностей категории "специалисты" должности "начальник отдела (05-3-2-003)" подразделу 1 раздела 8 Реестра федеральной службы; подраздела 3 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" Реестра в части отнесения к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" должностей "старший государственный инспектор (05-4-4-015)", "государственный инспектор (05-4-4-016)" главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы; подраздела 2 раздела 6 "Перечень должностей в государственных инспекциях Сахалинской области" Реестра в части отнесения должности "начальник отдела (06-3-2-003)" к главной группе должностей категории "специалисты" подразделу 1 раздела 8 Реестра федеральной службы; подраздела 3 раздела 6 Реестра в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (06-4-4-015)", "старший государственный инспектор-инженер (06-4-4-015.1)", "государственный инспектор (06-4-4-016)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты" главе 2 раздела 9 Реестра федеральной службы, поскольку эти разделы федерального реестра не определяют перечень должностей в таких государственных органах как комиссии и инспекции.
Более того, ссылку прокурора в обоснование противоречия отдельных положений Реестра на раздел 9 Реестра федеральной службы нельзя признать состоятельной.
Законом Сахалинской области от 26 октября 2009 года № 89-ЗО "О системе органов исполнительной власти Сахалинской области" (далее - Закон № 89) установлена система органов исполнительной власти Сахалинской области.
В соответствии со статьей 1 данного Закона систему органов исполнительной власти Сахалинской области составляют: высший исполнительный орган государственной власти - Правительство Сахалинской области и органы исполнительной власти Сахалинской области: министерства, департаменты, агентства, комиссии, государственные инспекции Сахалинской области, представительство Губернатора и Правительства Сахалинской области.
В силу части 2 статьи 2 Закона № 89 Правительство Сахалинской области возглавляет систему органов исполнительной власти Сахалинском области и осуществляет руководство органами исполнительной власти Сахалинской области.
Постановлением Губернатора Сахалинской области от 10 ноября 2009 года № 26 утверждена структура органов исполнительной власти Сахалинской области с определением наименований министерств, департамента, агентств, комиссии, государственных инспекций Сахалинской области.
Из Положений о Департаменте управления делами Губернатора и Правительства Сахалинской области, агентствах Сахалинской области, государственных инспекциях Сахалинской области следует, что каждый из них является органом исполнительной власти Сахалинской области и в своей деятельности подчиняется только Правительству Сахалинской области, министерствам Сахалинской области ни один из указанных органов не подведомственен.
Раздел 9 Реестра федеральной службы, на который ссылается прокурор, предусматривает перечень должностей в федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных федеральным министерствам.
Следовательно, указанный раздел Реестра федеральной службы к государственным органам исполнительной власти Сахалинской области не применим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 ФЗ № 58 правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
До 11 января 2011 года абзац 3 части 4 статьи 8 ФЗ № 58 предусматривал положение о том, что соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется Федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации.
Ни Федеральный закон, ни Указ Президента Российской Федерации по данному вопросу не принят.
Более того, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 419-ФЗ, вступившим в силу с 11 января 2011 года, вышеуказанная норма, определяющая компетенцию федерального законодателя и Президента Российской Федерации по вопросу соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утратила силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
С учетом действующего в настоящее время федерального законодательства, анализ содержания оспариваемых прокурором положений частей 6 и 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО позволяет прийти к выводу о том, что в них Сахалинская областная Дума, определяя критерии построения и формирования Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, применяя при этом соотношение своих должностей гражданской службы с должностями федеральной службы, осуществляет таким образом организацию государственной гражданской службы субъекта и формирование своего Реестра.
При этом, такое построение и формирование Реестра государственной гражданской службы Сахалинской области согласуется с положениями части 2 статьи 10 ФЗ № 79 и с установленным федеральным законодательством принципом единства организационных основ государственной службы и единого подхода к ее организации.
В этой связи, суд не может согласиться с выводом прокурора о противоречии частей 6 и 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО положениям пункта 4 статьи 2 ФЗ № 58.
Не усматривает суд неопределенности и неоднозначного толкования в части 7 статьи 4 Закона № 12-ЗО, на что сослался прокурор, поскольку из контекста оспариваемой нормы и содержания всего Закона № 12-ЗО не следует, что указанным законом установлены типовые должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а не Сахалинской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области удовлетворить частично:
признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением № 1 к Закону Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области":
подраздел 4 раздела 1 "Перечень должностей в Правительстве Сахалинской области и аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области" в части установления должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (01-4-2-029)", "главный специалист 2 разряда (01-4-2-030)", "главный специалист 3 разряда (01-4-2-031)";
подраздел 3 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" в части отнесения должностей "начальник управления (02-3-1-005)", "заместитель начальника управления (02-3-2-006)", "начальник управления (02-3-2-007)", "заместитель начальника управления (02-3-2-008)", "начальник отдела (02-3-2-009)", "начальник отдела (02-3-2010)" к должностям категории "специалисты";
подраздел 4 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" в части установления должностей с наименованиями "главный специалист 1 разряда (02-4-2-022)", "главный специалист 2 разряда (02-4-2-023)", "главный специалист 3 разряда (02-4-4-024)";
подраздел 2 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" в части отнесения должностей "начальник отдела (04-3-2-003)", "начальник отдела (04-3-2-004)" к главной группе должностей категории "специалисты";
подраздел 3 раздела 4 "Перечень должностей в агентствах Сахалинской области" в части отнесения должностей "старший государственный инспектор (04-4-4-0190)", "государственный инспектор (04-4-4-020)" к старшей группе должностей категории "обеспечивающие специалисты".
Отказать исполняющему обязанности прокурора Сахалинской области в удовлетворении заявления в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими частей 6 и 7 статьи 4 Закона Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области", а также следующих положений Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением № 1 к указанному Закону Сахалинской области:
подраздел 4 раздела 2 "Перечень должностей в министерствах Сахалинской области" в части слов "старший государственный инспектор (05-4-4-031)", "государственный инспектор (05-4-4-032)";
подраздел 3 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (03-3-2-005)", "начальник отдела (03-3-2-006)";
подраздел 4 раздела 3 "Перечень должностей в департаментах Сахалинской области" в части слов "главный специалист 1 разряда (03-4-2-016)", "главный специалист 2 разряда (03-4-2-017)", "главный специалист 3 разряда (03-4-2-018)", "старший государственный инспектор (03-4-4-025)", "государственный инспектор (03-4-4-026)";
подраздел 2 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (05-3-2-003)";
подраздел 3 раздела 5 "Перечень должностей в комиссиях Сахалинской области" в части слов "старший государственный инспектор (05-4-4-015)", "государственный инспектор (05-4-4-016)",
подраздел 2 раздела 6 "Перечень должностей в государственных инспекциях Сахалинской области" в части слов "начальник отдела (06-3-2-003)".
подраздел 3 раздела 6 "Перечень должностей в государственных инспекциях Сахалинской области" в части слов "старший государственный инспектор (06-4-4-015)", "старший государственный инспектор-инженер (06-4-4-015.1)", "государственный инспектор (06-4-4-016)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)", "государственный инспектор-инженер (06-4-4-016.1)".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 25 июля 2011 года.

Судья Сахалинского областного суда
Ю.А.Богомолова




Официальная публикация в СМИ:
"Губернские ведомости", № 220(3907), 03.12.2011 (Резолютивная часть)

Определением Верховного Суда РФ от 12.10.2011 № 64-Г11-31 данное решение в части удовлетворения заявленных требований оставлено без изменения, в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено и принято новое решение, которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения части 6 и 7 статьи 4 Закона Сахалинской области от 22.02.2007 № 12-ЗО, а также отдельные положения подраздела 4 раздела 2, подраздела 3 раздела 3, подраздела 4 раздела 3, подраздела 2 раздела 5, подраздела 3 раздела 5, подраздела 2 раздела 6, подраздела 3 раздела 6 Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, являющегося приложением 1 к указанному Закону.

Решение Сахалинского областного суда от 20.07.2011 № 3-22/2011
<О признании недействующими отдельных положений Реестра должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, утвержденного Законом Сахалинской области от 22.02.2007 № 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области">


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru